Налоги в экономической системе государства: экономическая сущность, функции, элементы налога их характеристика, значение в доходах государства и органов местного самоуправления
Налоговый кодекс дает следующее определение налога: «Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований». Исходя из этого определения вытекают следующие основные признаки налога:
- императивность (безусловность, категоричность) – субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода государству, а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;
- смена формы собственности дохода – часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;
- легитимность – налоги устанавливаются нормами законодательного права и взимаются только с законных операций.
Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Выделяют следующие основные функции налогов:
- фискальная (от слова фиск – казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства;
- социальная – реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между разными категориями населения. Например: прогрессивная шкала обложения, налоговые скидки, акциза на предметы роскоши;
- регулирующая – проявляется через вмешательство государства в экономический процесс. Эта функция предполагает влияние налогов на различные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс, спад или рост производства и его структуру, научно-технический прогресс, объем доходов и сбережений населения и др.
Поэтому выделяют составляющие регулирующей функции:
- стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и налоговых освобождений;
- дестимулирующая подфункция – через повышение налоговых ставок ограничивает развитие определенных отраслей (игорный бизнес, таможенные пошлины приостанавливают вывоз капитала из страны);
- воспроизводственная подфункция – аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.
- контрольная – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
В налогах, как в экономической категории, можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным.
Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основными элементами налога являются:
- субъект налога (налогоплательщик);
- объект (предмет) налога;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- налоговая ставка;
- налоговый период;
- налоговая льгота;
- сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством обязанность уплачивать налоги.
Объектами налогообложения являются имущество, доход, стоимость реализованных товаров, работ, услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную количественную и физическую характеристики с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанностей по уплате налогов и сборов.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими
Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами и днями с указанием на событие, которое должно произойти либо действие, которое должно быть совершено.
Налоги – это основа финансовой самостоятельности территорий. В ряде стран на долю налоговых платежей приходится до 80-90%. В консолидированном бюджете РФ доля налоговых доходов составила 73%.
Принципы и методы налогообложения. Способы уплаты налогов.
Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Классические, или общенациональные, принципы («золотые правила налогообложения») были названы еще Кенэ в 17 веке, позже они систематизированы А.Смитом.
Справедливость. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
Определенность. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
Удобность. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
Экономия. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
На основе этих золотых правил налогообложения зарубежные и отечественные экономисты разработали систему принципов налогообложения. Выделяют три группы принципов:
1. Организационные принципы – это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой. Организационные принципы закреплены Налоговым кодексом РФ.
Принцип единства налоговой системы – данный принцип закреплен в ст.75 Конституции РФ. Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств.
Принцип равенства правовых статусов субъектов Федерации – структура налоговой системы должны обеспечить достаточную степень самостоятельности соответствующих бюджетов по налоговым источникам.
Принцип подвижности (эластичности) – суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства.
Принцип стабильности – налоговая система должна функционировать в течение многих лет до новой стадии реформирования.
Принцип множественности налогов – любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов.
Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов – согласно этому принципу установлено ограничение на введение дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления.
Принцип гармонизации отечественной системы налогообложения и систем налогообложения других стран – в системе налогообложения Российской Федерации включены многие налоги, взимаемые в развитых странах с рыночной экономикой (НДС, налог на прибыль и др.).
2. Экономически принципы.
Принцип справедливости (равенства налогообложения) – каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.
Принцип соразмерности – предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.
Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщика – налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика и возможность для него выбрать тот или иной способ поведения в рамках закона.
Принцип экономичности – означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание – причем в несколько раз.
Юридические принципы.
Принцип нейтральности (равного налогового бремени) – предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенства налогоплательщиков перед законодательством.
Принцип установления налогов – налоги могут устанавливаться только законами, закрепленными Конституцией РФ.
Принцип отрицания обратной силы налоговых законов – вновь принятый закон, приводящий к изменению результатов налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
Принцип приоритета налогового закона над неналоговым законом – если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства.
Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе – отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным способом.
Методы н/о:
1) равное н/о (имеет место в тех случаях, когда для всех н/пл устанавливаются равные суммы налогов- гос пошлина, плата за пользование водными ресурсами);
2) пропорциональное н/о (система при которой ставки устанавливаются в одинаковом % от нал-й базы не зависимо от ее величины);
3) прогрессивное н/о (система н/о при которой большей нал-й базе соотв-ет более высокий уровень нал-х ставок – налог на им-во);
4) регрессивное н/о (система н/о при которой большему размеру нал-й базы соотв-ет более низкий размер ставок - ЕСН).
Способы уплаты налога:
- наличными ден-ми ср-ми в учр-я банка;
- безналичным способом путем перечисления ср-в со счетов орг-й;
- путем обращения взыскания на ден-е ср-ва н/пл в банке;
- обращения взыскания на им-во н/пл.
Налоговая система РФ: понятие общая характеристика, структура, факторы ее определяющие, принципы построения, меры, стабилизирующие налоговую систему России
Налоговая система – представляет собой совокупность налогов, сборов и платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков на территории страны.
Согласно ст.72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Фактически это означает выделение следующих принципов построений налоговой системы:
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяется законодательством РФ;
Органы государственной власти субъектов РФ имеют право устанавливать налоги и сборы только в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ;
Федеральные законы регулируют региональные налоги только в общих чертах. Конкретизация налогового законодательства по региональным налогам осуществляется законодательством субъектов РФ;
Порядок зачисления налогов в бюджеты различных уровней определяется налоговым законодательством и законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
К налоговой системе, как и другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять. К основным критериям, характеризующим налоговую систему можно отнести:
- рациональность;
- оптимальность;
- минимальное количество элементов, составляющих налоговую систему;
- справедливость, в т.ч. социальную справедливость при распределении налогового бремени;
- простоту в исчислении налогов;
- доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;
- экономичность;
- эффективность и др.
Основными показателями, характеризующими налоговую систему, являются:
- налоговый гнет (налоговое бремя) – это отношение общей суммы налогов и сборов к совокупному национальному продукту, которая показывает какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета. В среднем этот показатель по европейским странам колеблется от 45 до 50%;
- соотношение налогов от внутренней и внешней торговли. Величина этого показателя в странах ОЭСР составляет 12:1, в России – примерно 2:1;
- соотношение прямых и косвенных налогов. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока.
В современной науке существуют следующие классификации налогов:
По субъекту обложения: налоги, уплачиваемые юридическими лицами и налоги, уплачиваемые физическими лицами;
По механизму формирования: прямые налоги и косвенные налоги;
По характеру использования: общие и специальные налоги;
По срокам уплаты: срочные и периодично-календарные;
По органам, устанавливающим и конкретизирующим налоги: федеральные, региональные и местные.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:
Федеральными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории России и установленные НК РФ. К ним относятся:
Налог на добавленную стоимость;
Акцизы;
Налог на прибыль организаций;
Налог на доходы физических лиц;
Единый социальный налог;
Государственная пошлина;
Налог на добычу полезных ископаемых;
Сбор на пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
Водный налог;
Региональными признаются налоги и сборы, установленные Кодексом и законами субъектов РФ обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относят:
Налог на имущество организаций;
Транспортный налог;
Налог на игорный бизнес;
Местными признаются налоги и сборы, установленные Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относят:
Земельный налог;
Налог на имущество физических лиц.
Наряду с рассмотренной выше системой налогов и сборов НК РФ предусматривает применение специальных налоговых режимов.
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в соответствующем порядке. К специальным налоговым режимам относятся:
Упрощенная система налогообложения;
Система налогообложения при выполнении договоров и соглашений о разделе продукции;
Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог);
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
В качестве мер стабилизации налоговой системы РФ относится фактический запрет на внесение изменений в налоговое законодательство в течение налогового периода. Все изменения должны быть приняты за месяц до вынесения проекта закона о ФБ в Гос думу на утверждение. Однако, разрешено вносить изменения не ухудшающие положения налогоплательщиков.
- Социально-экономическая сущность и функции финансов. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.
- Финансовые ресурсы общества и источники их формирования.
- Финансовая система рф, её основные звенья и их взаимосвязь
- Государственные и муниципальные финансы, их роль в социально-экономическом развитии страны
- Государственные внебюджетные социальные фонды: общие принципы, правовой статус, состав, роль в реализации социальной политики
- 6. Финансы организаций и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 7. Финансы домашних хозяйств как сфера финансовой системы рф: содержание и роль домашних хозяйств в социально-экономическом развитии страны, доходы и расходы домашних хозяйств.
- 8. Государственный кредит (гк): сущность, функции, виды, правовые основы, роль в финансовом обеспечении воспроизводственного процесса.
- 9. Финансовый рынок как механизм перераспределения финансовых ресурсов
- 10. Управление финансами: понятие, объект, суб-ты упр-я, функциональные элементы, их хар-ка.
- 11. Органы управления финансами в рф. Финансовый аппарат и финансовые органы: понятие, структура, функции.
- 13. Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов рф: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.
- 14. Государственный и муниципальный финансовый контроль: сущность, функции, виды, роль в экономике.
- 15. Органы государственного и муниципального финансового контроля, их основные полномочия.
- 17. Негосударственный финансовый контроль в рф: основные задачи, виды аудиторских проверок, варианты заключений аудитора.
- Содержание и значение финансовой политики государства, принципы ее формирования. Финансовая политика России на современном этапе социально-экономического развития.
- Финансовый механизм и его использование в реализации финансовой политики.
- 20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.
- 22. Особенности организации финансов некоммерческих организаций, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 23. Особенности организации финансов коммерческих организаций: виды финансовых отношений, источники формирования финансовых ресурсов, направления их использования.
- 24. Финансы индивидуальных предпринимателей: понятие, особенности формирования и использования финансовых ресурсов, государственная поддержка индивидуальных предпринимателей.
- 25. Страхование в рф: экономическое содержание, классификация, понятие и структура страхового рынка.
- 27. Роль финансов в развитии международной торговли. Всемирная торговая организация, финансовые аспекты вступления России в вто.
- 28.Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки.
- Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства, его роль в сбалансированном развитии экономики
- Бюджетное устройство рф: понятие, сущность, составляющие элементы, направления совершенствования в рамках реформирования межбюджетных отношений.
- 4. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы, проблемы формирования эффективной модели бюджетного федерализма в России на современном этапе реформирования организации финансовых отношений.
- Бюджетный кодекс: общая характеристика
- Доходы федерального бюджета: определение структура, количественные характеристики в % к ввп
- 2) Неналоговых доходов:
- Расходы федерального бюджета: определение, структура, количественные характеристики в % к ввп
- 1) Общегосударственные вопросы:
- 2) Национальная оборона:
- 3) Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
- 4) Национальная экономика:
- 5) Жилищно-коммунальное хозяйство:
- 6) Охрана окружающей среды:
- 7) Образование:
- 10) Социальная политика:
- 11) Межбюджетные трансферты:
- 8. Бюджетная политика: понятие, содержание и этапы функциональный и временной аспект, уровни бюджетной политики и участники ее разработки.
- 9. Инструменты реализации бюджетной политики: бюджетное право и бюджетный механизм
- 10. Бюджетное прогнозирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей.
- 11. Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.
- 12. Бюджетная классификация рф: понятие, направленность действующей бюджетной классификации, состав.
- 2) Неналоговых доходов:
- 15. Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального бюджета: понятие, источники формирования, направления расходования.
- 16. Резервный фонд и фонд национального благосостояния назначение, источники формирования, управление средствами фондов
- 1) Налоговые доходы:
- 2) Неналоговые доходы:
- 19.Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и методы ее достижения. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета: понятие, предельное значение, источники финансирования.
- 20. Консолидированный бюджет рф: понятие, структура и ее оценка, источники формирования, направления использования.
- 21. Пенсионный фонд Российской Федерации: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета Фонда, роль в реализации пенсионной реформы.
- 22. Фонд социального страхования: понятие, функции, формирование доходов и направления расходования бюджета фонда, роль в обеспечении социальной защиты граждан.
- 23.Фонды обязательного медицинского страхования: понятие, состав, функции, формирование доходов и расходов бюджетов федерального и территориального фондов, их роль в финансировании здравоохранения.
- 24. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.
- 25. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 24. Муниципальный долг: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление.
- 27. Бюджетный процесс: понятие, стадии, участники бюджетного процесса и их полномочия, концепция реформирования.
- 28.Основы составления проектов бюджетов в Российской Федерации и порядок составления проекта федерального бюджета
- 2 Чтение.
- 3 Чтение.
- 30. Основы исполнения бюджетов в Российской Федерации и исполнение федерального бюджета
- 31. Основы составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
- 32. Меры ответственности за бюджетные правонарушения.
- Налоги в экономической системе государства: экономическая сущность, функции, элементы налога их характеристика, значение в доходах государства и органов местного самоуправления
- 4. Классификация налогов: понятие, критерии группировки налогов, характеристики отдельных групп налогов.
- 5.Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- 6. Управление налоговой системой: цели и задачи. Налоговые органы в рф, их права и обязанности
- 7. Налоговая политика государства: понятие, содержание, формы. Налоговая политика рф на современном этапе социально-экономического развития страны
- 8. Субъекты налогообложения: права, обязанности, ответственность
- 9. Роль и место нк рф в налоговом законодательстве, основные разделы части первой и второй.
- 10. Налог на прибыль организаций: экономическое содержание, место в налоговой системе и формировании государственных доходов, порядок определения налогооблагаемой базы.
- 11. Ставки налога на прибыль организаций. Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей.
- 12. Единый социальный налог: сущность, порядок исчисления и уплаты
- 13. Акцизы, сущность, порядок исчисления, вычеты, предусмотренные для налогоплательщиков по акцизам.
- 14. Ндс: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налога и уплаты налога в федеральный бюджет, роль в формировании государственных доходов
- 10% Эта ставка применяется при реализации:
- 18% Эта ставка применяется по остальным товарам, работам, услугам.
- 15. Ндфл: экономическая сущность, ставки, порядок исчисления налог и уплаты в региональные и местные бюджеты, налоговые вычеты (стандартные, социальные, профессиональные)
- 16. Налог на добычу полезных ископаемых: экономическая сущность, порядок исчисления и уплаты налога, роль в формировании нефтегазовых доходов федерального бюджета
- 17. Специальные налоговые режимы: экономическая сущность, состав налогов, ставки налогов, порядок их исчисления и уплаты в доходы бюджетов бюджетной системы рф.
- 18. Региональные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов субъектов рф.
- 19. Местные налоги: виды налогов и их экономическая сущность, ставки, порядок исчисления и уплаты, роль в формировании доходов бюджетов муниципальных образований.
- 20. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
- 21. Основные налоговые теории и современные интерпретации.