logo
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

Налоги в экономической системе государства: экономическая сущность, функции, элементы налога их характеристика, значение в доходах государства и органов местного самоуправления

Налоговый кодекс дает следующее определение налога: «Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований». Исходя из этого определения вытекают следующие основные признаки налога:

- императивность (безусловность, категоричность) – субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода государству, а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;

- смена формы собственности дохода – часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;

- легитимность – налоги устанавливаются нормами законодательного права и взимаются только с законных операций.

Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Выделяют следующие основные функции налогов:

- фискальная (от слова фиск – казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства;

- социальная – реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между разными категориями населения. Например: прогрессивная шкала обложения, налоговые скидки, акциза на предметы роскоши;

- регулирующая – проявляется через вмешательство государства в экономический процесс. Эта функция предполагает влияние налогов на различные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс, спад или рост производства и его структуру, научно-технический прогресс, объем доходов и сбережений населения и др.

Поэтому выделяют составляющие регулирующей функции:

- стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и налоговых освобождений;

- дестимулирующая подфункция – через повышение налоговых ставок ограничивает развитие определенных отраслей (игорный бизнес, таможенные пошлины приостанавливают вывоз капитала из страны);

- воспроизводственная подфункция – аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.

- контрольная – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

В налогах, как в экономической категории, можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным.

Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога. Основными элементами налога являются:

- субъект налога (налогоплательщик);

- объект (предмет) налога;

- налоговая база;

- налоговая ставка;

- налоговая ставка;

- налоговый период;

- налоговая льгота;

- сроки уплаты налога.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством обязанность уплачивать налоги.

Объектами налогообложения являются имущество, доход, стоимость реализованных товаров, работ, услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную количественную и физическую характеристики с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанностей по уплате налогов и сборов.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими

Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами и днями с указанием на событие, которое должно произойти либо действие, которое должно быть совершено.

Налоги – это основа финансовой самостоятельности территорий. В ряде стран на долю налоговых платежей приходится до 80-90%. В консолидированном бюджете РФ доля налоговых доходов составила 73%.

  1. Принципы и методы налогообложения. Способы уплаты налогов.

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Классические, или общенациональные, принципы («золотые правила налогообложения») были названы еще Кенэ в 17 веке, позже они систематизированы А.Смитом.

  1. Справедливость. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

  2. Определенность. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

  3. Удобность. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

  4. Экономия. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.

На основе этих золотых правил налогообложения зарубежные и отечественные экономисты разработали систему принципов налогообложения. Выделяют три группы принципов:

1. Организационные принципы – это положения, в соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой. Организационные принципы закреплены Налоговым кодексом РФ.

Принцип единства налоговой системыданный принцип закреплен в ст.75 Конституции РФ. Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств.

Принцип равенства правовых статусов субъектов Федерации – структура налоговой системы должны обеспечить достаточную степень самостоятельности соответствующих бюджетов по налоговым источникам.

Принцип подвижности (эластичности) – суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства.

Принцип стабильности – налоговая система должна функционировать в течение многих лет до новой стадии реформирования.

Принцип множественности налогов – любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов.

Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов – согласно этому принципу установлено ограничение на введение дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип гармонизации отечественной системы налогообложения и систем налогообложения других стран – в системе налогообложения Российской Федерации включены многие налоги, взимаемые в развитых странах с рыночной экономикой (НДС, налог на прибыль и др.).

2. Экономически принципы.

Принцип справедливости (равенства налогообложения) – каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

Принцип соразмерности – предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщика – налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика и возможность для него выбрать тот или иной способ поведения в рамках закона.

Принцип экономичности – означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание – причем в несколько раз.

  1. Юридические принципы.

Принцип нейтральности (равного налогового бремени) – предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенства налогоплательщиков перед законодательством.

Принцип установления налогов – налоги могут устанавливаться только законами, закрепленными Конституцией РФ.

Принцип отрицания обратной силы налоговых законов – вновь принятый закон, приводящий к изменению результатов налоговых платежей, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.

Принцип приоритета налогового закона над неналоговым законом – если в неналоговых законах есть нормы, так или иначе касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормам налогового законодательства.

Принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе – отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным способом.

Методы н/о:

1) равное н/о (имеет место в тех случаях, когда для всех н/пл устанавливаются равные суммы налогов- гос пошлина, плата за пользование водными ресурсами);

2) пропорциональное н/о (система при которой ставки устанавливаются в одинаковом % от нал-й базы не зависимо от ее величины);

3) прогрессивное н/о (система н/о при которой большей нал-й базе соотв-ет более высокий уровень нал-х ставок – налог на им-во);

4) регрессивное н/о (система н/о при которой большему размеру нал-й базы соотв-ет более низкий размер ставок - ЕСН).

Способы уплаты налога:

- наличными ден-ми ср-ми в учр-я банка;

- безналичным способом путем перечисления ср-в со счетов орг-й;

- путем обращения взыскания на ден-е ср-ва н/пл в банке;

- обращения взыскания на им-во н/пл.

    1. Налоговая система РФ: понятие общая характеристика, структура, факторы ее определяющие, принципы построения, меры, стабилизирующие налоговую систему России

Налоговая система – представляет собой совокупность налогов, сборов и платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков на территории страны.

Согласно ст.72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Фактически это означает выделение следующих принципов построений налоговой системы:

К налоговой системе, как и другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять. К основным критериям, характеризующим налоговую систему можно отнести:

- рациональность;

- оптимальность;

- минимальное количество элементов, составляющих налоговую систему;

- справедливость, в т.ч. социальную справедливость при распределении налогового бремени;

- простоту в исчислении налогов;

- доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;

- экономичность;

- эффективность и др.

Основными показателями, характеризующими налоговую систему, являются:

- налоговый гнет (налоговое бремя) – это отношение общей суммы налогов и сборов к совокупному национальному продукту, которая показывает какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета. В среднем этот показатель по европейским странам колеблется от 45 до 50%;

- соотношение налогов от внутренней и внешней торговли. Величина этого показателя в странах ОЭСР составляет 12:1, в России – примерно 2:1;

- соотношение прямых и косвенных налогов. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока.

В современной науке существуют следующие классификации налогов:

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

Федеральными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории России и установленные НК РФ. К ним относятся:

Региональными признаются налоги и сборы, установленные Кодексом и законами субъектов РФ обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относят:

Местными признаются налоги и сборы, установленные Кодексом и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относят:

Наряду с рассмотренной выше системой налогов и сборов НК РФ предусматривает применение специальных налоговых режимов.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в соответствующем порядке. К специальным налоговым режимам относятся:

В качестве мер стабилизации налоговой системы РФ относится фактический запрет на внесение изменений в налоговое законодательство в течение налогового периода. Все изменения должны быть приняты за месяц до вынесения проекта закона о ФБ в Гос думу на утверждение. Однако, разрешено вносить изменения не ухудшающие положения налогоплательщиков.