logo
Ивашковский Макроэкономика

7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства

В XVIII в. А. Смит считал, что экономика будет управлять собой сама, без вмешательства государства, если ее будет направлять "невидимая рука" личной выгоды. В такой системе государству отводилась роль "ночного сторожа". С тех пор многое изменилось, жизнь внесла свои коррективы, и сегодня не только политики, но и большинство экономистов считают, что государство должно быть активным участником хозяйственной дея­тельности.

Существует три основных способа государственного воздействия на экономику: прямое вмешательство (например, путем рационирования товаров, регулирования цен и доходов); фискальная политика; денежная политика. Опыт показал, что ни одной из стран, пытавшихся проводить политику прямого вмешательства государства, не удалось добиться долго­срочных успехов. Поэтому в рыночных экономиках государственное регу­лирование осуществляется посредством фискальной и денежно-кредитной политики.

Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономическо­го развития: повышению деловой активности, снижению инфляции и под­держанию платежного баланса.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Он располагает набором средств, которые часто называют инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструмен­ты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Инструменты денежно-кредитной политики не должны обязательно ис­пользоваться по отдельности. Напротив, обычно используется сразу два инструмента или более, чтобы соответствующие эффекты взаимно усили­вали друг друга. Мероприятия такого рода часто называют комплексной политикой.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются по непо­средственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливае­мых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).

Объекты воздействия. В зависимости от конкретных целей денежно- кредитная политика направлена либо на стимулирование кредитной эмис­сии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрик­ция). Кредитная экспансия преследует цель увеличения занятости и подъ­ема производства, а кредитная рестрикция — предотвратить "перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономического подъема, или снизить темпы инфляции.

По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходя­щих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений.

Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регули­рования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регули­рования стоимости банковских кредитов.

По срокам инструменты денежно-кредитной политики раз­

деляются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществ­ляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инстру­менты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кри­зиса в стране, как это было в России в 1998 г.).

Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

а) установление обязательной нормы резервирования;

б) регулирование официальной учетной ставки;

в) операции на открытом рынке.

Нормы резервирования означают, что КБ обязаны держать опреде­ленную часть привлеченных депозитов в ЦБ. ЦБ играет роль резервного финансового института страны и может использовать накопленные таким образом ресурсы для поддержания стабильности финансовой системы, страхования определенной части вкладов и предоставления кредитов КБ в чрезвычайных обстоятельствах.

Изменение норм резервирования — один из старейших и наиболее распро­страненных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впер­вые нормы обязательных банковских резервов были введены в США в г.

185

Они выполняют две основные функции: создают условия для текущего регулирования банковской ликвидности, представляя собой инструмент жесткого регулирования, и одновременно являются ограничителем кре­дитной эмиссии, причем значение второй функции постоянно возрастает,

13 Зак. 6661 поскольку ЦБ все большее предпочтение отдают более гибкому инстру­менту регулирования.

Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени различных компонентов денежной массы. В большинстве случаев на депозиты до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегатель­ным депозитам. Но и в такой политике могут быть исключения. В ряде стран (Великобритания, Италия, Южная Корея) в последние годы действо­вали единые нормы резервирования.

Нормы резервирования неодинаковы в разных странах. Наиболее высо­кий их уровень наблюдается в Италии (25%) и Испании (17%). В России также достаточно высокая норма резервных требований (в 90-е гг. она колебалась от 22 до 16%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды норма резервных требований на прирост банковских депозитов повышалась до 100%. В Японии, напротив, норма резервирова­ния в последние годы составляла 2,5%. Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно-кредитной политики, уста­навливает норму на уровне 0,45% объема обязательств в КБ1.

Политика установления норм резервирования в качестве эффектив­ного инструмента денежно-кредитного регулирования в последние годы утратила свое значение. В большинстве стран все большую роль начинает играть такой инструмент, как операция на открытом рынке. В России таким инструментом пока остается ставка рефинансирования (учетная ставка).

Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды КБ. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по кредитам. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ. Именно поэтому политика из­менения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качест­венного параметра денежного рынка — стоимости банковских кредитов.

Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на со­стояние не только денежного, но и финансового рынка. Так, рост офици­альной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, что в свою очередь обусловливает умень­шение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на ценные бумаги падает со стороны как небанковских учреждений, посколь­ку более привлекательными становятся депозиты, так и кредитных ин­ститутов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое финансирование. Предложение ценных бумаг возрастает в связи с тем, что они дешевеют. При определенных условиях участники финан-

См.: Поляков В. П., Московкина Л. А, Структура и функции центральных банков: Зару­бежный опыт. М., 1996. С. 59-71.

сового рынка могут скупать иностранную валюту, как это неоднократно наблюдалось в России, особенно в периоды обострения финансового кри­зиса в 1998 г., что вынуждает ЦБ еще выше поднять ставку рефинансиро­вания. Так, в мае 1998 г. ЦБ России повысил ее с 42 до 150%, но через неделю, когда спрос на валюту резко сократился, понизил до 60%. Пони­жение учетной ставки удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к повышению спроса на ценные бумаги, уменьшению их предложения, росту рыночного курса.

Таким образом, учетная политика ЦБ представляет собой механизм не­посредственного воздействия на ликвидность КБ посредством изменения стоимости кредитов рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в целом.

Операции на открытом рынке представляют собой куплю-продажу ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих век­селей. Посредством них ЦБ воздействует на ликвидность банковской сис­темы (количество денег в обращении) и процентные ставки. Продажа век­селей и облигаций влечет за собой уменьшение денежной массы и падение процентных ставок; покупка имеет противоположный эффект.

Операции на открытом рынке — наиболее действенный и гибкий ры­ночный инструмент денежно-кредитной политики ЦБ, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а сле­довательно, на экономику. Механизм операций на открытом рынке несло­жен, что делает его привлекательным для использования.

Однако операции на открытом рынке имеют и слабые стороны. Во- первых, когда ЦБ продает ценные бумаги, многое зависит от того, покупа­ют ли их банки и частные лица. Если их покупают банки, то воздействие на их коэффициент ликвидности будет незначительным, поскольку большин­ство таких ценных бумаг относится к ликвидным активам. Во-вторых, важно, насколько близко к минимально допустимому уровню банки под­держивают свой коэффициент ликвидности. Если коэффициент ликвидно­сти банка близок к минимально допустимому уровню, то ему придется сократить суммарные депозиты или ссуды. Если же разрыв достаточно ве­лик, то, чтобы повлиять на банки, потребуется продать ценные бумаги на огромные суммы. В некоторых странах были времена, когда банки под­держивали очень высокий уровень ликвидных активов именно для того, чтобы помешать правительству использовать вышеописанный метод.

Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал денежно-кре­дитного регулирования экономики. В некоторых странах ЦБ прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам КБ, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит прежде всего от задач, которые решает ЦБ на том или ином этапе экономического развития.