10. Управление финансами: понятие, объект, суб-ты упр-я, функциональные элементы, их хар-ка.
Для обесп-я непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы гос. власти и местн самоупр-я и суб-ты хоз-я применяют и различают инструменты фин мех-ма для возд-я на фин отн-я с целью сохр-я стаб-ти фин-хоз деят-ти в складывающ-ся усл-ях, т.е. управляют фин потоками как на макроур-не, так и в рамках отдельной организ-ии. При этом под управл-ем поним-ся совокуп-ть приемов и методов целенаправленного возд-я на объект для достиж-я поставленной цели или опред рез-та. Поскольку в фин сфере объектами управления являются разнообразные виды фин отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенапр-ого воздействия с помощью специальных приемов и методов на фин отн-я и соотв-ие им виды фин ресурсов для реализации функций объектов власти и суб-тов хозяйствования, целей, задач их деят-ти.
В ходе упр-я финансами они выступают как объект управл-я. Объектами управления финансами являются разнообразные виды финансовых отношений и соответствующие им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы и звенья финансовой системы государств. Другими словами, каждая сфера и звено фин системы явл объектом управления финансами. Под суб-тами упр-я финансами в фин науке традиционно понимается совок-ть орг-х структур, непосредственно осущ-х упр-е.
Об-ты упр-я: фин-сы суб-тов хоз-я, гос и мун фин-сы.
Суб-ты упр-я: органы стратег упр-я, органы операт упр-я.
На макроур-не к таким струк-ам относ-ся органы гос власти, органы местн самоупр-я и др участники бюдж процесса, осущ упр-е гос и мун фин-ами. В ком-их и некоммр-их орг-ях упр-е фин-ами осущ-т фин упр-я, отделы или службы.
Сов-ть всех орг-х структур, осущ-их упр-е фин-ами наз-т органами упр-я фин-ами.
Содержание процесса упр-я фин-ами раскрыв-ся в след функциональных элементах, к кот относ-ся фин планир-е и прогнозир-е, операт упр-е и фин контроль.
Фин план-е и прогн-е исп-ся для научного обоснования текущ-го и перспективного развития эк-ки, изменения в конкретном периоде темпов роста её отдельных отраслей и суъектов хоз-я, обуспеч-т необход предвар контроль за образов-ем и исп-ем фин рес-ов.
В ходе фин прогн-я исследуют возможные состояния финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показ-ли соответсвующих фин планов, опред-ся реально возможный объем мобилизации фин рес-ов, ист-ки их форм-я и напр-я исп-я. Фин прогнозы позв-т органам упр-я фин-ми наметить разные варианты развития фин системы, предвидеть формы и методы реализации фин политики.
На основе показ-ей фин прогнозов осущ-т фин планирование с целью научного обоснования движения фин рес-ов и изм-я соотв-х фин отношений на опред период.
Опреативное управление – процесс разработки комплексных мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущих фин ситуаций и соответствующего перераспред-я фин рес-ов. Необходимость такого упр-я обусловлена текущими изменениями условий осущ-я фин-хоз деят-ти субъектами хоз-я , тенденций разв-я эк-ки гос-ва в связи с разнообразными причинами.
Т.о. в ходе операт упр-я фин-ами обеспеч-ся стабильное разв-е эк-ки гос-ва и функционир-е субъектов хоз-я, решаются задачи обеспеч-я фин поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе фин-хоз деят-ти и ликвидируются последствия, осуществл-ся маневрирование бюд-ми средствами с целью выполнения показ-ей бюджетов всех уровней бюджетной системы в складывающихся усл-ях.
Фин контроль представляет собой особую сферу деят-ти органов гос власти, органов местного самоуправления и фин службы организаций по сбору и анализу инф-ии о действующем фин состоянии управляемого объекта и эф-ти принятых упр-х решений. В ходе фин контроля осущ-ся сопоставление текущих и плановых показ-ей, проверка адресного и целевого исп-я фин рес-ов, оценивается правомерное действие фин работников и руководителей орг-ий министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распред-ии фин средств на соответствующем уровне упр-я.
Упр-е фин-ми можно также классифицировать по характеру и периоду управления, в соответствии с кот различают стратегическое(общее) упр-е фин-ами и оперативное упр-е фин-ами.
Стратегическое упр-е фин-ами осущ высшими органами законодательной и исполнительной власти в ходе составления, рассмотрения и утверждения прогнозов развития эк-ки гос-ва, гос и мун секторов, долгосрочных целевых программ развития отдельных отраслей, при планировании направл-я сов-я БС РФ.
Оперативное упр-е фин-ами осущ-ся министерствами, службами, агенствами, ведомствами и организациями, непосредственно участвующими в реализации фин планов на централизованных и децентрализованных уровнях.
- Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- Финансовые ресурсы общества и источники их формирования.
- Финансовая система рф, её основные звенья и их взаимосвязь
- Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны
- Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в социально-экономическом развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит (гк): сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов
- 10. Управление финансами: понятие, объект, суб-ты упр-я, функциональные элементы, их хар-ка.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключений аудитора.
- Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 23. Особенности организации финансов коммерческих организаций: виды финансовых отношений, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 24. Финансы индивидуальных предпринимателей: понятие, особенности формирования и использования финансовых ресурсов, государственная поддержка индивидуальных предпринимателей.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28.Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики
- Бюджетное устройство рф: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений.
- 4. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- Бюджетный кодекс: общая характеристика
- Доходы федерального бюджета: определение структура, количественные характеристики в % к ввп
- 2) Неналоговых доходов:
- Расходы федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в % к ввп
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- 5) Жилищно-коммунальное хозяйство:
- 6) Охрана окружающей среды:
- 7) Образование:
- 10) Социальная политика:
- 11) Межбюджетные трансферты:
- 8. Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 9. Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм
- 10. Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- 11. Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 12. Бюджетная классификация рф: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 2) Неналоговых доходов:
- 15. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального бюджета: понятие, источники формирования, направления расходования.
- 16. Резервный фонд и фонд национального благосостояния назначение, источники формирования, управление средствами фондов
- 1) Налоговые доходы:
- 2) Неналоговые доходы:
- 19.Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и методы ее достижения. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета: понятие, предельное значение, источники финансирования.
- 20. Консолидированный бюджет рф: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 21. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 22. Фонд социального страхования: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 23.Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориального фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 24. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- 25. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 24. Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 27. Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники бюджетного процесса и их полномочия, концепция реформирования.
- 28.Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации и порядок составления проекта федерального бюджета
- 2 Чтение.
- 3 Чтение.
- 30. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации и исполнение федерального бюджета
- 31. Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
- 32. Меры ответственности за бюджетные правонарушения.
- Налоги в экономической системе государства: экономическая сущность, функции, элементы налога их характеристика, значение в доходах государства и органов местного самоуправления
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристики отдельных групп налогов.
- 5.Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели и задачи. Налоговые органы в рф, их права и обязанности
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание, формы. Налоговая политика рф на современном этапе социально-экономического развития страны
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность
- 9. Роль и место нк рф в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и второй.
- 10. Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организаций. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей.
- 12. Единый социальный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты
- 13. Акцизы, сущность, порядок исчисления, вычеты, предусмотренные для налогоплательщиков по акцизам.
- 14. Ндс: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов
- 10% Эта ставка применяется при реализации:
- 18% Эта ставка применяется по остальным товарам, работам, услугам.
- 15. Ндфл: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налог и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 16. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 17. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы рф.
- 18. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Местные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов муниципальных образований.
- 20. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
- 21. Основные налоговые теории и современные интерпретации.