logo search
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

20. Финансовое планирование и прогнозирование на макроэкономическом уровне в условиях реформирования бюджетного процесса: понятие, содержание и задачи, этапы и методы, направления развития.

В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых эконом и социальных задач.

Необходимость финансового планирования обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное взаимодействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования фин ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Объектом планирования выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, формирование и использование финансовых ресурсов. Субъектами финансового планирования являются органы гос власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

Информационной базой для фин планир-я являются прогнозы соц-эк развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес проекты.

Финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экон роста. Следовательно, фин планир-е создает условия для реализации финансовой политика государства.

Фин планир-е представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами гос власти и местного самоуправления, ком и неком организациями по планомерному формированию и использованию денеж доходов, накоплений, поступлений с соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах соц-эк развития, бизнес-планах, документах, определяющих фин пол-ку.

Цель фин план-я – обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами соц-эк развития, бизнес-планами с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Результатом фин план-я являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Финансовый план – это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

  1. определение объема фин ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема фин ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

  2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

  3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов – к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

  1. анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах.

На первом этапе фин план-я применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности фин ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках фин план-я применяются след виды экономического анализа:

На данном этапе экон анализ позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнения плановых заданий в предыд и текущ годах, а также роста фин ресурсов; обосновать основные параметры фин плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

На втором этапе фин планирования осуществляется расчет плановых показателей. Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих фин задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку фин показателей в увязке с показателями других планов или прогнозов.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей фин планов:

На третьем этапе составляется фин план как документ, обязательный для исполнения, который соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза соц-эк развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов гос власти и местного самоуправления, ком и неком организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Также на этом этапе применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов фин плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования фин ресурсов на перспективу.

Осн цель фин прогн-я – оценка предполагаемого объема фин ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачами финансового прогнозирования являются:

  1. увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

  2. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

  3. обоснование направлений использования фин ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики фин показателей с учетом воздействующих на них внутр и внеш факторов;

  4. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами госуд власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Фин прогноз-е ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования.

В процессе финансового прогнозирования для расчета фин показателей используются такие специфические методы:

Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели фин проноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее сообветствующий принятой концепции производственного, соц-экон развития и целям финансовой политики.

Экономическое прогнозирование основано на принципах экон теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономич переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на фин процессы.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.

Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.

ТО, методы фин прогноз-я различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации.

Результатом фин прогноз-я является составление фин прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях бдущего развития и состоянии фин системы, отдельных ее сфер и субъектов фин отношений.

21. Финансовое регулирование социально-экономических процессов: понятие, субъекты и объекты, формы и методы финансового воздействия на отраслевую структуру экономики, её территориальные пропорции, социальные процессы.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные субъекты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Государственное финансовое регулирование направлено на достижение социальной стабильности.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Финансовое регулирование – это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Основным субъектом финансового регулирования выступает государство. Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, её территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Так, одной из важнейших задач РФ на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов.

Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются:

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования - это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовой регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовой воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов.

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

  1. финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

  2. финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;

  3. государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;

  4. налоговой регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

  5. бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

  6. финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;

  7. государственное финансовое регулирование рынка жилья;

  8. содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.