9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
Развитие международных экономических отношений осуществляется как на микро-, так и на макроуровнях в различных формах. К числу основных форм микроэкономического уровня относятся следующие:
Международная торговля товарами и услугами.
Интернациональное перемещение предпринимательского и ссудного капиталов.
Международная миграция рабочей силы.
Создание совместных предприятий.
Развитие международных корпораций.
Международное научно-техническое сотрудничество.
Наличие особых условий (выгодное географическое положение, запасы редких природных ресурсов, надлежащая квалификация специалистов, высокий уровень технической оснащенности производства) дает стране определенные преимущества при производстве тех или иных товаров и услуг. Эти преимущества выражаются в выпуске более дешевой и качественной продукции и позволяют на этой основе извлекать выгоды от международной специализации производства.
Практически каждая страна имеет сравнительное преимущество в производстве тех или иных товаров. С одной стороны, Россия обладает сравнительным преимуществом в производстве многих видов сырья и энергоносителей, некоторых видов продукции металлообрабатывающей промышленности, в производстве отдельных категорий вооружений и военной техники. С другой стороны, она не имеет сравнительного преимущества в производстве обуви, одежды, многих видов продовольствия, современных информационных технологий, вычислительной и бытовой техники, автомобилей и т. д. Именно поэтому ей приходится импортировать разные товары легкой и пищевой промышленности, некоторые виды сельскохозяйственной продукции, специальные станки и производственное оборудование, мебель, аудио- и видеотехнику, компьютеры и многое другое из-за рубежа. Важными ее внешнеторговыми партнерами являются Германия, Япония, Украина, Польша, Италия, США и ряд других стран, которые, в свою очередь, покупают у России товары, в которых они не имеют сравнительного преимущества или которые у них вовсе не производятся.
Фактором развития международной торговли может выступать и принцип абсолютного преимущества, впервые сформулированный А. Смитом. Страна считается обладателем абсолютного преимущества, когда она является монопольным производителем той или иной продукции или способна производить ее дешевле других стран. Например, ЮАР доминирует в производстве алмазов. В условиях современной конкурентной экономики случаев абсолютного преимущества крайне мало.
Международная торговля имеет две стороны — импорт и экспорт и характеризуется торговым балансом, торговым оборотом, платежным балансом, демпингом, торговым протекционизмом, курсом обмена валют.
Импорт заключается в приобретении продукции в другой стране. Импорт не только приносит выгоду стране в целом, но и может оказаться прибыльным делом для отдельных фирм и граждан. Приезжавшие не так давно в Россию иностранцы из многих стран замечали дороговизну или отсутствие в нашей стране товаров, продаваемых у них на родине. К таким товарам относились пищевые продукты, предметы быта и обихода (мебель, ковры, посуда, светильники, кафельная плитка, моющие средства), товары промышленного производства (мотоциклы, наручные часы, фотоаппараты, видеомагнитофоны, автомобили, телевизоры, холодильники). С переходом к рынку многие из российских предпринимателей, вступив в деловые отношения с зарубежными производителями и отыскав источники финансирования своих фирм, стали крупными импортерами товаров и услуг, которых не было в России.
Под экспортом понимается продажа продукции в другие страны. При этом следует иметь в виду, что экспорт бывает видимым (когда продукция, производимая внутри страны, затем вывозится и продается за границей) и невидимым (услуги, предоставляемые иностранным гражданам как внутри страны, например туризм, так и за рубежом, например банковские услуги, услуги по страхованию).
Торговый баланс представляет собой разницу между объемом экспорта и объемом импорта товаров (видимые статьи экспорта и импорта) за определенное время. Если экспорт превышает импорт, то торговый баланс называется активным или благоприятным, а в случае превышения импорта над экспортом — пассивным или неблагоприятным.
Торговый оборот — это сумма стоимостей объемов экспорта и импорта.
баланс — разница между денежными средствами, поступающими в страну в результате экспортной деятельности, и средствами, утекающими из страны из-за импорта, плюс потоки денежных средств, обусловленные другими факторами (движением капитала, правительственными займами, помощью другим странам и т. п.). Задача правительства — обеспечивать равновесие платежного баланса, т. е. добиваться такого положения, когда на протяжении нескольких лет расходы и вложения капиталов страны за границей не превышают расходов и вложений капитала других стран на ее территории. В этом случае страна не сможет пополнять свои международные резервы, но и не будет их сокращать.
Добиться равновесия платежного баланса очень трудно. Обычно имеет место либо дефицит, либо излишек платежного баланса. Для восстановления его равновесия страна может использовать несколько способов:
а) регулирование цен и доходов на внутреннем рынке;
б) торговые и валютные ограничения (девальвация или ревальвация, позволяющие снизить либо повысить стоимость экспорта или сделать более дорогостоящим или дешевым импорт в валютном выражении).
Демпинг представляет собой практику продажи товаров за границу по ценам ниже существующих в стране — производителе этих товаров. Обвинение в демпинге иногда предъявляется некоторым странам, например Южной Корее и России со стороны США. Американское законодательство требует, чтобы иностранные компании назначали на реализуемые ими товары цену, включающую 10% накладных расходов плюс 8%-й коэффициент прибыльности. Однако на практике факт демпинга труднодоказуем.
Торговый протекционизм заключается в использовании рычагов государственного регулирования для ограничения импорта товаров и услуг. Он используется для защиты отечественной промышленности от ущерба, который может быть нанесен ей в результате демпинга и конкуренции, создаваемой товарами иностранного производства. В основе протекционизма лежит теория, согласно которой он призван содействовать выживанию и развитию отечественной промышленности, созданию новых рабочих мест. Более подробно протекционизм будет рассмотрен в следующей главе.
Курс обмена валют (валютный курс) — цена одной валюты относительно другой. Курсы всех свободно конвертируемых валют определяются, как и любая другая цена, спросом и предложением на том рынке, на котором они продаются, т. е. на валютном рынке. Указанные спрос или предложение определяются платежным балансом страны — наличием в ней избытка или дефицита.
На валютный курс существенное влияние оказывает изменение внутренней денежной массы. Увеличение денежной массы может привести к падению курса национальной валюты, и наоборот.
Когда ЦБ не осуществляет интервенций на валютном рынке, курс свободно плавает, уравновешиваясь под влиянием спроса и предложения валют. Интервенции могут иметь различные формы — от контроля до
"валютного коридора", т. е. действий, не имеющих формы вмешательства в операции на рынке, но ставящих перед собой цель стабилизации или управления изменением валютных курсов. В последнем случае ЦБ, покупая или продавая валюту, оказывает стабилизирующее воздействие на курс, если возникает тенденция к его выходу за допустимые пределы.
2. Интернациональное перемещение предпринимательского и ссудного капиталов — становой хребет современной мировой экономики. Оно представляет собой вывоз денежных средств из одной страны в другую для помещения их в выгодное дело. Такое перемещение капитала вызвано рядом причин:
а) перенакоплением (снижением предельной доходности) капитала в стране, откуда он вывозится;
б) несовпадением спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства;
в) наличием в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;
г) интернационализацией производства.
Вывоз капитала осуществляется в форме предпринимательского (прямые и инвестиции) и ссудного капиталов.
Прямые иностранные инвестиции представляют собой вложения капитала в предприятия, обеспечивающие инвестору контроль над ними. Для такого контроля необходим объем инвестиций, при котором иностранный инвестор обладает не менее чем акционерного капитала компании. Правда, эта
пропорция может быть и иной. В США, например, прямые иностранные инвестиции составляют величину, равную не менее акционерного капитала.
Владение контрольным пакетом акций зарубежного предприятия — высшая форма обязательств во внешнеэкономической деятельности. Оно не только предполагает право на доход с капитала, но обычно подразумевает и более интенсивный обмен квалифицированными специалистами и новыми технологиями между странами, чем в случае отсутствия контрольного пакета акций. По этой причине прямые инвестиции часто становятся возможны после того, как фирма приобрела опыт в осуществлении экспортно-импортных операций. Целью прямых инвестиций является, как правило, обретение доступа к определенным ресурсам или рынку продукции фирмы.
В последние десятилетия происходит значительный абсолютный и относительный рост прямых иностранных инвестиций во всем мире. Если до 1980-х гг. их прирост составлял 1,3-1,6%, то в последующий период он достигал 20% в год, в 5 раз превысив темпы расширения мировой торговли.
Это вызвано в значительной степени увеличением числа стран — участниц процесса иностранного инвестирования. В 1980-е гг. к нему подключились Южная Корея, Тайвань, Индия, Сингапур, Малайзия, а в 90-е гг. — бывшие социалистические страны Восточной Европы, Балтии, Китай, Вьетнам, некоторые государства СНГ. Причем ряд из них уже не только принимают капитал, но и выступают его экспортерами.
Происходят сдвиги и в отраслевой структуре прямых иностранных инвестиций, особенно возрастание в последние десятилетия сферы услуг с 25 до 60%. Это наиболее характерно для таких стран, как Япония, Канада, США. В современном вывозе капитала все большее значение приобретает экспорт патентов и лицензий на новые научно-технические открытия, изобретения и новинки. Крупнейшими экспортерами и импортерами патентов являются США, Япония, Швейцария, Великобритания, Нидерланды, Швеция, Германия. Однако ведущее место продолжает оставаться за Японией. И еще одна особенность развития прямых иностранных инвестиций — появление в числе иностранных инвесторов мелких и средних компаний. По некоторым данным, их доля за два последних десятилетия возросла почти в раз.
"Портфельные" инвестиции — это покупка акций, облигаций и других ценных бумаг иностранных компаний. Признаком, отличающим данный тип инвестиций от прямых, является отсутствие контроля за деятельностью компании, принимающей инвестиции. К инвестициям ста
раются прибегать многие фирмы, ведущие международные операции. Их цель заключается в основном в решении финансовых задач — получении высоких процентов и дивидендов на вложенный капитал.
Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде предоставления средне- и долгосрочных кредитов в денежной или товарной форме, осуществляемой в расчете на получение прибыли из-за выгодной нормы ссудного процента. Такие кредиты предоставляются как государствам, так и городам, банкам, промышленным, финансовым и прочим компаниям. Вывоз ссудного капитала осуществляется в первую очередь для обслуживания импортных операций, развития и совершенствования кредитно-банковской системы, обеспечения финансовой стабилизации национальной экономики принимающих стран.
Для кредитора предоставление займов зарубежным государствам, банкам и компаниям иногда оказывается менее выгодным делом, чем участие в прямых инвестициях. Преимущества последних для экспортера капитала связаны с тем, что он полностью распоряжается своими средствами в течение всего периода функционирования прямых капиталовложений, тогда как ссудный капитал полностью переходит а распоряжение импортера на весь срок предоставления займа. Кроме того, в отличие от предпринимательского капитала, инвестирование которого не обусловлено какими-либо сроками, вложение ссудного капитала носит срочный характер. Оно может быть долгосрочным (свыше двух лет), среднесрочным (от одного до двух лет) и краткосрочным (до одного года).
Вместе с тем и экспортеры, и импортеры капитала стремятся использовать разные формы, руководствуясь принципом взаимной выгоды. Для России, как и для других стран, испытывающих острую нужду в капитале, принципиальное значение имеет создание условий для привлечения иностранных инвестиций. Среди них особого внимания заслуживают налоговые стимулы: установление прямых налоговых льгот; отсрочка уплаты налогов за инвестирование капитала; стимулы, связанные с амортизированными отчислениями (ускоренная амортизация); поддержка зарубежного инвестора на первых стадиях работы; "налоговые каникулы", которые, как правило, устанавливаются на срок 2-1 5 лет и сопровождаются предоставлением компании статуса пионера; освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, сырья, комплектующих изделий.
Важное значение имеют финансовые методы стимулирования иностранных капиталовложений в виде субсидий, займов, кредита и гарантий их предоставления. Финансовые льготы могут предоставляться в зависимости от выполнения инвестором задач, связанных с освоением конкретных регионов, выпуском определенных видов продукции, созданием новых рабочих мест. Так, в Испании для прямых инвестиций в районы с высокой безработицей установлены субсидии в размере 20% инвестированного капитала, а также льготные кредиты, покрывающие 75% издержек инвестора1.
Во многих странах используются также и нефинансовые методы поощрения притока иностранных инвестиций: обеспечение инвесторов необходимыми факторами производства, информацией, службами управления,
См.: Курс общей экономической теории / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.
СПб., 1996. С. 413.
развитие транспорта и связи и т. д. Особое место в этом ряду занимают специальные экономические зоны — территории, на которых благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательному режимам создается исключительно благоприятная экономическая обстановка для иностранных инвестиций.
Международная миграция рабочей силы — интернациональное перемещение работников, связанное с поиском занятости в других странах. Экономисты объясняют этот процесс главным образом возможностью получения более высоких доходов, лучшими перспективами социального, а иногда и профессионального продвижения.
Использование иностранной рабочей силы выгодно также местным предпринимателям, поскольку заработки эмигрантов нередко существенно ниже заработков, предусмотренных для граждан данной страны, что обеспечивает бизнесу более высокую норму прибыли. Одновременно с этим у предпринимателей появляется возможность оказывать давление на общий уровень заработной платы в стране в сторону его понижения.
Страны, откуда рабочая сила эмигрирует за рубеж, несут немалые экономические и нравственные потери. Они лишаются наиболее мобильной и обычно лучшей части трудовых ресурсов, в том числе ученых, преподавателей, работников культуры, инженеров, врачей. Практически невосполнимые утраты возникают в связи с оттоком молодых специалистов, которые в большинстве случаев не возвращаются на родину.
В 90-е гг. процесс эмиграции квалифицированных работников и "утечки мозгов" охватил многие республики бывшего СССР, прежде всего Россию. Из страны уехало, по некоторым данным, около 300 тыс. человек, которые могли бы в иных условиях принести немало пользы своему народу. Однако их знания и опыт, полученные в России, теперь умножают интеллектуальный и экономический потенциал западных стран. Потери, которые понесла Россия за эти годы, будут еще более ощутимы в недалекой перспективе.
Вместе с тем процесс международной миграции рабочей силы — составная часть общего процесса интернационализации хозяйственной жизни, а значит, носит глубоко объективный характер. Сдержать, а тем более остановить его в условиях открытого общества невозможно и неразумно. Другое дело, что любая страна, испытывающая потенциальную потребность в рабочей силе (а Россия относится к их числу), должна создавать условия не только для сдерживания оттока, но и для привлечения трудовых ресурсов из других стран.
Создание совместных предприятий, представляющих международную форму организации и осуществления конкретной хозяйственной деятельности, основано на использовании объединенных факторов производства зарубежных и местных учредителей из двух и более стран. Совместные предприятия позволяют соединять денежные средства, технологии, управленческий опыт, природные и иные ресурсы из разных стран и осуществлять общую производственно-экономическую деятельность на территории одной из них или в каждой стране.
Наиболее активно процесс создания и развития совместных предприятий стал проявляться во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х гг. в бывших социалистических странах и Китае. Это объяснялось тем, что в тот период проникновение западных компаний по линии прямых инвестиций на рынки этих стран было затруднено по политическим, правовым и экономическим причинам, и совместные предприятия в сложившихся условиях стали выходом из положения. Чтобы заниматься в этих странах хоть каким-то бизнесом, зарубежные компании должны иметь там местного партнера. Такой, в частности, была ситуация, когда в Москве открыли заведение ''Пицца Хат". Поскольку любые виды частной собственности были запрещены, местным партнером "Пицца Хат" выступило правительство
Совместные предприятия могут иметь две формы — договорную и основанную на общем акционерном капитале. Предприятия первой формы представляют собой ассоциацию частных лиц или компанию, образованную для реализации определенного предпринимательского проекта, а предприятия второй формы — это акционерные компании с участием иностранного капитала. Для стран с переходной экономикой такие предприятия представляют собой привлекательную возможность доступа к техно - логическим достижениям и иностранному капиталу, поскольку многие из этих стран имеют крупную международную задолженность. В свою очередь, иностранные компании хотят получить дополнительные рынки для своей продукции и места для ее дешевого производства. Кроме того, иностранными компаниями принимались во внимание и налоговые льготы, предоставляемые им с конца 80-х гг.
Преимущества совместных предприятий очевидны — совместное использование ресурсов и опыта рыночной деятельности, проникновение на рынки, где допускается реализация товаров только местного производства, и, наконец, обоюдная ответственность в случае неудачи. Недостатки не столь очевидны, но они также есть. Один из них — возможность того, что один из партнеров, получив необходимые знания, опыт и технологии, установив соответствующие связи, может выйти из совместного предприятия и выступить в качестве конкурента бывшего партнера. Такая практика встречается довольно часто в этой форме международного бизнеса. Кроме того, с течением времени используемая технология может устареть или предприятие может разрастись до размеров, препятствующих проведению гибкой экономической политики. Поэтому, как показывает опыт, при создании совместных предприятий их участникам необходимо четко договариваться об условиях обмена информацией и порядке осуществления руководства предприятием, а также о процедурах оценки эффективности деятельности совместных предприятий и возможного ее прекращения. При наличии таких соглашений совместные предприятия как форма международного сотрудничества имеют хорошие перспективы, что отвечает стремлению многих компаний к расширению зарубежных рынков сбыта своей продукции.
5. Развитие международных корпораций, которые представляют собой одну из наиболее развитых форм современных мирохозяйственных отношений. Свою деятельность они осуществляют главным образом через прямые зарубежные инвестиции из страны базирования в принимающие страны. Международные корпорации бывают двух видов: транснациональные и многонациональные.
Транснациональные корпорации (ТНК) представляют собой такую форму международного бизнеса, в рамках которой головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы расположены в других странах мира.
Многонациональные корпорации (МЯК) •— это корпорации, международные не только по своей деятельности, но и по капиталу.
Однако форма международной корпорации имеет не столь существенное значение. Главное — сфера ее деятельности, международный характер осуществляемых ею инвестиций и получаемых прибылей. В этом смысле между ТНК и МНК нет различий.
Вместе с тем подавляющее большинство современных международных корпораций имеет форму ТНК. В середине 90-х гг. их насчитывалось примерно 37 тыс., а число филиалов превышало 206 тыс. На долю 100 крупнейших ТНК (исключая транснациональные финансовые корпорации и банки) приходилось около всех прямых инвестиций. Из этой сотни ТНК 38 базировались в Западной Европе, 29 — в США, 16 — в Японии, остальные — в Австралии, Канаде, Финляндии, Новой Зеландии и других индустриальных странах.
О мощи ТНК свидетельствует тот факт, что примерно мировой торговли составляли внутрикорпорационные поставки ТНК. В современных условиях ТНК стали основными международными переносчиками капитала, технологий и квалифицированного труда и в известном смысле ослабляют позиции обычной международной торговли. Такие компании, как ИБМ, "Форд", "Экссон", "Филипс", "Хитачи", "Бритиш петролеум", "Рено", "Фольксваген", и другие разносят по всему миру не
только товары, но и новые знания, "ноу-хау", формы организации производства и сбыта. ТНК наиболее активны в электронной, горнорудной, нефтедобывающей, химической, металлурги 1еской и пищевой промышленности, автомобилестроении, торговле.
Что лежит в основе возникновения международных корпораций, почему мирохозяйственные связи развиваются в рамках этих организационных структур? В экономической науке существует несколько теорий на этот счет. Одни авторы придерживаются концепции экономики масштаба, согласно которой фирма может экономить на издержках производства при увеличении выпуска продукции и переносе его в другие страны. Сторонники теории международных корпораций полагают, что их создание объясняется технологическим превосходством компаний развитых стран, которые создают предприятия за рубежом на базе своих устаревших технологий, сохраняя контроль за передовыми технологиями в головной компании. Наконец, авторы теории международной организации положили в основу объяснения феномена международной корпорации идею интернализации производства. Интернализация означает "завнутрение" хозяйственных связей в рамках одной организации, в частности фирмы.
Согласно этой точке зрения, международные корпорации существуют благодаря тому, что мирохозяйственные связи более выгодно осуществлять внутри одной, а не между разными фирмами. Эта выгода может проявляться в передаче технологии заграничному филиалу международной корпорации, а также в возможности реализовать потенциал вертикальной интеграции. Например, то, что называется технологией, не всегда можно продать, так как многие ее виды не имеют товарного (допустим, написанного) воплощения, а существуют в виде знаний группы людей, которым очень трудно дать рыночную оценку. Поэтому, если вместо продажи технологии чужим фирмам компании осуществляют ее передачу своим филиалам, эта неопределенность снимается. Аналогичным образом разрешаются проблемы и в сфере международных кооперационных связей. Например, между двумя разнонациональными фирмами, связанными единой производственной цепочкой, могут возникнуть противоречия по поводу уровня цены, координации единого технологического цикла, несоответствия спроса и предложения, которые способны подвергнуть ту или другую сторону дополнительному риску. Если же обе фирмы объединить в одну вертикально интегрированную организацию, эти проблемы в значительной степени будут
Таким образом, подводя итог сказанному, можно выделить некоторые наиболее характерные черты международных корпорации: углубление специализации и кооперации и создание системы международного производства, рассредоточенного по многим странам, но контролируемого из одного центра; интернализация хозяйственных связей и достижение на этой основе высокой интенсивности внутрикорпорационной торговли между расположенными в разных странах подразделениями; разработка, передача и использование передовой технологии в рамках замкнутой кор- порационной структуры; глобальная структура деятельности и межстра-
См.: Кругман П., Обстфельд М. Международная экономика: теория и практика. М., 1997.
С. 154-155.
новая мобильность менеджеров; осуществление прямых международных инвестиций из страны базирования корпорации в принимающие страны, в которых она имеет дочерние филиалы.
6. Меяедународноенаучно-техническоесотрудничество представляет собой обмен результатами научных исследований и разработок, проектами, техническими и технологическими новшествами и т. д. Формы такого сотрудничества могут быть различными: обмен научно-технической информацией, учеными, специалистами, передача на лицензионной основе изобретений и открытий, проведение научно-исследовательских работ, осуществление общих научно-технических проектов, научно-производственная кооперация, совместное предпринимательство по производству новой техники и технологии и т. д.
В последние годы получили развитие новые формы научно-технического сотрудничества, К ним относится международный инжиниринг — заключение субподрядных контрактов на проведение тельных работ, оказание информационных услуг в различных областях науки и техники через международный банк данных, обмен научно-технической информацией по системе Интернета и т. д.
Международные научно-технические связи осуществляются частично на коммерческой, а частично на безвозмездной основе, а также в порядке благотворительности. В последнем случае создаются специальные благотворительные фонды, способствующие распространению знаний и научных достижений в ряде стран мира.
9.3. МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТОРГОВЫЕ СОЮЗЫ И ОРГАНИЗАЦИИ
Формирование и развитие международных экономических отношений происходят не только на основе наличия ресурсов и рынков сбыта у сотрудничающих стран, взаимодополняемости национальных структур хозяйства и коммерческой деятельности компаний, но и на базе торгово- политических мероприятий национальных правительств. Государства активно участвуют в развитии внешнеэкономических связей путем целенаправленного воздействия на международные торговые операции, используя для этого как свои национальные возможности, так и инструменты межгосударственных союзов и организаций.
Межгосударственные торговые союзы и организации создаются для регулирования торговых отношений, предотвращения торговых войн и осуществления международных операций на справедливой и упорядочен - ной основе. Большинство организаций поддерживает фундаментальный принцип свободной торговли, позволяющий добиться максимального выигрыша от взаимного обмена товарами и услугами. После второй мировой войны был заключен Всемирный торговый пакт — Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). ГАТТ не только договор, но и организация, имеющая аппарат из нескольких сот человек, базирующаяся в Женеве и представляющая интересы более ПО стран, которые участвуют в соглашении. В конце 1990-х гг. ГАТТ преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО). Целями ВТО являются обеспечение полной занятости, рост производства и торговли между странами-членами, оптимальное использование источников сырья для долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.
Всеобщим принципом в деятельности ГАТТ/ВТО является недопущение дискриминации: любое торговое преимущество, предоставленное одной из стран — участниц организации, должно быть распространено на остальные
За время деятельности ГАТТ/ ВТО добилась существенного снижения таможенных тарифов на промышленные товары, сократив их с 40% в период до возникновения ГАТТ до 5% в настоящее время. Кроме того, в рамках ГАТТ/ВТО разработаны соглашения об унификации методов таможенной оценки товаров, об упорядочении лицензирования, о недискриминации импортеров при размещении государственных заказов, о борьбе с демпингом, а также о том, чтобы национальные стандарты и системы сертификации товаров не дискриминировали иностранных поставщиков.
Все это, однако, не означает, что теперь препятствия на пути свободной международной торговли уже преодолены. Они существуют, но 80% оставшихся торговых барьеров разрушены в настоящее время ГАТТ/ ВТО.
В последние годы Россия предпринимает активные действия, направленные на вступление в эту организацию. Это станет дополнительным фактором интеграции российской экономики в мировое хозяйство.
Заметную роль в совершенствовании международной торговли играют и такие организации, как ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) и ЕЭК (Европеиская экономическая комиссия ООН). Так, в ЮНКТАД (участвует свыше 170 стран) помимо разработки принципов и правил международного экономического общения, способствующих распространению более демократичных и справедливых условий торговли, был согласован также ряд важных документов, регулирующих торговые отношения в отдельных областях. Речь идет, в частности, о серии международных товарных соглашений для стабилизации рынка, соглашении о предоставлении развивающимся государствам льгот в таможенном обложении, соглашениях, регулирующих торговые перевозки грузов и ограничивающих злоупотребления монополий в торговле.
ЕЭК (участвуют 35 стран) внесла значительный вклад как в совершенствование организации международной торговли (разработала Конвенцию о международной дорожной перевозке грузов, освобождающую транспортные средства и товары от таможенных формальностей на границе, ряд других документов), так и в развитие торговли между Востоком и Западом.
Реализация принципов свободной торговли, провозглашенных членами ГАТТ/ВТО и ЮНКТАД, на практике оказывается нелегким делом, поэтому многие участники международного обмена создают и усиливают региональные торговые блоки. Их глобальная цель — уничтожить специфические налоги и другие торговые барьеры для своих членов и установить единые барьеры для товаров, попадающих в регион из стран, не состоящих в данном торговом блоке.
Одним из самых старых и наиболее известных торговых блоков является Европейский союз (ЕС), созданный в 1957 г. и существовавший до 1993 г. под названием Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Первоначально ЕЭС представляло собой свободное объединение 6 европейских торговых партнеров, однако оно быстро двигалось в сторону более прочного экономического и политического единства и, пройдя все основные этапы интеграционного процесса, расширив число своих членов до 15 стран, преобразовалось по Маастрихтскому договору, подписанному в 1992 г., в ЕС. Фактически ЕС сформировался из трех интеграционных сообществ, созданных в 50-е гг.: Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и ЕЭС.
В настоящее время ЕС — наиболее развитая в мире региональная интеграционная группировка. Между входящими в него странами (Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Греция. Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция) устранены все тарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги; ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий и принцип благоразумного надзора; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран; введены минимальные технические требования к стандартам; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.
Создание ЕС означало не только образование единого внутреннего рынка товаров и услуг, но и формирование и развитие валютного союза входящих в него стран. На первом этапе была достигнута договоренность, что валюты всех стран ЕС включаются в совместное "плавание" в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения. На втором этапе (1994 —1998 гг.) создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики. На третьем этапе (с 1999 г.) сначала взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта и создается единый Европейский центральный банк.
Доказав свою жизнеспособность и высокую эффективность, ЕС приобрела большую притягательную силу для многих стран Восточной Европы и ряда республик бывшего СССР, в частности Прибалтийских государств и
Украины, заявивших о своем стремлении войти в будущем в эту интеграционную группировку. Практическим шагом в этом направлении стало то, что в 1991 — 1995 гг. восточноевропейские страны, Эстония, Латвия и Литва подписали Соглашение об ассоциации с ЕС.
В результате развития и совершенствования своей деятельности ЕС становится, по существу, командной силой в мировой экономике, равной США и превосходящей Японию, что подталкивает последние к укреплению своих позиций на мировой арене. В частности, США совместно с Канадой и Мексикой образовали в 1994 г. Североамериканскую зону свободной торговли, в рамках которой предполагалось снять к 1999 г. все тарифы и квоты между ними. В Азии, где в гг. наблюдался бум
регионального развития, Япония усилила связи с Южной Кореей, Гонконгом, Тайванем, Сингапуром, рядом других стран.
Образование торговых союзов и блоков происходит и в других регионах: Соглашение о свободной торговле стран АСЕАН, Арабский общий рынок, Центрачьноамериканский общий рынок. Содружество Независимых Государств (СНГ), Балтийская зона свободной торговли, Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива и т. д.
Некоторые экономисты высказывают мнение, что увеличение числа региональных торговых блоков приведет к разделу мира, дезинтеграции мирового хозяйства, еще больше усилит соперничество между тремя "центрами силы" — США, ЕС и Японией. Они утверждают, что это подрывает позиции ГАТТ/ВТО и других международных торговых организаций и значительно ограничивает и сдерживает мировую торговлю. В результате серьезно могут пострадать бедные нации, если они не попадут ни в одну из региональных группировок.
- Раздел I
- Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
- 1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
- 1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
- 2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2.2. Кеинсианская критика
- 2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
- 2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
- Раздел II
- 3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
- 3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
- 3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
- 4.1. Понятие безработицы,
- 4.4. Государственная политика в области занятости
- Глава 5
- 5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
- 53. Социально-экономические последствия инфляции
- Раздел III
- 6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
- 6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
- 6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
- 6.4. Краткосрочное равновесие
- 6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
- Глава 7
- 7.1. Банковская система, ее структура и функции
- 7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
- 7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
- 0 Y, y0 y
- 8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики
- Глава 9
- 9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
- 9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
- 9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
- Глава10
- 10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
- 100 Сукно, м
- 10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
- 10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
- Глава 11
- 11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
- 11.3. Нетарифные методы
- Глава12
- 12.2. Анализ статей платежного баланса
- 12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
- 12.5. Системы обменного курса валют
- Глава13
- 13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
- Глава14
- 14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
- 14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
- Раздел V
- Глава15
- 15.2. Предпосылки экономического роста
- 15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
- 15.4. Факторы и типы экономического роста
- Глава16
- 16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
- 16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
- Глава 17
- 17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
- 17.2. Распределение доходов и
- 17.3. Уровень жизни и бедность