logo
Ивашковский Макроэкономика

14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса

При плавающем обменном курсе, как уже отмечалось, ЦБ не производит интервенций на валютном рынке, так что его валютные резервы остаются неизменными, а курс валюты определяется уравновешиванием спроса и предложения. В этом случае обменный курс будет оказывать влияние на международные товарные потоки, а значит, на положение кривой IS: при падении курса кривая будет сдвигаться вправо, а при росте — влево. Это означает, что налогово-бюджетная политика не может играть какой-либо роли, поскольку изменение обменного курса сведет ее влияние на произ­водство к нулю. С другой стороны, при плавающем курсе ЦБ, осуществ­ляющий денежную политику, теряет контроль над обменным курсом, но получает возможность контролировать денежное предложение (т. е. положение кривой LM), а следовательно, и объем производства. Кроме при плавающем обменном курсе сальдо платежного баланса всегда будет равно нулю, поскольку стоимость национальной валюты будет по­вышаться или понижаться в той степени, которая необходима для равнове­сия платежного баланса.

Для определения результатов денежной и налогово-бюджетной полити­ки при плавающем обменном курсе используем модель IS-LM сначала для случая свободного перемещения капитала между странами, а затем в усло­виях регулирования потоков капитала.

А

у —

LM LM'

\ / ► /

V/ /

\ к/

^^ ! ^^

1

1

\ у/ \ - IS'

1

! J

! ^ч]

[ | 'S - ' ►

О Y0 У, уг Y

Рис. 14-6. Влияние денежной политики при плавающем обменном курсе и высокой мобильности капитала

Случай высокой МОБИЛЬНОСТИ КАПИТАЛА. Мы уже знаем, что вы­сокая мобильность капитала приведет к тому, что внутренняя процентная ставка всегда будет равна мировой (/ = /*). А это значит, что на модели три линии IS, LM и i* пересекутся в одной точке Е. Каковы будут результаты стимулирующей денежной политики?

Влияние денежной политики. Если ЦБ увеличит предложение денег посредством покупки облигаций на открытом рынке, то кривая сдви­нется вправо, в положение понижая процентную ставку и способст­вуя тем самым росту потребительских расходов, инвестиций и увеличению дохода с Y0 ДО Y] (рис. 14-6).

Поскольку капитал может свободно перемещаться между странами, то снижение внутренней процентной ставки ниже мировой вызовет отток капи­тала из страны, а значит дефицит по счету капитала. Вместе с тем отток капитала из страны приведет к понижению курса национальной валюты, а вместе с ним к улучшению баланса по текущему счету. Увеличение чис­того экспорта вызовет сдвиг кривой IS вправо, в положение IS', и в ре­зультате внутреннее и внешнее равновесие восстанавливается в точке К при исходной процентной ставке, но еще большем объеме выпуска Y-,.

Таким образом, в открытой экономике с высокой мобильностью капитала и при плавающем обменном курсе денежная политика оказывается достаточно эффективной с точки зрения занятости и роста доходов. Увеличение денежной массы оказывает влияние на экономику не через процентную ставку (как в закрытой экономике), а через обменный курс, который стимулирует внеш­ний спрос, увеличивает чистый экспорт, занятость и национальный доход.

Результаты налогово-бюджетной политики. Рассмотрим в качестве примера стимулирующую налогово-бюджетную политику. Увеличение государственных расходов сдвинет кривую IS вправо, в положение IS',

ж

\е/

LM

(F

IS'

IS

О У0 У, у

Рис. 14-7. Влияние налогово-бюджетной политики при плавающем обменном курсе и высокой мобильности капитала

что приведет к росту доходов до У, и повышению внутренней процент­ной ставки / выше мирового уровня Г. Равновесие в экономике будет соот­ветствовать не точке Е, а точке F (рис. 14-7).

Поскольку внутренняя процентная ставка повысилась выше мирового уровня, то в условиях свободного перелива капитала начнется его приток в страну, что вызовет удорожание национальной валюты, а следовательно, ухудшение торгового баланса. Уменьшение чистого экспорта сократит со­вокупный спрос в экономике и сдвинет кривую /5" в обратном направле­нии, и экономика вернется в начальное состояние равновесия в точке Е. Таким образом, при плавающем обменном курсе фискальная экспансия ведет в конечном счете к удорожанию национальной валюты, которое пол­ностью ликвидирует положительный эффект государственных расходов на совокупный спрос. Совокупный спрос остается на прежнем уровне. Это значит, что стимулирующая налогово-бюджетная политика при плаваю­щем обменном курсе полностью вытесняется сокращением чистого экс­порта: торговый баланс ухудшается точно на величину роста государст­венных расходов.

Случай НИЗКОЙ МОБИЛЬНОСТИ КАПИТАЛА. В условиях ограничения межстранового перемещения капитала внутренняя процентная ставка оп­ределяется безотносительно к мировой процентной ставке. Поэтому ре­зультаты денежной и налогово-бюджетной политики здесь будут другими, чем при высокой международной мобильности капитала.

Влияние денежной политики. Как было установлено, при высокой мобильности капитала стимулирующая денежная политика оказывает по­ложительный эффект на совокупный спрос, уровень занятости и доходов не через потребительские расходы и инвестиции, а через увеличение торго­вого При регулировании движения капитала ситуация будет скла­дываться следующим образом. Возросшее предложение денег приводит

к увеличению совокупного спроса в экономике, и кривая LMсдвинется в положение LM', следствием чего явится снижение процентной ставки с /0 дои рост дохода с У0 до (рис. 14-8),

Увеличивающийся национальный доход будет стимулировать рост рас­ходов на импортные товары и услуги, что приведет к дефициту торгового баланса. Одновременно будет наблюдаться некоторый отток капитала из страны в ответ на снижение внутренней процентной ставки и по счету капитала также возникнет отрицательное сальдо. Поскольку обменный курс плавающий, то при дефиците платежного баланса курс национальной валюты понизится, что приведет к возрастанию чистого экспорта, а значит, восстановлению торгового баланса в начальном состоянии.

Таким образом, стимулирующая денежная политика при плавающем обменном курсе и низкой мобильности капитала уменьшает процентную ставку и оказывает стимулирующее влияние па производство через рост потребительских расходов и инвестиций, не изменяя при этом торговый баланс. В случае с фиксированным обменным курсом такая политика не давала положительного эффекта с точки зрения воздействия на основные макроэкономические показатели, а заканчивалась лишь сокращением ва­лютных резервов ЦБ.

Результаты налогово-бюджетной политики. Для проведения стиму­лирующей фискальной политики государство может использовать два ин­струмента — снижение налогов и увеличение государственных расходов. Рост государственных расходов, как известно из предыдущего анализа, воздействует на внутреннее и внешнее равновесие через повышение дохо­да и увеличение процентной ставки.

В модели IS-LM возросшие государственные расходы сдвигают кри­вую IS в положение IS' и увеличивают тем самым национальный доход с У0 до Yy, а процентную ставку с /0 до /, (рис. 14-9).

Y

О

о

IS

LM

Рис. 14-9. Воздействие налогово-бюджетной политики при плавающем обменном курсе и низкой мобильности капитала

Более высокий уровень дохода означает и большие объемы импорта, которые ухудшают торговый баланс страны и понижают курс националь­ной валюты. С другой стороны, возросшая процентная ставка будет стиму­лировать приток капитала в страну, что повышает курс национальной ва­люты. Однако в условиях низкой мобильности капитала эффект процент­ной ставки будет незначительным, так что результат активной фискальной политики будет проявляться через рост дохода. А это значит, что падение курса валюты будет стимулировать увеличение чистого экспорта и сокра­щение дефицита торгового баланса, что сдвинет кривую IS' еще дальше вправо, в положение IS", способствуя росту дохода до У2. Курс нацио­нальной валюты будет снижаться до тех пор, пока не будет достигнуто нулевое сальдо платежного баланса, а внутреннее и внешнее равновесие не установится в точке К.

Таким образом, стимулирующая налогово-бюджетная политика при плавающем обменном курсе и низкой мобильности капитала оказывает еще больший эффект на повышение дохода, чем при фиксированном курсе. Это происходит в связи с тем, что удешевление национальной валюты создает благоприятные условия для роста экспорта, который дополняет положительное влияние бюджетной экспансии на объем национального производства.

Основные выводы

1. Макроэкономическая политика в открытой экономике анализируется на ос­нове модели Манделла — Флеминга, учитывающей внешнеэкономическую деятельность. В ней кроме традиционных рынков — товарного и денеж­ного присутствует еще валютный рынок, на котором формируется обмен­ный курс.

Модель Манделла—Флеминга показывает, что денежная и фискальная по­литики. будучи основными рычагами управления совокупным спросом, по- разному влияют на внутреннее и внешнее равновесие. Главное различие состоит в том, что стимулирующая денежная политика снижает процентную ставку, тогда как стимулирующая налогово-бюджетная политика повышает ее. Следовательно, они могут использоваться государством как независи­мые инструменты макроэкономической политики.

Результаты денежной и налогово-бюджетной политики существенно разли­чаются в зависимости от принятой системы определения обменного курса валют. Фиксированный обменный курс потребует от ЦБ вмешательства в ситуацию на валютном рынке в качестве покупателя или продавца ино­странной валюты, чтобы сохранить обменный курс на заданном уровне. Это лишает его возможности проводить целенаправленную денежную политику, поскольку валютные интервенции будут изменять объем денежной массы в экономике. При плавающем обменном курсе резервы ЦБ останутся посто­янными, так как он не проводит валютных инвестиций, что позволит ему проводить целенаправленную денежную политику.

Эффективность денежной и налогово-бюджетной политики будет различной в зависимости от степени мобильности капитала между странами. Высо­кая мобильность капитала означает, что даже небольшое изменение внуг- ренней процентной ставки вызывает практически неограниченный межстра- новой перелив капитала. При низкой мобильности капитала изменение внутренней процентной ставки будет оказывать незначительное влияние на перелив капитала между странами.

При фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала денежная политика оказывается неэффективной, поскольку увеличение предложения денег понизит процентную ставку и вызовет отток капитала из страны, а следовательно, снижение курса национальной валюты. Для поддержания курса на стабильном уровне ЦБ вынужден будет осуществ­лять валютную интервенцию, что уменьшит объем денежной массы в экономике и вернет уровень производства, занятости и доходов в началь­ное состояние. Таким образом, единственным результатом стимулирую­щей денежной политики при фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала будет потеря ЦБ своих международных валютных резервов.

Повысить уровень занятости и доходов в этих условиях можно лишь с по­мощью активной налогово-бюджетной политики. Поскольку данная политика не изменяет процентную ставку, в экономике отсутствует и "эффект вытес­нения" частных инвестиций и потребительских расходов. Образовавшийся избыток платежного баланса заставит ЦБ скупить иностранную валюту, увеличивая тем самым количество денег в обращении, что еще больше по­высит занятость и доходы.

Стимулирующая налогово-бюджетная политика при фиксированном курсе и низкой мобильности капитала способствует росту производства и дохода лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде изменится лишь структура совокупного спроса (государственные расходы возрастут, но со­кратятся инвестиции и потребительские расходы, не изменяя, таким обра­зом, уровень производства и доходов). Кроме того, ЦБ вынужден будет про­дать часть валютных резервов, удовлетворяя спрос на иностранную валюту со стороны импортеров.

При плавающем валютном курсе и высокой мобильности капитала де­нежная политика приносит реальные результаты: она увеличивает чистый экспорт, занятость и национальный доход. В отличие от закрытой экономи­ки, в которой эффективность денежной политики проявляется через про­центную ставку, в открытой экономике ее влияние на занятость и доходы осуществляются через обменный курс.

Налогово-бюджетная политика при тех же условиях оказывается полностью неэффективной: рост государственных расходов полностью вытесняется сокращением чистого экспорта, так что совокупный спрос и уровень доходов останутся без изменения.

При плавающем обменном курсе и низкой мобильности капитала денеж­ная политика понижает процентную ставку и оказывает стимулирующее влияние на производство через рост потребительских расходов и инвести­ций, не изменяя при этом торговый баланс.

Налогово-бюджетная политика при тех же условиях также дает высокий эф­фект: она удешевляет национальную валюту, а значит, создает благоприятные условия для роста экспорта, который усиливает результативность бюджет­ных расходов с точки зрения их влияния на объем производства и доходы.

Вопросы и задания для повторения

В чем заключаются главные цели макроэкономической политики в открытой эко­номике?

Каковы основные инструменты макроэкономической политики в открытой экономике?

Объясните, почему экспорт товаров и услуг — функция только обменного курса, в то время как импорт зависит как от обменного курса, так и от уровня националь­ного дохода.

Что такое высокая и низкая мобильность капитала? Как воздействует государст­венная политика мобильности капитала на результаты макроэкономической поли­тики в рамках модели Манделла—Флеминга?

Каковы результаты стимулирующей денежной политики государства при фискаль­ном обменном курсе и высокой мобильности капитала?

Какая политика — денежная или налогово-бюджетная — более эффективна с точки зрения занятости и роста дохода при фиксированном обменном курсе и высокой мобильности капитала?

Какое влияние оказывает степень мобильности капитала на результаты денежной и

политики при фиксированном обменном курсе?

Какие результаты может получить государство в рамках модели Манделла- Флеминга от девальвации национальной валюты?

Каковы последствия использования стимулирующей денежной политики в усло­виях плавающего обменного курса и высокой мобильности капитала в открытой экономике с неполной занятостью?

Каковы последствия использования фискальной политики в условиях плавающего обменного курса и высокой мобильности капитала в открытой экономике с непол­ной занятостью?

Объясните результаты денежной политики в условиях плавающего обменного кур­са и низкой мобильности капитала.

Тесты и задачи

В условиях фиксированного обменного курса операции ЦБ на открытом рынке по покупке облигаций приведут к:

а) понижению внутренней процентной ставки и росту доходов;

б) притоку капитала в страну и увеличению внутренних инвестиций;

в) оттоку капитала из страны и сокращению валютных резервов ЦБ;

г) понижению обменного курса и росту активного сальдо торгового баланса.

В условиях фискального обменного курса и высокой мобильности капитала инструменты фискальной политики:

а) эффективно стимулируют совокупный спрос;

б) снижают процентную ставку и стимулируют инвестиции;

в) приводят к дефициту платежного баланса;

г) не оказывают никакого влияния на доходы, процентную ставку и пла­тежный баланс.

Девальвация национальной валюты при высокой мобильности капитала при­ведет к:

а) оттоку капитала из страны и дефициту платежного баланса;

б) повышению совокупного спроса в стране;

в) сокращению валютных резервов ЦБ и уменьшению денежной массы в стране.

В открытой экономике с неполной занятостью и плавающим обменным курсом увеличение предложения денег приведет к росту:

а) инвестиций;

б) экспорта;

в) потребления.

Увеличение государственных расходов в открытой экономике с неполной занятостью и плавающим обменным курсом приведет к:

а) падению экспорта;

б) росту потребления;

361

в) падению инвестиций.

24 Зак.6661

Если российское правительство берет в долг в МВФ 4,5 млрд. долл. и затем продает их на рынке, то это отразится на:

а) курсе рубля?

б) совокупном спросе?

в) уровне доходов?

Потребительский спрос на отечественные товары выражается функцией: C = 0,6Yj +1000 (где Yf — личный располагаемый доход), а на импорт­ные: 1М= 0,2Y. Объем инвестиций равен: /= 5000 - 1250/ + 0,17. Государ­ственные расходы равны сумме подоходного налога, ставка которого со­ставляет 25%. Экспорт страны нравен 10 000 денежных единиц. В обраще­нии находится 20 000 денежных единиц, а спрос на деньги для сделок и в качестве имущества соответственно представлен функциями: М/ = 0,5К ;

М

.d 20625

-2000.

1,5

Определите состояние торгового баланса при достижении совмест­ного равновесия на товарном и денежном рынках.

8. Темп инфляции в стране А равен 9%, а в стране В — 5%. В стране А про­центная ставка равна 12%. Какова должна быть процентная ставка в стра­не В, чтобы между этими странами не было перелива капитала?

Ответы:

сократится; в) снизится; 7. 4500 де-

1. в); 2. а); 3. б); 4. б); 5. а); 6. а) повысится; нежных единиц; 8. 7,7%.

Рекомендуемаялитература

Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Гл. 18. М, 1997.

Киреев А. Международная экономика: В 2 ч. Ч. I. Гл. 7. М., 1997.

Кругман П.. Обстфельд М. Международная экономика: Теория и политика. Гл. 18, 19,20. М., 1997.

Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей. Гл. 20, 21. М., 1992. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. Гл. 13. М., 1994.

СаксДж, Ларрен Ф. Макроэкономика: Глобальный подход. Гл. 13, 14. М., 1996.

Этот изменчивый обменный курс: Сборник статей / Сост. А.Семенова. Приложе­ние. М, 2001.

* * *

Гребенников П. И. Макроэкономика: Сборник задачи тестов. Тема 11. СПб., 1995.

Микро- и макроэкономика: Практикум. 2-е изд./Под ред. Ю. А. Огибина. СПб., 1997.

7.

Тесты и задачи по микроэкономике и макроэкономике / Под ред. А. В. Сидоровича и Ю. В. Таранухи. Тема 9. М., 1994.