logo search
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

19.Сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и методы ее достижения. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета: понятие, предельное значение, источники финансирования.

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов возможна одна из трех ситуаций:

1) сбалансированность доходов и расходов;

2) превышение доходов бюджета над его расходами (профицит). При этом под первичным профицитом понимают превышение доходов бюджета над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга;

3) превышение расходов бюджета над его доходами (дефицит).

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете должны быть утверждены источники финансирования дефицита бюджета.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита бюджета включаются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг в валюте РФ и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ, кредитными организациями, международными финансовыми организациями в валюте РФ;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов в течение соответствующего финансового года;

- поступления от продажи акций, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

- курсовая разница по средствам бюджета;

- разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета юридическим лицам, бюджетам других уровней бюджетной системы, за счет средств целевых иностранных кредитов бюджетных кредитов, и суммой предоставленных кредитов в валюте Российской Федерации;

- прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

- разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов в виде ценных бумаг от имени РФ, субъектов РФ, и средствами, направленными на их погашение в иностранной валюте;

- разница между полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государств, кредитных организаций.

При этом внешние источники могут использоваться для погашения дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего продукта.

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Профицит бюджета в долгосрочной перспективе также рассматривается как явление достаточно тревожное. При принятии бюджета с профицитом в течение нескольких лет должны быть предприняты меры сокращения профицита бюджета. К таким мерам могут относиться следующие:

- снижение налоговой нагрузки;

- сокращение доходов от реализации государственного и муниципального имущества;

- перераспределение доходов между бюджетами различных уровней;

- увеличение расходов бюджета, особенно инвестиционных вложений.

Одной из мер борьбы с профицитом бюджета выступило создание резервного фонда и фонда будущих поколений, которые должны обеспечить стабильность бюджетной и финансовой системы в долгосрочном периоде.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета с 1.01.2011 г. не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как процент прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта.