logo search
Ивашковский Макроэкономика

Глава16

ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РОСТА

ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОСТА V. РОСТОУ

НЕОКЕЙНСИАНСКИЕ МОДЕЛИ РОСТА Е. ДОМАРА И Р. ХАРРОДА

НЕОКЛАССИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РОСТА Р. СОЛОУ, ДЖ. МИДА, А. ЛЬЮИСА

Ключевые понятия

Акселератор • коэффициентакселерации • модель роста А. Льюиса • модель роста Аж. Mug а • модель роста Е. Аомара • модель роста Р. Солоу • модель роста Р. Харрода * стадии роста • теории роста: историко-социологическая ;неокейнсианские; неоклассические • теория роста У. Ростоу уравнение гарантированного темпароста • уравнение естественного темпа роста • уравнение предложения • уравнение спроса • уравнениеустойчивого динамического равновесия •уравнение фактического темпа роста • устойчивый уровень капиталовооруженности

После рассмотрения практических проблем и исторического анализа роста в зарубежных странах и в России перейдем к теориям экономического роста. В современной экономической науке рост трактуется двояко: в узком и широком смыслах. 5узком смысле — как рост основных показате­лей конечной продукции (ВВП, национального дохода или потребления на душу населения). В широком смысле — как процесс изменений в социаль­ных институтах (в структуре прав собственности, формах организации производства и распределения, и т. д.), которые обусловливают переход от одной стадии роста к другой.

В соответствии с этим подходом выделяются три направления в теориях роста:

неокейнсианское;

неоклассическое;

историко-социологическое.

Первые два направления анализируют рост в узком смысле. Для исто- рико-социологического направления характерно рассмотрение роста в широком смысле.

16.1. ИСТОРИКО-СОЦИО ЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОСТА У. РОСТОУ

Одним из наиболее ярких представителей историко-социологического на­правления является американский экономист и социолог У. Ростоу, выпус­тивший в 1961 г. книгу под названием "'Стад и и роста". В изложенной им концепции в основе экономического роста и исторического перехода об­щества от одной стадии к другой лежат принципиальные различия трех основных обобщающих характеристик:

уровня развития техники;

нормы накопления;

уровня потребления.

В соответствии с качественным различием этих характеристик, а также изменением склонностей людей (к развитию науки и техники, рождению и воспитанию детей, созданию материальных благ) У. Ростоу выделил пять стадий роста:

Стадия классового (традиционного) общества характеризуется ста­тическим равновесием, доньютоновской наукой и техникой, аграрным хозяйством, ограниченными возможностями развития производитель­ных сил, падением доходов из-за низких темпов экономического роста, с одной стороны, и большой рождаемостью — с другой, последующей стабилизацией численности населения и доходов в соответствии с зако­ном народонаселения Р. Мальтуса. На этой стадии практически нет условий для сколько-нибудь расширенного воспроизводства нацио­нального продукта.

Переходное общество. Эта стадия в развитии общества характеризуется подготовкой условий для последующего его сдвига с состояния стати­ческого равновесия. Такой сдвиг становится возможным благодаря тому, что годовая норма накопления в национальном доходе поднимается до 5%. Примером такого общества может быть Европа конца XVII в.

Стадия "разбега" и перехода к индустриальному развитию. На этой стадии доля инвестиций повышается до 10% годового национального дохода. Помимо роста третья стадия имеет еще два отличительных свойства. Должна существовать, по крайней мере, одна значительная отрасль промышленности с высокими темпами роста, а также полити­ческая или общественная структура, поддерживающая расширение этой отрасли. У. Ростоу определил стадию "разбега" как промышленную революцию. Она охватывает сравнительно небольшой промежуток вре­мени: 20-30 лет.

"Путь к зрелости". Аналогом этой стадии является индустриальное общество, развитие которого характеризуется увеличением нормы на­копления до 20% национального дохода. Обычно эта стадия продол­жается 60 лет. У. Ростоу считал началом этого периода

Великобритании — 1850 г., Швеции — 1930 г.,

США

Германии

Франции

1900 г.,

Японии — 1940 г., России — 1950 г., Канады — 1950 г.

В этот период развивается процесс урбанизации, повышается доля квалифицированного труда, руководство промышленностью сосредото­чивается в руках квалифицированных управляющих — менеджеров.

5. Стадия массового потребления. Ее характеризует такое состояние в экономике, когда производственный потенциал нации начинает рабо­тать преимущественно на потребителя, а ведущим сектором экономики выступают отрасли, производящие предметы длительного пользования. Это самая продолжительная стадия. У. Ростоу считал, что США потре­бовалось около 100 лет для перехода от зрелости к стадии массового потребления.

В своей более поздней работе "Политика и стадии роста" У. Ростоу выступил с концепцией шест ой стадии роста— поиска качества жизни, в которой ведущим сектором экономики становится сфера услуг, а на первый план общественного прогресса выдвигается духовное развитие человека.

Теория стадий роста У. Ростоу стала заметным событием в обществен­ной науке своего времени. Она представляла собой новый взгляд на исто­рическую эволюцию общества, во многом отличный от марксистской кон­цепции социально-экономических формаций а также технократических теорий роста первой половины XX в. У. Росгоу признавал ведущую роль

1 Rostov W. IV. The Process of Economic Growth. 2 ed. Oxford, 1930. P. 319.

материального производства в общественном развитии, его обусловлен­ность прогрессом производительных сил, влияние социальной среды на их изменение. Вместе с тем он попытался, с одной стороны, показать, что процесс экономического развития не исчерпывается взаимодействием про­изводителей и потребителей, преобразованием сбережений в инвестиции, а инвестиций в продукт, а с другой — создать теорию исторической эво­люции экономики и общества в целом, не детерминированную столь одно­значно. как у К. Маркса, взаимосвязью производительных сил и произ­водственных отношений, формой собственности на средства производства и классовой борьбой.

Тем не менее теория У. Ростоу носит слишком общий характер и боль­ше ориентирована на вопрос об истории роста в эпохальном чем дает представление о механизме и об источниках самого экономического роста. Для большинства западных авторов предметом исследования слу­жит экономический рост не в широком, а в узком смысле, который раз­рабатывался представителями неокейнсианского и неоклассического на­правлений.