logo
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.

Любое гос-во для осуществления своих функций и достижения определенных гос-ых соц-но-эк-их задач использует финансы. Важную роль в реализации пост-ых целей играет финансовая политика. Через фин. пол-ку являющейся составной частью эк-ой пол-ки гос-ва, осущ-ся взаимод-вие финансов на эк-ое и соц-ое развитие общ-ва.

Финансовая политика – это особая сфера деят-ти гос-ва, направленная на мобилизация фин-ых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осущ-ия гос-ом его функций.

Гос-во явл-ся гл. субъектом проводимой фин-ой пол-ки. Оно разраб-ет стратегию основных направлений фин-го развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, ср-ва и пути достижения стратегич-их задач.

Финансовая стратегия – долглвременный курс фин-ой пол-ки, рассчитанная на длительную перспективу и предусиатривает решение, как правило, крупномасштабных задач.

Финансовая тактика – это методы решения фин-х задач на важнейших участках фин-ой стратегии. Стратегия и тактика фин-ой пол-ки взаимосвязаны.

В глобальном плане общими принципами формир-ся фин-ой пол-ки гос-во явл-ся:

1) выработка научно-обоснованной концепции развития финансов. Целью научно-обоснованной концепции развития финансов явл-ся наиболее полная мобилизация фин-х ресурсов, небх-х для удовлетворения потребностей развития общества.

2) Концентрация части фин-х ресурсов в центральных фондах гос-ва. Формирования центральных фондов д.с. гос-ва осущ-ся с целью обеспеч-я финанс-я гос-х расходов. Формир-е центр-х фондов д.с. гос-во происходит как на стадии первичного распред-ия НД, так и в ходе перераспред-я сиоимости совокупного общего продукта.

3) Определение сн-х направлений исп-ия фин-х ресурсов гос-ва. Целью выработки осн-х направлений явл-ся наиболее эф-ое исп-ие ресурсов путем распред-я их прежде всего в приорететные сферы, а так же в срц-ю сферу.

4) Осущ-ие практических действий, направленных на достижение пост-х целей, опред-ия фин-го возд-ия на развитие эк-ки. Для этого необходимо функционирование эффективного фин-го механизма.

5) Регулир-е фин-х отношений с использ-м научно обоснованной фискальной пол-ой.

Важнейшей целью фин-ой пол-ки явл-ся увеличение объема фин-х ресурсов на базе эк-го роста, соответствующее наращивание гос-х финансов, необходимых для более полного удовлетворения потребностей общества.

Содержание фин-й пол-ки достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий. Оно включает:

  1. разработку общей концепции фин. пол-ки, опред-ий её стратег-их напр-ий, целей, задач.

  2. созд-ие адекватного фин-го механиз-ма

  3. управление фин-ой деят-ю гос-ва и др. субъектов эк-ки.

Задачами фин-ой пол-ки явл-ся:

  1. обеспечение условий для формир-ия максимально возможных фин-ых рес-сов;

  2. устан-ие рацион-го с точки зрения гос-ва распред-ия и использ-ия фин-х ресурсов;

  3. организация регулир-ия и стимулир-ия экономич-их и соц-ых процессов фин-ми методами;

  4. выработка фин. механиз-ма и его развитие в соответствие и измен-ся целями и задачами стратегии

  5. созд-ие эф-ий системы упр-ия финансами.

Субъектами фин-ой пол-ки являются органы законодат-ой (представит-ой) и исполнит-ой власти, кот-е опр-ют и утв-ют осн-е напр-ия развития фин-х отношений. разраб-ют конкр-ые пути их организации в интересах субъектов хоз-ия, населения и гос-ва.

Объектами фин-ой пол-ки явл-ся совокупность фин-ой отношений и фин-ых ресурсов, образующих сферы и звенья фин-ой системы гос-ва.

Фин-ю пол-ку можно классифицировать:

- по территориальному критерию (общегос-ой (фед-ой) фин-ой пол-ки; регион-ой фин-ой пол-ки; местная фин-ая пол-ка);

- по временному критерию: 1)фин. стратегия включает крупномаштабные цели и задачи фин-ой пол-ки, оказывающие существенное влияние на развитие общества в целом, реализация кот-й всегда имеет долговременный характер (Например провед-е налог-ой реформы, бю-ой реформы); 2)фин. тактика объединяет задачи и мероприятия фин-ой пол-ки, кот-ая относится к опред-му этапу эк-го развития и должны быть реализованы в конкретных фин период (Например снижение ставки НДС)

- в зависимости от объектов воздействия: 1) фин-я пол-ка в сфере финансов субъектов хоз-ия; 2) фин-я пол-ка в сфере гос-го и муницип-го хозяйствования (вкл-т бю-ю пол-ку и пол-ку в области гос-го соц-го страхования)

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, кот-е могут быть получены в ходе её реализации как в течение фин-го года так и в более долгосрочный период.

Финансовая политика России на современном этапе СЭР:

В бюджетном послании Президента РФ представлена финансовая политика РФ на современном этапе СЭР.

В 2009 году ожидается значительный спад ВВП, более глубокий по сравнению с первоначальными прогнозами. Перспективы восстановления положительного роста ВВП в 2010 году остаются неопределенными. Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.

Резкое падение государственных доходов в условиях мирового финансового кризиса заставило Правительство скорректировать бюджет на текущий год. Впервые за последние десять лет расходы бюджета будут выше доходов. Дефицит федерального бюджета составит не менее 7% ВВП. Накопленные резервы позволили продолжить устойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращение государственного спроса по ряду направлений и заложить возможность осуществления расходов на реализацию антикризисной программы. Общие расходы федерального бюджета превысят ранее запланированный уровень.

Бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.

Нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.

При реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства.

Поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринимательской деятельности.

Нарушение макроэкономической стабильности чревато неисполнением государством принятых обязательств, необходимостью повышения налоговой нагрузки либо масштабным увеличением заимствований.

Учет данных уроков позволит сформировать и реализовать ответственную бюджетную политику, которая будет служить одним из ключевых инструментов достижения наших долгосрочных целей.

Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Структура и уровень налогообложения должны минимизировать искажающее и оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать комфортные условия для развития предпринимательской деятельности и инновационной активности.

Бизнес должен проявить высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - умышленное уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества особенно необходимых в современных условиях ресурсов. Поэтому подобные действия должны жестко пресекаться.