19.Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и методы ее достижения. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета: понятие, предельное значение, источники финансирования.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов возможна одна из трех ситуаций:
1) сбалансированность доходов и расходов;
2) превышение доходов бюджета над его расходами (профицит). При этом под первичным профицитом понимают превышение доходов бюджета над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга;
3) превышение расходов бюджета над его доходами (дефицит).
При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете должны быть утверждены источники финансирования дефицита бюджета.
В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета включаются:
- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг в валюте РФ и средствами, направленными на их погашение;
- разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ, кредитными организациями, международными финансовыми организациями в валюте РФ;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов в течение соответствующего финансового года;
- поступления от продажи акций, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;
- курсовая разница по средствам бюджета;
- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета юридическим лицам, бюджетам других уровней бюджетной системы, за счет средств целевых иностранных кредитов бюджетных кредитов, и суммой предоставленных кредитов в валюте Российской Федерации;
- прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:
- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов в виде ценных бумаг от имени РФ, субъектов РФ, и средствами, направленными на их погашение в иностранной валюте;
- разница между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государств, кредитных организаций.
При этом внешние источники могут использоваться для погашения дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта.
Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.
Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Профицит бюджета в долгосрочной перспективе также рассматривается как явление достаточно тревожное. При принятии бюджета с профицитом в течение нескольких лет должны быть предприняты меры сокращения профицита бюджета. К таким мерам могут относиться следующие:
- снижение налоговой нагрузки;
- сокращение доходов от реализации государственного и муниципального имущества;
- перераспределение доходов между бюджетами различных уровней;
- увеличение расходов бюджета, особенно инвестиционных вложений.
Одной из мер борьбы с профицитом бюджета выступило создание резервного фонда и фонда будущих поколений, которые должны обеспечить стабильность бюджетной и финансовой системы в долгосрочном периоде.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета с 1.01.2011 г. не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как процент прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта.
- Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- Финансовые ресурсы общества и источники их формирования.
- Финансовая система рф, её основные звенья и их взаимосвязь
- Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны
- Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в социально-экономическом развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит (гк): сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов
- 10. Управление финансами: понятие, объект, суб-ты упр-я, функциональные элементы, их хар-ка.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключений аудитора.
- Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 23. Особенности организации финансов коммерческих организаций: виды финансовых отношений, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 24. Финансы индивидуальных предпринимателей: понятие, особенности формирования и использования финансовых ресурсов, государственная поддержка индивидуальных предпринимателей.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28.Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики
- Бюджетное устройство рф: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений.
- 4. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- Бюджетный кодекс: общая характеристика
- Доходы федерального бюджета: определение структура, количественные характеристики в % к ввп
- 2) Неналоговых доходов:
- Расходы федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в % к ввп
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- 5) Жилищно-коммунальное хозяйство:
- 6) Охрана окружающей среды:
- 7) Образование:
- 10) Социальная политика:
- 11) Межбюджетные трансферты:
- 8. Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 9. Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм
- 10. Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- 11. Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 12. Бюджетная классификация рф: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 2) Неналоговых доходов:
- 15. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального бюджета: понятие, источники формирования, направления расходования.
- 16. Резервный фонд и фонд национального благосостояния назначение, источники формирования, управление средствами фондов
- 1) Налоговые доходы:
- 2) Неналоговые доходы:
- 19.Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и методы ее достижения. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета: понятие, предельное значение, источники финансирования.
- 20. Консолидированный бюджет рф: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 21. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 22. Фонд социального страхования: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 23.Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориального фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 24. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- 25. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 24. Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 27. Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники бюджетного процесса и их полномочия, концепция реформирования.
- 28.Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации и порядок составления проекта федерального бюджета
- 2 Чтение.
- 3 Чтение.
- 30. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации и исполнение федерального бюджета
- 31. Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
- 32. Меры ответственности за бюджетные правонарушения.
- Налоги в экономической системе государства: экономическая сущность, функции, элементы налога их характеристика, значение в доходах государства и органов местного самоуправления
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристики отдельных групп налогов.
- 5.Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели и задачи. Налоговые органы в рф, их права и обязанности
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание, формы. Налоговая политика рф на современном этапе социально-экономического развития страны
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность
- 9. Роль и место нк рф в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и второй.
- 10. Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организаций. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей.
- 12. Единый социальный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты
- 13. Акцизы, сущность, порядок исчисления, вычеты, предусмотренные для налогоплательщиков по акцизам.
- 14. Ндс: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов
- 10% Эта ставка применяется при реализации:
- 18% Эта ставка применяется по остальным товарам, работам, услугам.
- 15. Ндфл: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налог и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 16. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 17. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы рф.
- 18. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Местные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов муниципальных образований.
- 20. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
- 21. Основные налоговые теории и современные интерпретации.