logo
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны

Гос-ые и мун-ые финансы - это совокупность экономических отношений, одним из участников которых является орган гос власти и местного самоуправления, складывающихся по поводу образования и использования средств фед-ого, рег-ого и местного бюджета и внебюджетных фондов в интересах населения государства.

ГиМФ: - Б-т (ФБ, РБ, МБ); - ГВф (ПФ, ФСС, ФОМС, ТФОМС).

Гос-ые доходы - часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий.

Гос-ые расходы - это экономические отношения, связанные с распределением и использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Роль ГиМФ проявляется через осуществление их функций.

Фун-ии ГФ: поддержка национальной эк-ки, нац-ой обороны, безопасности, предоставление высшего образования, пенсионного обеспечения и т.д.

Основные Фун-ии Рег-ыхФ: фин-ся деят-ть региональных органов власти, отрасли, транспорт, общее образование и т.д.

Фун-ии МФ: удовлетворение потребностей жителей муниципалитета (транспорт, образование, здравоохранение и т.д.), благоустройство. Озеленение, ЖКХ. ФЗ № 131-ФЗ.

Особое положение в фин. системе пренадлежит гос. и муницип. фин-сам. что обусловлено их специфическим назначением – обеспечить органы гос. власти и местного самоупр-ия ден. ср-ми. необх. для выполнения возлож-х на них ф-ций.

Гос. и муницип финансы – это ден-ые отнош-ия , возник-щие в распределит-ом процессе всвязи с формами ден. ср-в у органов гос власти и местного самоупр-ия и их исрольз-ем на удовлетворение соц. потребностей граждан, регулир-е эк-ки, финансир-ие нац. обороны и правоохр-х деят-ти, упрвления и др. расходов гос-ва и муницип-го образ-ия.

с помощью гос. и муницип. финансов органы гос. власти и местного самоупр-ия осущ-ет регулир-ие соц. процессов, оказ-т влияние на развитие приорететных отраслей эк-ки, сглаживают различия в уровне соц-эк. развития отд-ых террет-ий страны и др.

На организацию гос. и муницип. фин-в оказыв. влияние ряд факторов: 1)форма гос устр-ва (унит, федер-ое); 2)особ-ти адм-террит. устр-ва гос-ва , что приявл-ся в функционир-ии одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации, либо в формировании муницип. образ-ий разл-го территор-го ур-ня; 3)Особый статус отд-х территор-х образ-ий. придание территор-му образ-ю опр-го статуса явл-ся эф-ым механизмом учета геополитич-их, этнографических, демографич-х и иных хар-к такого образов-я, выработанных международной практикой.

Формир-ие и исп-ие фин. рес-сов органов гос. власти и местного самоупр-ия осущ-ся в форме разл-х фондов д.с.: бю-в разных ур-ей БС страны и внебю-х фондов.

Бю-ы формир-ся орг-ми гос. вл-ти разного ур-ня и организ-ции местного самоупр-ия для фин. обеспеч-ия всех возлож-х на них задач и ф-ций.

Формир-е внебю. фондов связано с потребностями у органов гос. вл. и местн-о упр-ия в значит-х объемов фин. рес-сов для проведения ряда соц-но-эк-их мероприятий. Т.О. внебю. фонды выступают формой образования и исп-ия фин. рес-сов орг. гос. вл-ти и местного самоупр-ия, предусм. целевое напр-ие ср-в на финанс-ие отд-ых соц, эк, потр-ей общ-ва.

Образуемые в форме бю-в и внебю-х фондов фин. рес-сы орг-в гос. вл. и местн. самоупр-ия – это доходы, поступления и ден. накопл-я, наход. в гос. и муницип-й собств-ти и предназн-е для решения органами гос. вл. и местн. самоупр-я вопросов, отнесенных к их компетенции.

Формирование осн. объема фин. рес-сов органов гос. вл. и местного самоупр-я осущ-ся посредством мобилизации гос. и муницип. дох-в.

Гос. дох-ды предст. собой д.с., зачисл-ые в соотв-е с действ-им зак-ом в бю-ты орг-ов гос. вл-ти разных ур-ей, а так же в госуд. внебю. фонды.

Муницип. дох-ы – ден. ср-ва, зачисл-ые в соотв-е с зак-ом органов гос. вл. и решениями орг-ов местн-го самоупр-ия в бю. муницип-х образ-ий.

Финансирование расходов бю-в в части превышения их объема над величиной доходов осущ-ся за сч. поступлений из источников финансир-ия диф-та бю-та. При этом органы гос. власти РФ имеют право на привлечение как внутренних так и внешних источников, а органы гос. власти субъектов РФ – только внутр-их источ-ов.

Источниками формир-ия гос. фин. рес-сов явл ВВП, поступл-я от внешнеэк деят-ти, часть нац богатства (н-р поступл-я от продажи земли). В случае наступления ЧС в период эк нестаб-ти часть НБ может выступать в кач-ве источ-ка гос-ых фин. рес-сов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др.

Источниками фин. рес-сов орг-ов местн-го самоупр-ия явл валовой региональный продукт, а так же часть нац. богатства, находящегося или обращающегося в муницип-ой собств-ти. Исп-ие фин. рес-сов органов гос. власти и местного самоупр-ия осущ. в виде гос-х и муницип-х расходов.

Гос. расходы – это ден. ср-ва, направл-ые ог-ми гос. вл-ти из бю-ов соотв-го ур-ней и гос. внебю-х фондов на фин-ое обеспеч-ие возлож-х на них задач и функций.

Муницип-ые расходы – это ден. ср-ва напр. орг-ми местн-го самоупр-ия из бю-ов муницип-ых образ-ий на решение вопросов местного значения.

Гос. расходы предназн-е для удовлетв-я потребностей общ-ва в области развития эк-ки и соц сферы, управления гос-м, укрепления его обороноспособностью и др.

Потребность в муницип-х расходах обусловлено удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непоср-го проживания.