logo
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

Бюджетное устройство рф: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений.

  • Бюджетная система Российской Федерации: понятие, структура, принципы построения, направления совершенствования в рамках проводимых в стране реформы местного самоуправления, бюджетной реформы и реформы межбюджетных отношений.

  • Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между отдельными ее звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов и т.д.

    Бюджетное устройство включает в себя: 1) принципы построения бюджетной системы и бюджетов; 2) структуру бюджетной системы, 3) бюджетную классификацию.

    Бюджетное построение определяется формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами и ролью бюджета в общественном производстве.

    Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

    1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

    3. местные бюджеты, в том числе:

    Построение бюджетной системы РФ базируется на определенных принципах. Их перечень установлен БК РФ. Согласно этому документу выделяют следующие принципы построения бюджетной системы:

    1) Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы.

    2) Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (вместо принципы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы)- означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

    3) Принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления:

    - самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

    - самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

    - право устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты;

    - право органов самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;

    - недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих других бюджетов а также подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

    - право органов предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

    - недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года изменений бюджетного и налогового законодательства приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

    - недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

    4) Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - означает определение бюджетных полномочий, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК.

    5) Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (вместо принципа полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов) - означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

    6) Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.

    7) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (вместо принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств) - означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

    8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:

    - субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

    - средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

    - добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

    - расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

    - расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации.

    9) Принцип прозрачности (открытости) – (вместо принципа гласности) означает:

    - обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

    - обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов на рассмотрение, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

    стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации.

    10) Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

    11) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

    12) Принцип подведомственности расходов бюджетов (новый) означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

    При этом распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

    13) Принцип единства кассы (новый) означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

    Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

    Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

    - классификацию доходов бюджетов;

    - классификацию расходов бюджетов;

    - классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

    - классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

    Классификация доходов.

    Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов РФ представлена в виде четырех составных частей:

    1. Главный администратор доходов бюджета;

    2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

    3. Подвид доходов;

    4. Код классификации операций сектора государственного управления.

    Код администратора (1 - 3 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору.

    Код вида доходов состоит из 10 знаков и включает в себя группу (1 знак), подгруппу (2 знака), статью (2 знака), подстатью (3 знака) и элемент дохода (2 знака).

    Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов (4 знака) – вместо программы.

    Код классификации операций сектора государственного управления – 3 знака – это четвертая классификация.

    Код классификации расходов бюджетов состоит из:

    1) кода главного распорядителя бюджетных средств (3 знака);

    2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов (раздел – 2, подраздел – 2, целевая статья – 7, вид расходов -3);

    3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (3 знака)

    Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из:

    1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (3 знака);

    2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (группа – 2 знака, подгруппа – 2 знака, статья – 6 знаков, вид источников – 4 знака),;

    3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (3 знака).

    Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания. Состоит из трех знаков.

    В рамках реализации концепции реформирования межбюджетных отношений особое внимание уделяется укреплению финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, в рамках которой принимаются следующие меры: федеральные органы власти не могут принимать решения снижающие доходы региональных и местных бюджетов без предоставления соответствующей компенсации, им разрешено уточнять бюджетную классификацию в соответствии со спецификой своих территорий, установлены условия осуществления самостоятельного бюджетного процесса в зависимости от бюджетной обеспеченности.

    В рамках проводимой реформы местного самоуправления выделено дополнительное звено, призванное наиболее эффективно решать вопросы местного значения.