11.3. Нетарифные методы
регулирования международной торговли
Тарифы не единственная форма торговой политики. С г. в мировом хозяйстве стали появляться и развиваться новые инструменты вмешательства государства в сферу международных обменов — нетарифные торговые ограничения. К настоящему времени они получили широкое распространение во многих странах, прежде всего в промышленно развитых, и, по некоторым оценкам, их число доходит до 50. К середине 90-х гг. примерно 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта и антидемпинговые меры.
ИМПОРТНЫЕ квоты. Из всех видов нетарифных ограничений внешней торговли наибольшее распространение получили импортные квоты — или количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Иногда страны могут прибегать к квотированию экспорта, т. е. количественному или стоимостному ограничению вывозимой из страны продукции, однако они запрещены международными соглашениями. И в том и в другом случае инструментом квотирования являются лицензии, выдаваемые государственными органами импортерам или экспортерам продукции. При этом число выдаваемых лицензий ограничено, а это значит, что нелицензированная торговля квотируемыми товарами запрещается.
297
Импортные лицензии могут распределяться либо через механизм купли- продажи, либо административным путем. Более предпочтительным и эффективным способом распределения лицензий является открытый аукцион. Конкурсная продажа импортных квот не только приносит государству доход, эквивалентный тарифному, но и выбивает почву из-под ног взяточников и коррупционеров. Однако, несмотря на то что открытые аукционы — самый дешевый способ распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются.
20 Зак.
Обычно на практике применяются административные методы распределения лицензий, в основе которых лежит система явных предпочтений, когда государство выдает импортные лицензии определенным фирмам без какого-либо конкурса. Чаще всего в этом случае лицензии получают те фирмы, которые закрепились на рынке данного товара и на деле доказали свою способность эффективно осуществлять внешнеторговые операции. Однако административное распределение, ничего не давая государственному бюджету, создает благоприятную почву для взяток и коррупции.
Экономические последствия введения импортной квоты показаны на рис. 11-4.
Предположим, Россия является импортером грузовых автомобилей, и на графике линия D изображает российский спрос на данную продукцию, а линия S — внутреннее ее производство. В условиях свободной торговли цена на грузовые автомобили в России будет совпадать с мировой ценой Pw . При такой цене российские производители грузовиков смогут предложить их лишь в объеме , тогда как спрос составит величину D0. Разницу между спросом и предложением придется покрывать с
помощью импорта.
S + q
f
О
Квота
Рис. 11-4. Изменение благосостояния страны в результате введения импортной квоты
s
Если российское правительство для защиты отечественных производителей грузовиков захочет ограничить объем импорта и установит квоту на ввоз размером q, то общее предложение автомобилей на внутреннем рынке возрастет и будет представлено кривой S + q. Квота сокращает размер импорта по сравнению с внутреннем платежеспособным спросом на автомобили, предъявляемым при уровне мировых цен. Невозможность удовлетворить весь спрос по цене мирового рынка приведет к повышению внутренних цен на грузовые автомобили до Р . Более высокие цены повышают
рентабельность производства автомобилей внутри страны и стимулируют расширение их выпуска с до но одновременно сокращают спрос на них с £)0 до . Теперь импорт будет равен величине квоты (£>, -£,).
Оценивая последствия введения импортных квот, мы видим, что благосостояние потребителей ухудшилось, так как они несут потери от роста цен и их потребительский излишек уменьшился на величину области {а + Ь + с + d + e). В то же время производители от введения квот выигрывают — они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Наценка на разрешенный импорт (область с + d) представляет перераспределение доходов от потребителей в пользу государства (если лицензии продаются) либо в пользу импортеров (если лицензии выдаются бесплатно).
Таким образом, в результате введения импортной квоты часть ущерба потребителей (a + b + c + d+e) компенсируется получением выигрыша производителями (область а) и теми, кто выдает лицензии и получает их (область с + d). Разница составит величину области (6 + е), которая представляет собой чистые потери благосостояния страны. Этот результат эквивалентен ущербу, полученному страной от введения импортного тарифа (см. рис. 11-1), приведшего к аналогичному росту внутренней цены и сокращению импорта.
Какой же смысл имеет тогда введение квот, почему ими нередко заменяют таможенные пошлины? Причина в том, что импортные квоты в ряде случаев оказываются более предпочтительной мерой регулирования внешней торговли, чем таможенные тарифы. Их преимущество проявляется, во-первых, в том, что они строго фиксируют объемы ввозимой продукции, а это гарантирует внутренний рынок от возможного увеличения импорта из-за снижения цен на импортируемые товары. Тариф в этом случае оказывается беспомощным, поскольку сокращение цен позволит зарубежным фирмам при прежней тарифной ставке увеличить объемы продаж и получить определенные выгоды.
Предпочтительность квот проявляется и в том, что они позволяют государству проводить более гибкую и оперативную политику, поскольку изменение ставок импортных тарифов регламентируется национальным законодательством и международными торговыми соглашениями, и правительство, за исключением отдельных случаев, не может самостоятельно повысить тариф. Гораздо проще, оказывается, установить более строгие импортные квоты.
Квотирование в ряде случаев предпочитают отечественные а
также нуждающиеся в защите отрасли, поскольку добиться специальных лицензионных привилегий значительно легче, чем введения тарифа или повышения его ставок. И для государственных органов квотирование оказывается более выгодным инструментом, так как облегчает им осуществление регулирующих функций и проведение более селективной внешнеторговой политики в отношении отечественных отраслей и фирм.
Вместе с тем практика квотирования импорта приводит к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики, а следовательно, снижению ее эффективности. С другой стороны, само распределение лицензий административным путем толкает потенциальных импортеров на лоббирование своих интересов в правительстве и даже на дачу взяток официальным лицам. А это значит, что импортные квоты создают почву для произрастания коррупции в государственных органах.
"ДОБРОВОЛЬНЫЕ" ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА. Этот ВИД нетарифных ограничений стал практиковаться с 50-х гг. в отношениях между США и европейскими странами, с одной стороны, и Японией — с другой, во внешней торговле текстильными изделиями. Позже в эту систему были включены и новые индустриальные страны.
"Добровольные " ограничения экспорта (ДОЭ) означают ситуацию, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страна-экспортер берет на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено множество таких соглашений, ограничивающих экспорт не только текстильных изделий, но и автомобилей, обуви, стали, труб, телевизоров и т. д., главным образом из Японии и стран Юго-Восточной Азии в США и страны ЕС.
Поскольку ДОЭ устанавливает страна-экспортер в ответ на просьбу портера во избежание других торговых санкций, постольку на деле такие ограничения являются не добровольными, а вынужденными. Однако тот факт, что их вводит против себя самой страна-экспортер, ДОЭ с политической и правовой точек зрения стали очень удобным, а в ряде случаев наиболее предпочтительным инструментом современной торговой политики.
С экономической точки зрения ДОЭ точно повторяют импортную квоту, которая дорого обходится стране-импортеру, поскольку решения об ограничении торговли принимаются иностранным правительством.
На рис. показано, почему ДОЭ обходятся стране-импортеру дороже, чем при использовании импортной пошлины или квоты, ограничивающих торговлю на ту же величину.
В результате соглашения о ДОЭ импорт в такую страну составит величину q, что приведет к повышению внутренней цены на импортируемую продукцию с Рт до Pd , сокращению спроса и увеличению предложения со стороны национальных производителей. Внутренняя цена Pd превышает не только мировую цену Pw, но и внутреннюю цену с учетом тарифа Рт, поскольку введение ДОЭ не отменяет тарифа, которым облагается иностранная продукция. Однако ДОЭ ведут к тому, что государство теряет доход, который при наличии лишь импортной пошлины или при продаже лицензий на импорт доставался бы ему в виде выигрыша от повышения цены. Величину этой потери составляет область (с + d), которую государство "дарит" зарубежным экспортерам. В итоге из-за сокращения импорта доход государства от импортного тарифа составит область (/"+ g). Потребители от ведения ДОЭ понесут убытки в размере {а + Ъ + с + d + е), производители выигрывают площадь Ь, а чистые потери общества составляет область {а + с + d + e).
Таким образом, с точки зрения национально-государственных интересов ДОЭ означают явные и однозначные потери. Имеющиеся исследования эффекта от ДОЭ в трех секторах американской экономики — в области торговли текстилем, военным снаряжением и автомобилями — показали, что около их стоимости для потребителя представляют собой доходы иностранцев. По одним только японским автомобилям, на поставки которых в США американское правительство потребовали ДОЭ со стороны Японии, страна потеряла в 1984 г. 3,2 млрд. долл., причем львиную долю составила перекачка средств в Японию, а не потери в эффективности экономики США .
Почему же тогда страны-импортеры настаивают на введении ДОЭ их торговыми партнерами? Основная причина, очевидно, состоит в том, что ДОЭ дают выгоду национальным производителям страны-импортера, которым неограниченный ввоз того или иного товара из-за границы создает дополнительные трудности в конкурентной борьбе. Кроме того, надо иметь в виду и то, что в настоящее время ДОЭ не запрещается ГАТТ/ВТО, хотя с 2000 г. их предполагается отменить в рамках этой организации.
ДЕМПИНГ. Ограничения в международной торговле могут быть следствием демпинга. Демпинг означает такую практику ведения внешней торговли, когда экспортер продает свой товар за границей по цене ниже той, по которой он продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости производства товара. Это значит, что демпинг — одна из форм международной ценовой дискриминации.
Обычно к демпингу прибегают в периоды экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать производство, но продать весь товар на внутреннем рынке не имеет возможности. Тогда она обращается к рынкам зарубежных стран, подрывая тем самым их национальное производство, но стабилизирует при этом собственное.
Практика международной торговли знает несколько видов демпинга: постоянный, спорадический, хищнический.
Постоянный демпинг характеризует долговременную тенденцию фирм- монополистов максимизировать прибыль, продавая товары по более высокой цене на внутреннем рынке по сравнению с мировым рынком, где приходится сталкиваться с конкуренцией иностранных компаний.
демпинг представляет собой эпизодическую продажу продукции на мировом рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Чаще всего такой демпинг — следствие перепроизводства товаров и стремление не допустить снижения цен на внутреннем рынке.
Хищнический демпинг означает временную продажу товара на зарубежных рынках ниже его себестоимости. Целью такого демпинга является, как правило, устранение конкурентов по бизнесу, после чего отмечается заметный рост цен, что дает фирмам возможность реализовать свою монопольную власть в форме монопольной сверхприбыли.
Экономический анализ демпинга — лишь частный случай применения теории дискриминирующей монополии. Если монопольная фирма не участвует в международной торговле, то в соответствии с правилом максимизации прибыли (MR = она будет производить в объеме и продавать по цене (рис.
S См.: КругманП., ОбстфельдМ. Указ. соч. С. 205, 207.
Экспорт
Рис. 11-6. Демпинг как форма международной ценовой дискриминации
Демпинг становится выгодным, если на зарубежном рынке спрос более эластичный, чем на внутреннем (для упрощения предположим, что он характеризуется совершенной эластичностью и, следовательно, кривая спроса и одновременно кривая предельного дохода представляют собой горизонтальную линию на уровне мировой цены Pw ). В этом случае фирма будет наращивать выпуск продукции и поставлять ее на мировой рынок до тех пор, пока ее предельные издержки не сравняются с предельным доходом, получаемым от продажи по мировой цене ( МС = MRW) ,т. е. до уровня Qw. При таком объеме производства фирма, руководствуясь принципом рационального поведения, направит на внутренний рынок такой объем продукции Q'm , для которого выполняется неравенство Pw < МС = MRfV и который будет продаваться по цене Р^ . Это значит, что объем экспорта составит {Qw-Q'm).
Таким образом, на внешнем рынке фирма будет продавать товар по более высокой цене, чем на внутреннем, а это и есть демпинг. В этом случае она увеличит свою прибыль на сумму, соответствующую площади заштрихованной фигуры MNE (разница между MRW и МС, умноженная на объем экспорта).
Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции вне зависимости от того, в каком виде он выступает. Поэтому он запрещен как правилами ГАТТ/ВТО, так и национальным законодательством ряда стран. В случае демпинга страны вправе применять ответные меры. Они обычно принимают форму введения антидемпинговой пошлины или угрозы ее введения. Антидемпинговая пошлина представляет собой временный сбор, вводимый импортирующей страной для компенсации потерь от демпинга. Как правило, эта пошлина устанавливается в размере разницы между ценой товара на внутреннем и мировом рынках.
Каковы последствия введения антидемпинговых пошлин? На вопрос, кто выигрывает, а кто несет потери в результате антидемпинговых мероприятий, не так легко ответить. Скорее всего, сторонники либеральных взглядов вообще будут выступать против введения такого рода санкций (за исключением, может быть, хищнического демпинга). Действительно, какой смысл противодействовать фирмам, поставляющим свой товар по заниженной цене, почему этим не пользоваться? Не исключено, что выигрыш потребителей окажется выше ущерба, нанесенного демпингом отечественным производителям. Однако конечный эффект введения антидемпинговых пошлин весьма неопределенный. Если, например, страна откажется от демпинга и торговые ограничения в отношении нее будут сняты, то импортирующая страна проиграет, а мировое хозяйство окажется в выигрыше. Однако если страна, уличенная в демпинге, прекратит поставки товаров на рынок, защищенный антидемпинговыми пошлинами, то ущерб понесет как импортирующая страна, так и мировое хозяйство, поскольку это приведет к нерациональному использованию ресурсов.
ПРОЧИЕ ФОРМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. Кроме рассмотренных выше способов количественного регулирования внешней торговли в мировой практике используется множество других видов нетарифных ограничений, среди которых:
национальные стандарты качества (например, на оборудование, сельскохозяйственную технику и т. д.);
экологические требования (к автомобилям, технологиям и прочему, загрязняющему окружающую среду);
санитарные ограничения, запрещающие торговлю определенными сельскохозяйственными товарами (например, фруктами в Калифорнии) или продовольствием и напитками (например, пивом в Германии);
требования к упаковке и маркировке изделии;
внутренние налоги и сборы (например, в некоторых странах прогрессивные дорожные налоги особенно велики для относительно больших автомобилей, что ограничивает их импорт);
требования к содержанию компонентов, используемых в производстве ряда товаров (например, в России запрещено использовать в производстве продуктов питания некоторые виды пищевых добавок и красителей, которые широко применяются в европейских странах).
Подобного рода ограничения оказывают заметное воздействие на направления и объемы международных потоков товаров и услуг. Большинство из них, безусловно, продиктованы заботой о жизни и здоровье граждан страны, стремлением полнее проинформировать покупателей о возможных последствиях, связанных с приобретением и использованием иностранной продукции. В то же время очевидно, что эти ограничения одновременно действуют как удобные инструменты протекционизма в пользу местных производителей.
Крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле являются экономические санкции, в частности торговое эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе такого рода санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Они могут носить как индивидуальный (одна страна вводит эмбарго на торговлю с другой), так и коллективный характер (когда эмбарго вводится по решению ООН). Очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб всем участникам этого процесса, поскольку ограничивает вывоз товаров и получение доходов страной-экспортером и лишает возможности потреблять эти товары страной-импортером. Вместе с тем третьи страны, не присоединившиеся к эмбарго, при определенных условиях могут получать дополнительный выигрыш, так как у них появляется возможность увеличить экспорт своей продукции за счет участвующих в санкциях стран.
Основные выводы
Теории международной торговли и внешнеторговая политика во все времена были и остаются объектом противоборства двух идеологий — доктрины "свободы торговли" и доктрины "протекционизма".
Сторонники свободы международной торговли для доказательства ее преимуществ ссылаются на экономический и социальный прогресс тех стран, которые дальше других продвинулись по пути либерализации внешнеэкономических связей. При этом в качестве доводов приводится то, что свободная торговля:
а) позволяет улучшить благосостояние торгующих наций, так как открывает возможность использовать международную специализацию производства и обмен на основе принципа сравнительных преимуществ;
б) облегчает развитие конкуренции и поддерживает дух новаторства среди производителей;
в) открываетвозможностьрасширения рынков и, следовательно, международной концентрации производства и массового выпуска товаров;
г) оптимизирует процесс распределения производственных ресурсов.
Протекционизм, напротив, с точки зрения адептов фритредерства, вреден, так как:
а) подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет давление со сторонымировогорынка;
б) снижает благосостояние потребителей, которым приходится покупать товары по более высоким ценам из-за введения протекционист- скихмер;
в) усиливает международное соперничество государств и создает угрозу
стабильности мировогохозяйства.
Вместе с тем опыт практически всех стран показывает, что политика правительственного контроля за внешней торговлей имеет и свои достоинства. Благодаря протекционизму удается:
а) поддерживатьгосударственнуюбезопасность страны;
б) защитить более высокие уровень жизни и заработную плату в стране;
в) сохранить некоторые социальные классы и виды деятельности;
г) добиться определенных политических целей в отношениях с другими
странами.
В защиту протекционистских мер приводятся и экономические аргументы:
а) возможность улучшения условий торговли и увеличения экономического выигрыша;
б) поддержка национальной промышленности на этапе ее зарождения и становления;
в) повышениеуровня занятости национальныхресурсов;
г) смягчение кризиса в отраслях, испытывающих экономические трудности;
д) преодоление кризиса платежного баланса;
е) введение мер в отместку за ограничительные действия другой сто. роны;
ж) ограждение национальной экономики от кризисных явлений в мировом хозяйстве.
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью как тарифных, так и нетарифных методов. На практике эти методы сводятся к взиманию государством таможенных пошлин с экспортно- импортных операций. Совокупность установленных таможенных пошлин составляет таможенный тариф.
Импортные таможенные пошлины делятся на два вида: адвалорные и специфические. Адвалорные пошлины представляют собой определенный процент от стоимости импортируемого товара. Специфические пошлины взимаются в виде фиксированной суммы с единицы облагаемого товара в соответствии с его измерением (вес, площадь, объем и т. д.). Введение импортных пошлин чаще всего выгодно национальным производителям и государству, получающему дополнительный доход в бюджет от возросших цен. Напротив, потребители несут потери, поскольку вынуждены покупать меньше импортных товаров и по более высоким ценам. Эти потери всегда оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, а это означает, что суммарный чистый эффект для благосостояния нации будет отрицательным.
Экспортные таможенные пошлины, преследующие главным образом фискальные интересы, используются в основном слаборазвитыми странами. В результате их применения внутренние цены понижаются и национальные потребители получают некоторый выигрыш, в то время как производители несут определенные потери. Выигрывает также и государство. Однако суммарный выигрыш общества оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны в результате экспортных пошлин возрастают.
Развитые страны в большинстве случаев прибегают не к экспортным пошлинам, а к субсидированию экспорта, осуществляемого в формах:
а) предоставления низкопроцентных займов фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;
б) осуществлениягосударственныхрасходовна стимулирование сбыта
экспортной продукции зарубежом;
в) предоставления фирмамналоговыхльгот.
Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают импортные и экспортные квоты (контингента), "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и ряд других мер.
В результате введения импортных квот благосостояние потребителей ухудшается, в то время как производители выигрывают. Однако чистый эффект для благосостояния страны в целом оказывается отрицательным.
"Добровольные"ограничения экспорта с экономической точки зрения аналогичны импортной квоте, однако обходятся стране-импортеру значительно дороже, поскольку решение об ограничении торговли принимается иностранным правительством. Основная причина их использования — выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза того или иного товара в страну создает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке.
Демпинг, используемый в практике международной торговли, означает продажу товара за границей по цене ниже той, по которой он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости производства товара. Чаще всего к нему прибегают в периоды экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать производство, но продать свой товар в полном объеме на внутреннем рынке не иь еет возможности. Демпинг может быть постоянным, спорадическим и хищническим. Однако вне зависимости от формы демпинга его использов- ние в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещается как правилами ГАТТ/ВТО, так и национальными законодательствами стран. В случае установления факта демпинга страны вправе применить антидемпинговые меры.
12. Торговое эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции, что является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле, поскольку означает введение экономической санкции против страны. Эмбарго наносит экономический ущерб всем участникам международной торговли, поскольку ограничивает вывоз товаров и получение доходов страной-экспортером и лишает возможности потреблять эти товары страну- импортера.
Вопросы и задания для повторения
Сравните и укажите различия во взглядах на организацию внешней торговли у меркантилистов, физиократов, английских классиков, кейнсианцев и современных монетаристов.
Почему, на ваш взгляд, среди экономистов и государственных деятелей нет единства взглядов по вопросам организации внешней торговли?
Что лучше: свобода торговли или протекционизм? Обоснуйте свой ответ и покажите, в чем различие между свободой торговли и протекционизмом.
В каких странах и почему преобладающей формой организации внешнеэкономических связей является протекционизм?
Можно ли считать внешнеторговую политику современной России протекционистской?
Какие виды политики может использовать государство в целях регулирования внешнеэкономических связей?
Перечислите основные инструменты торговой политики.
Что такое таможенный тариф? Какие аргументы вы можете привести в защиту таможенных тарифов на импорт, а какие — против них, доказывая необходимость введения импортных квот.
Как классифицируются таможенные пошлины?
В чем разница между адвалорными и специфическими пошлинами?
Объясните, почему при введении импортного тарифа чистый эффект для благосостояния нации будет отрицательным? Проиллюстрируйте это явление на модели какого-нибудь товара.
Если правительство какой-либо страны приняло решение о введении импортного тарифа, то какой информацией оно должно располагать для определения экономических последствий такого решения?
С какой целью вводятся экспортные пошлины и каково их влияние на благосостояние потребителей?
Объясните последствия от введения экспортной пошлины для благосостояния производителей и страны в целом.
Что такое экспортная субсидия и компенсационная пошлина? С какой целью они вводятся?
Объясните причины использования государствами нетарифных методов регулирования внешней торговли.
В каких случаях страны идут на ограничение экспорта?
Какой инструмент торговой политики — тариф на импорт, импортная квота или прямая субсидия отечественным производителям — вы порекомендовали бы использовать правительству России для снижения дефицита государственного бюджета?
Какие виды демпинга вам известны? Чем они отличаются друг от друга?
Правительство России приняло решение продавать стальной лист в США по демпинговым ценам. Каковы могут быть последствия этого шага?
Тесты и задачи
Страна является импортером детских футболок. На мировом рынке их цена составляет 4 ед. Кривая внутреннего предложения футболок в стране определяется уравнением: S = 20 + 2Р, а уравнение кривой спроса имеет вид: D = 100 — 6Р. Правительство страны ввело специфический таможенный тариф в размере 2 ед. за каждую единицу товара. Рассчитайте влияние таможенного тарифа на:
а) благосостояние потребителей;
б) доходы производителей детских футболок в данной стране;
в) объем поступлений в государственный бюджет;
г) благосостояние страны в целом.
Россия вводит тариф на экспорт пшеницы в размере 10 долл. за 1 т. Мировая цена пшеницы составляет 100 долл. за 1 т. В результате введения тарифа объем внутреннего потребления пшеницы увеличивается с 60 до 90 млн. т, а объем внутреннего производства сокращается со 140 до
млн. т.
Рассчитайте влияние экспортного тарифа на следующие показатели:
а) выигрыш российских потребителей от введения экспортного тарифа;
б) потери российских производителей от введения тарифа;
в) размер поступлений в государственный бюджет от тарифных сборов;
г) чистый эффект от введения экспортной пошлины на пшеницу для национального благосостояния России.
Депутаты Государственной Думы России обсуждают новый импортный тариф на автомобили. Разные депутатские фракции придерживаются различных взглядов и утверждают, что данный тариф будет равнозначен:
а) налогу на производство;
б) налогу на потребление и субсидированию производства российских автомобилей, конкурирующих с иностранными марками;
в) налогу на потребление и налогу на производство;
г) тому, что не указано в предыдущих пунктах.
Какая из трех фирм (А, Б, В), продающих свою продукцию на внешнем рынке, может быть обвинена в демпинге:
долл.
Себестоимость Внутренняя цена, Экспортная цена, единицы товара, долл. долл. долл.
105
100
ПО
100
ПО
100
J00
120 90
а) Фирма А
б) Фирма Б
в) Фирма В
Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:
а) защиты нарождающихся отраслей от иностранной конкуренции;
б) повышения уровня занятости в стране;
в) предотвращения демпинга;
г) обеспечения национальной безопасности страны;
д) всего, что перечислено выше.
Какая из следующих форм государственного регулирования внешнеэкономических связей не является существенным препятствием для свободы торговли:
а) импортная пошлина;
б) ограничение экспорта;
в) импортная квота;
г) лицензии на экспорт и импорт;
д) ни одна из вышеперечисленных.
Ответы:
1.а)-140ед.; б)+60ед.; в)+64ед.; г)-1бед.; 2.а)+750; б)-1150; в)+200; г)-200; 3. г); 4. в); 5.д); 6. д).
Рекомендуемаялитература
Агапова Т, А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Гл. 14. М., 1997. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 13-е изд. Гл. 37. М., 1999.
Миклашевская И. А., Холопов А. В. Международная экономика. Гл. 3, 4. М.,1998. Мэнкью Н. Г. Принципы экономике. Гл. 29, 30. СПб., 1999. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч. Ч. I. Гл. 6. М., 1997. Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей. Гл. 6-9, 12, 13. М., 1992. Овчинников Г. П. Международная экономика. Гл. 4. СПб., 1998. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 37, М.,1995. Микро- и макроэкономика: Практикум. 2-е изд./ Под ред. Ю. А. Огибина. Тема 29. СПб., 1997.
И. и Сборник задач по экономической теории. 3-е изд. Киров, 2000.
- Раздел I
- Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
- 1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
- 1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
- 2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2.2. Кеинсианская критика
- 2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
- 2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
- Раздел II
- 3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
- 3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
- 3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
- 4.1. Понятие безработицы,
- 4.4. Государственная политика в области занятости
- Глава 5
- 5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
- 53. Социально-экономические последствия инфляции
- Раздел III
- 6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
- 6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
- 6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
- 6.4. Краткосрочное равновесие
- 6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
- Глава 7
- 7.1. Банковская система, ее структура и функции
- 7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
- 7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
- 0 Y, y0 y
- 8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики
- Глава 9
- 9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
- 9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
- 9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
- Глава10
- 10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
- 100 Сукно, м
- 10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
- 10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
- Глава 11
- 11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
- 11.3. Нетарифные методы
- Глава12
- 12.2. Анализ статей платежного баланса
- 12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
- 12.5. Системы обменного курса валют
- Глава13
- 13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
- Глава14
- 14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
- 14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
- Раздел V
- Глава15
- 15.2. Предпосылки экономического роста
- 15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
- 15.4. Факторы и типы экономического роста
- Глава16
- 16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
- 16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
- Глава 17
- 17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
- 17.2. Распределение доходов и
- 17.3. Уровень жизни и бедность