logo search
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

7. Налоговая политика государства: понятие, содержание, формы. Налоговая политика рф на современном этапе социально-экономического развития страны

Налоговая политика – это составная часть социально-экономической политики гос-ва, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.

Содержание налоговой политики государства содержится в ее целях.

Цели налоговой политики государства:

1. Фискальная: перераспределение части создаваемого нац. продукта в БС и во ВБФ, достаточной для выполнения соответствующими уровнями управления возлагаемых на них функций.

2. Экономическая/регулирующая: обеспечение эффективного участия гос-ва в регулировании экономики, поддержание темпов эконом. роста ,устранение структурных диспропорций общественного воспроизводства, стимулирование инвестиций в увеличение физического капитала.

3. Социальная: сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения, повышение социальной защищенности малоимущих слоев населения, стимулирование инвестиций в развитие человеческого потенциала.

4. Экологическая: охрана окружающей среды и обеспечение рационального природоиспользования, создание компенсационного механизма за пользование природными ресурсами, стимулирование инвестиций в сохранение природного капитала для будущих поколений.

5. Международная: устранение практики двойного налогообложения, ликвидация возможностей ухода от налогообложения, гармонизация таможенного обложения.

Стратегия налоговой политики – это совокупность ее перспективных целей и принципиальных способов решения долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием налоговой системы страны в русле выработанной концепции.

Тактика налоговой политики – это совокупность ее текущих целей и способов решения кратко- и среднесрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, совершенствованием отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии.

Основные модели (формы) налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов. Она хар-ся практикой установления максимального числа налогов и повышения их ставок, сокращения числа льгот, приводящих к увеличению налогового бремени на экономику. Эта модель используется в двух случаях. Во-первых, она популярна в чрезвычайные периоды (эконом. кризис, военных действий), когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в гос. бюджет, увеличить объем гос. закупок и инвестиций в определенные сектора экономики военного значения, уменьшая при этом соц. расходы. Во-вторых, применяется и в мирное время (страны Скандинавии), когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами.

2. Политика эк-го развития. Она хар-ся практикой установления минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением гос. инвестиций и значительным уменьшением соц. расходов. Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объем инвестиционных программ, данная политика ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и используется, как правило, в период эконом. оживления, чтобы всемерно способствовать увеличению темпов эконом. роста.

3. Политика разумных налогов. Это компромисс между двумя первыми моделями. Хар-ся достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем соц. расходов. (США, Великобритания, Канада ит.д.).

Основные направления налоговой политики (Бюджетное Послание 2010-2012гг.), на современном этапе СЭР:

НП д.б. направлена на решение двух основных задач: модернизацию рос-й эк-ки и обеспечение необходимого уровня доходов б-тов БС.

1. требуется дополнительно проанализировать последствия повышения страховых взносов в системе соц. и пенсионного страхования, и определить снижения налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного соц-го эффекта;

2. начиная с 2010г. необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющей применять упрощенную систему налогообложения с 30млн до 60млн;

3. в целях создания условий для инновационной деятельности необходимо усовершенствовать метод определения амортизации для НМА (для НМА, для которых невозможно определить СПИ, установить срок амортизации 2 года, (сейчас 10 лет));

4. необходимо совершенствовать процедуры административного ведения и представления итогов налоговой отчетности, изменить процедуру и формы отчетности.

5. в целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:

— в целях исчисления налога на прибыль законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирования объектов транспортной инфраструктуры, используемых для гос. и соц. нужд;

- разработать меры по повышению энерго…