0 Y, y0 y
Рис. 7-2. Эффект от введения потоварного налога
Перейдем ко второму критерию налогообложения — эффективности. Он касается потерь, которые несет общество (продавцы и покупатели) в результате налоговых выплат. На рис. 7-2 представлен рынок сигарет, первоначальное состояние которого характеризует точка равновесия Е0,
которой соответствуют рыночная цена одной пачки сигарет и равновесный объем Y0.
Предположим, государство вводит трехрублевый налог на одну пачку сигарет. Покупатели в этом случае будут платить за пачку на 3 руб. больше, чем получают продавцы: допустим, покупатели платят 13 руб., продавцы получают 10 руб., 3 руб. получает государство. Налог не изменяет количество, которое покупатели желают приобрести при разном уровне цен, поэтому кривая спроса D остается в прежнем положении. Кривая же предложения сдвинется вверх, в положение так как продавцы желают продавать прежнее количество при каждом уровне цены, которую они получают. Однако теперь они получают меньше, чем им платят, и разница представляет собой налог. Именно на величину налога сдвигается вверх кривая предложения (АЕ' — налог). Рыночное равновесие при этом изменится — переместится в точку Е. В этой точке покупатели платят цену (больше, чем раньше — продавцы получают (меньше, чем раньше), разницу забирает государство. Объем реализации уменьшается до
Таким образом, создавая разницу между ценой, уплаченной покупателем, и ценой, полученной продавцом, налог сокращает и производство, и потребление. Поэтому налог на товары ухудшает экономическое положение и покупателей, которые платят больше, и продавцов, получающих меньше.
К экономическим потерям приводит и введение подоходных налогов, например, на заработную плату. В этом случае предприниматели вынуждены будут платить за труд большую цену, чем раньше, а работники будут получать меньше, чем раньше. Кроме того, подоходный налог действует как отрицательный стимул — он уменьшает желание трудиться, в результате чего при высоких ставках налогов государство собирает меньше налоговых платежей. Иллюстрацией этого явления служит кривая Лаффера (рис. 7-3).
Данная кривая строится в координатах, где по оси абсцисс откладываются налоговые поступления, а по оси ординат — налоговые ставки t. На графике показано, что, начиная с нулевой ставки налога, увеличение t ведет к росту налоговых поступлений. Но после некоторой точки А последующее увеличение налоговой ставки сокращает объем налоговых поступлений из-за негативного стимулирующего воздействия. Это означает, что кривая Лаффера после точки А начинает отклоняться влево. Таким образом, для ставок налога ниже их увеличение обеспечивает рост налоговых
Рис. 7-3. Кривая Лаффера
ТА т
поступлений, а для ставок, превышающих , более высокие ставки приносят меньший доход государству; при 100%-й ставке налоговые поступления упадут до нуля.
На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога , после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции ^ соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80%, и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов . В России снижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений в бюджет.
См.: СаксДж.. .Happen Ф. Указ. соч. С. 248.
Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит = Расходы - Доходы
Закупки товаров и услуг Сумма социальных выплат
Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим величину чистых налогов.
Чистые налоги = Налоговые поступления - Социальные выплаты
В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:
Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг — Чистые налоги
На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.
Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).
Связь между бюджетом и объемом ВВП можно проиллюстрировать с помощью рис. 7-4.
Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t= 0,2. Следовательно, при Y= 0 налоговые поступления Т= 0. Когда доходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государствен расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т. д. Таким образом, при низком уровне дс ^ОДОВ возникает дефицит государственного бюджета, при высоком — избыток бюджета.
Возникает вопрос: может ли рост государственных расходов, вместо того чтобы приводить к бюджетному дефициту, обусловливать его
Бюджетные поступления,
ед-
Бюджетный избыток
200
^ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ►
0 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 2000 У, ден. ед.
Рис. 7-4. Связь между бюджетом и объемом ВВП
щение? Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вызвать такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов превысит прирост государственных расходов?
Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который "окупал бы" возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.
Какое влияние на экономику оказывает бюджетный дефицит? Свидетельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств?
Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете имеется избыток, т. е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение
если государственный бюджет испытывает дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.
Таким образом, бюджетный дефицит — это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е гг. Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюр- даль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.
Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе — люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.
Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.
Откуда государство может взять средства для финансирования бюджетного дефицита?
Существует три способа:
а) путем дополнительной эмиссии денег;
б) за счет кредитов ЦБ;
в) посредством заимствований у населения и фирм.
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
В результате государственных займов формируется государственный долг 7-5). Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и в иностранный долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие должны друг другу) — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит определенные условия.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги из карманов менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно они покупают государственные облигации.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.
Рис. 7-5. Структура совокупного государственного долга
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики?
Обычно в государственном долге видят две опасности:
а) возможность банкротства нации;
б) переложение долгового бремени на другие поколения.
Первая опасность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:
а) рефинансирования (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
б) взимания начогов (для выплаты процента по долгу и его суммы)
в) выпуска новых денег в обращение.
По поводу второй опасности нужно сказать следующее. Специфика государственного долга такова, что люди как бы должны сами себе. Внутренний долг — это только отношение между гражданами страны. Граждане, уплачивая налоги, возвращают долги себе по ценным государственным бумагам. В этом случае долг сводится в конечном счете на нет (он и есть и его нет). Тем не менее рост государственного долга имеет негативные экономические последствия для страны и общества в целом. Они состоят в следующем.
рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике: деньги можно было бы вложить не в государственные облигации, а в акции корпораций, т. е. в реальные инвестиции.
Во-вторых, выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах: те, кто владеет облигациями, станут еще богаче.
В-третьих, повышение налогов для выплаты процента по государственному долгу подрывает действие экономических стимулов и отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике: желание работать уменьшается, выпуск продукции падает.
В-четвертых, когда правительство берет заем для рефинансирования долга или уплаты процента по нему, это приводит к увеличению процентной ставки, что снижает склонность к инвестированию. В перспективе страна может оказаться с уменьшенным производственным потенциалом.
Основные выводы
Банковская система большинства стран состоит из двух уровней: ЦБ и КБ. ЦБ занимает особое место в финансовой и экономической системе страны: является эмиссионным центром государства, хранит золотовалютные резервы страны и обязательные резервы КБ, является кредитором последней инстанции для КБ, а также финансовым агентом правительства. Основными функциями КБ являются привлечение вкладов населения и фирм и предоставление кредита домашним хозяйствам, коммерческим структурам и местным органам управления.
Денежно-кредитную политику государство проводит через ЦБ и систему КБ. Основными инструментами такой политики являются:
а) норма резервирования;
б) официальная учетная ставка;
в) операции на открытом рынке.
Эти инструменты воздействуют либо на количество денег в обращении, либо на уровень процентных ставок. В зависимости от конкретных целей ЦБ может использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).
Изменение нормы резервирования — один из старейших инструментов денежно-кредитной политики. Он выполняет две основные функции: создает условия для текущего регулирования банковской ликвидности и одновременно является ограничителем кредитной эмиссии. Как правило, нормы резервирования дифференцируются по степени "денежное™" различных компонентов денежной массы: на вклады до востребования устанавливается более высокая норма резервирования по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам.
Учетная ставка — это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды КБ. Официальная учетная ставка — ориентир для банковских ставок по кредитам. Посредством манипулирования учетной ставкой ЦБ воздействует на состояние не только денежного, но и финансового рынка.
14 3ак-6661 201
I
Операции на открытом рынке — это купля-продажа ЦБ государственных ценных бумаг или первоклассных коммерческих векселей. Посредством таких операций ЦБ воздействует на ликвидность банковской системы и процентные ставки. Продажа векселей и облигаций уменьшает денежную массу и снижает процентные ставки, покупка дает противоположный эффект. Операции на открытом рынке — наиболее действенный инструмент денежно-кредитной политики, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, на экономику.
Перечисленными инструментами не исчерпывается арсенал денежно- кредитного регулирования экономики. Иногда ЦБ прибегает к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам КБ, портфельные ограничения и др.
Фискальная политика государства осуществляется с помощью налогообложения и правительственных расходов. Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и государственных расходов, называются финансовыми отношениями или финансами. Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила название финансовой системы, ведущим звеном которой выступает государственный бюджет.
Государственный бюджет — это смета планируемых государственных доходов и расходов на финансовый год. Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы показывают направления и цели государственных ассигнований. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на финансирование социальных программ, на поддержание и развитие государственного сектора экономики, на многие другие цели. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который считал, что они становятся все более высококачественным благом (эластичность спроса на них со стороны домашних хозяйств больше единицы). Эти предсказания полностью подтвердились и вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера. Доходы государственного бюджета формируются главным образом за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти. Кроме того, они поступают по линии социального страхования и доходов государственных предприятий.
Структура налогообложения в рыночной экономике состоит главным образом из следующих показателей: подоходного налога с населения; налога с прибыли акционерных предприятий; имущественного налога; налога на сделки с капиталом; налога с наследства. Все эти виды платежей получили название прямых налогов. Другую группу налоговых поступлений образуют косвенные налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их уплачивают не все граждане, а лишь те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Косвенные налоги увеличивают цену продаваемых товаров и услуг и понижают благосостояние потребителей.
Налоговая политика государства способствует пополнению государственного бюджета необходимыми средствами и выполняет стимулирующую роль для развития бизнеса. Вместе с тем налоги могут действовать как отрицательный стимул и уменьшать желание трудиться, в результате чего при высоких ставках налогов государство собирает меньше налоговых платежей. Иллюстрацией этого явления служит кривая Лаффера.
Важным звеном налоговой политики являются критерии налогообложения: справедливость, эффективность, платежеспособность. Последний критерий является основным и означает, что налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении граждан сокращается.
13. Для определения меры неравенства используется кривая Лоренца, которая отражает доли дохода, приходящиеся на различные группы населения, сформированные на основании размера дохода, который они получают. Если каждая группа будет получать равную долю дохода, то на графике это отразится в виде прямой линии — кривой абсолютного равенства. Область, находящаяся между кривой реального распределения и кривой абсолютного равенства, будет показывать отклонение от абсолютного равенства.
Дефицит государственного бюджета возникает в том случае, если правительственные расходы превышают доходы. Обратная картина обеспечивает избыток (положительное сальдо) государственного бюджета. Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать:
а) дополнительную эмиссию;
б) кредиты ЦБ;
в) внутренние и внешние займы.
В результате займов формируется государственный долг, который подразделяется на внутренний и внешний (иностранный). Большой внешний долг ложится тяжелым экономическим бременем на страну и может приводить к политической зависимости от стран-кредиторов. Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди граждан страны.
Вопросы и задания для повторения
Почему возникли КБ и какие функции они выполняют?
Зачем экономике нужен ЦБ?
Что произошло бы, если бы ЦБ получил от правительства инструкцию о прекращении контроля за денежной массой страны?
Укажите причины, по которым ЦБ контролирует банковскую ликвидность. Пострадали бы, с вашей точки зрения, интересы вкладчиков, если бы ЦБ перестал осуществлять подобный контроль?
Дайте определение денежно-кредитной политике. Перечислите ее основные инструменты.
Объясните, почему денежно-кредитная политика имеет тенденцию приобретать форму "стой — иди".
Дайте определение понятию "операции на открытом рынке" и объясните, как они влияют на денежную массу в обращении.
Как государство может использовать фискальную политику для увеличения занятости и стимулирования экономического роста?
Предположим, что правительство хочет сократить налоги, чтобы стимулировать экономику в период спада. Имеет ли значение то, какие налоги сократить: с населения или корпораций?
Тесты и задачи
Термин "учетная ставка" означает:
а) курс государственных облигаций, по которому ЦБ покупает их на открытом рынке;
б) процентную ставку, по которой ЦБ предоставляет ссуды КБ;
в) увеличение общего объема резервов КБ;
г) степень воздействия ЦБ на рост денежной массы и объема ВНП;
д) другое понятие, не указанное выше.
Снижение уровня безработицы и снижение темпа инфляции в качестве целей стабилизационной политики:
а) всегда находятся в отношении субституции;
б) всегда находятся в отношении взаимодополняемости;
в) могут находиться в отношениях как взаимозаменяемости, так и взаимодополняемости;
г) не могут находиться в отношении взаимодополняемости.
Воздействие бюджетного излишка на равновесный уровень дохода оказывается таким же, как:
а) сокращение сбережений;
б) увеличение инвестиций;
в) увеличение потребления;
г) увеличение сбережений.
Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:
а) сумма активов государства превышает размеры его обязательств;
б) сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;
в) расходы государства уменьшаются;
г) сумма налоговых поступлений сокращается;
д) обязательства государства превышают его активы.
Экономика страны характеризуется следующими данными: фактический уровень дохода Y = 4000 долл., предельная склонность к потреблению MP С = 0,8, доход при полной занятости Y* = 4200 долл.
Рассчитайте, на какую величину правительство должно изменить налоговые поступления, чтобы экономика достигла дохода при полной занятости.
Имеются следующие данные:
доход Y = 5000, потребление С = 3200, инвестиции / = 900, государственные расходы G= 1000, налоги Т= 900.
Определите, каков будет размер дефицита государственного бюджета В.
В начале года ЦБ поддерживал норму резервирования, равную 10%, и купил на открытом рынке государственные облигации на сумму 000 долл. В конце года банк продал облигации на 4000 долл. и изменил норму резервирования до 8%.
Как изменится величина денежной массы на конец года в результате предпринятых ЦБ шагов?
Имеются следующие данные:
Покажите, как должны измениться государственные расходы, если государство стремится достичь полной занятости.
Ответы:
1. б); 2. в); 3. г); 4. б); 5. 5; 6. 100; 7. Увеличится на 95 000 долл.; 8. Государственные расходы должны увеличиться на 470.
Рекомендуемаялитература
Агапова Т. Л., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Гл. 6, 8. М., 1997. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 11, 16, 17. М., 1997. Макроэкономика. Гл. СПб.,
Матлин А. М. Деньги и экономические решения. М., 2001.
Сакс Док., Ларрен Ф. Макроэкономика: Глобальный подход. Гл. 7, 10, 12. М., 1996.
Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 15-е изд. Гл, 25, 27. М., 1997.
Чепурин М. И. и др. Сборник задач по экономической теории. 3-е изд. Киров, 2000.
ГЛАВА8
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ И ДЕНЕЖНОМ РЫНКАХ: МОДЕЛЬ/5-ХМ
.1, УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО РАВНОВЕСИЯ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ
.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ
ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Ключевые понятия
Грубая форма монетаризма • двойное равновесие • денежная политика в условияхликвидной ловушки • инвестиционная ловушка • модель!5-1.М (Хикса — Хансена) • фискальная политика в условиях ликвидной ловушки • эффект вытеснения
8.1. УСЛОВИЕ СОВМЕСТНОГО РАВНОВЕСИЯ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ
Цель данной главы — более углубленный анализ взаимодействия реального сектора экономики (товарных рынков) и денежного рынка. Под товарными рынками будут подразумеваться не только рынки потребительских товаров и услуг, но и рынок инвестиционных товаров, которые принципиально не отличаются от потребительских благ. Хотя между этими категориями товаров имеются некоторые различия, однако они обусловлены только спросом на них, поскольку спрос на потребительские и инвестиционные товары зависит от разных переменных. Спрос на потребительские товары связан главным образом с доходом, тогда как на инвестиционные— прежде всего с процентной ставкой. Различие такого рода носит поверхностный характер, так как, для того чтобы существенно разграничить рынки потребительских и инвестиционных товаров, необходимо знать их относительные цены. Поскольку в кейнсианской модели этого не сделано, экономисты объединяют рынки всех товаров в один рынок.
Денежный рынок — это механизм купли-продажи краткосрочных кредитных инструментов типа казначейских векселей и коммерческих бумаг. Этот рынок следует отличать от рынка облигаций. Относительная цена денег, выраженная в облигациях, — это процентная ставка по облигациям.
Задача этой главы состоит в том, чтобы точно определить функционирование каждого из указанных рынков и, что более важно, выявить взаимосвязи между ними. При рассмотрении модели AD-AS эта взаимосвязь предполагалась, ведь изменения цен товаров и услуг непосредственно сказываются на спросе на деньги. В свою очередь, колебания процентной ставки на денежном рынке отражаются на величине совокупных расходов, прежде всего на потреблении и инвестициях. В модели IS-LM (инвестиции — сбережения — предпочтение ликвидности — деньги) товарный и денежный рынки предстанут как сектора единой макроэкономической системы. Модель определяет равновесные значения процентной ставки i и уровня дохода Y в зависимости от условий, сложившихся в этих секторах экономики.
Модель IS-LМ впервые была предложена в 1937 г. Дж. Хиксом ("крест Хикса") в качестве интерпретации сути макроэкономической концепции Дж. Кейнса и поэтому является конкретизацией модели AD-AS. Широкое распространение она получила после выхода книги А. Хансена "Монетарная теория и фискальная политика" в 1949 г., после чего ее стали также именовать моделью Хикса — Хансена.
Как было показано ранее, кривая IS отражает соотношения процентной ставки i и уровня национального дохода У, при которых обеспечивается равновесие на товарном рынке. Условие такого равновесия — равенство объемов совокупного спроса и совокупного предложения. При этом спрос (при отсутствии государства и заграницы) выступает как сумма спроса на потребительские и инвестиционные товары. Зная, что инвестиции есть отрицательная функция процентной ставки, а потребление — положительная функция реального дохода, можно записать уравнение совокупного спроса следующим образом:
Что же касается предложения, то оно в соответствии с кейнсианской трактовкой имеет вид:
Отсюда следует, что равновесное состояние на товарном рынке может иметь место только при соблюдении следующего равенства:
I(i)= S(Y).
Данное уравнение, установленное Дж. Кейнсом, отличается от условия равновесия на товарном рынке в модели классиков: I{t) - S(i). Разница между ними заключается только в различии аргументов функции сбережений. Эта разница означает, что в классической модели равновесие между инвестициями и сбережениями имеет единственное решение, поскольку достигается само собой на рынке заемных средств в точке пересечения кривых / и S (см. рис. 1-3). В кейнсианской модели допускается множественность равновесных состояний на товарном рынке: кривая IS, представляющая собой набор множества равновесных точек, соответствующих каждой паре значений процентной ставки и национального дохода Y, выступает как кривая равновесия товарного рынка. Все точки кривой суть точки равенства сбережений и инвестиций при разных значениях процентной ставки и национального дохода.
Таким образом, кривая IS отражает не функциональную зависимость между процентной ставкой и доходом, а множество равновесных ситуаций на товарном рынке, которые получаются в результате проекции функции сбережения и функции инвестиции.
Кривая IS имеет отрицательный наклон, поскольку снижение процентной ставки увеличивает объем инвестиции, а следовательно, и совокупный спрос, увеличивая тем самым равновесное значение дохода.
Сдвиг кривой IS может быть в тех случаях, когда изменяются нежели процентная ставка, факторы. К таким факторам относятся
уровень потребительски:%)асходов,
уровень государственных закупок,
чистые налоги,
изменение объемов инвестиций при существующей процентной ставке (в результате сдвига кривой, т. е. роста инвестиционного спроса
Предположим, в результате целенаправленных действий государства увеличивается объем государственных расходов > Это приведет к росту равновесного объема производства и дохода (7, > К0). При прежней процентной ставке равновесный объем дохода станет больше, чем раньше. Кривая сдвинется в положение (рис. 8-1).
Аналогичный эффект будет наблюдаться при изменении инвестиционных планов предпринимателей (рост оптимизма или пессимизма при любой процентной ставке), что приведет к сдвигу кривой инвестиционного спроса а значит и к сдвигу линии совокупных расходов, вслед за чем сдвинется и кривая IS (рис. 8-2).
О у0 У, Y
Рис. 8-1. Сдвиг кривой /S при изменении государственных расходов
Теперь обратимся к денежному рынку. Кривая LM, как было показано, отражает зависимость между процентной ставкой i и уровнем дохода Y, возникающую на рынке денежных средств. Каждая точка кривой LMозначает равенство спроса на деньги L и предложения денег А/г Такое равновесие на денежном рынке достигается лишь в том случае, когда с ростом дохода Y процентная ставка i будет повышаться.
Чтобы глубже вникнуть в это условие, вспомним, что в кейнсианской теории спроса на деньги выделено три мотива: трансакционный, предосторожности и спекулятивный. Первые два мотива отражают традиционную роль денег как средства обращения и платежа, поэтому в экономической литературе их обычно объединяют под общим понятием трансакционного спроса, который зависит от уровня располагаемого дохода:
Спекулятивный спрос на деньги — это спрос со стороны активов, и он зависит от процентной ставки: при низкой ставке экономические агенты отдают предпочтение ликвидности (хранят богатство в форме наличных денег), напротив, при высокой процентной ставке предпочитают хранить богатство в ценных бумагах. Следовательно, спекулятивный спрос на деньги — убывающая функция процентной ставки: La = L(i).
Рис. 8-2. Сдвиг кривой /S при изменении инвестиционного спроса
Выделение Дж. Кейнсом спекулятивного спроса на деньги -—важный элемент его теории эффективного спроса. Хранение сбережений в ликвидной форме уменьшает общий платежеспособный спрос, поскольку деньги как имущество не расходуются на личное потребление и не обращаются в инвестиции. Сбережения же, существующие в форме ценных бумаг, являются по существу ссудным капиталом. Поэтому они увеличивают и потребительский, и инвестиционный спрос. Следовательно, при увеличении спекулятивного спроса на деньги эффективный спрос прекращается, и наоборот.
Общий спрос на деньги складывается из спроса на деньги для сделок и спекулятивного спроса и является соответственно функцией дохода и процентной ставки:
Таким образом, равновесие на денежном рынке предполагает выполнение следующего условия:
При данном уровне дохода равновесие денежного рынка будет находиться в точке пересечения кривой L0 с линией предложения денег М", как это показано на рис. 8-3,а. Если же уровень дохода будет изменяться, например, в сторону возрастания (рис. 8-3,о), то это приведет к увеличению спроса на деньги (сдвиг кривой Z0 в положение Lx ) и росту процентной ставки с
Рис. 8-3. Влияние изменения дохода на спрос на деньги и процентную ставку при фиксированном предложении денег
О м/Р м/р О У0
а б
на деньги (сдвиг Z0 в положение ) и, следовательно, повышает процентную ставку с ia до . На рис. 8-3,6 показана кривая LM, иллюстрирующая важное условие равновесия го рынка: с ростом дохода процентная ставка должна повышаться.
Кривая LM имеет специфическую конфигурацию: горизонтальную и вертикальную части. Горизонтальный участок кривой отражает тот факт, что процентная ставка не может опуститься ниже минимального
В результате получим множество равновесных ситуаций в точках пересечения линий предложения с кривыми спроса на деньги La , Lx и т. д. Это значит, что каждому парному значению процентной ставки и дохода будет соответствовать свое равновесное состояние денежного рынка. Графически линия равновесия денежного рынка будет представлена кривой LM как положительной функцией процентной ставки и национального дохода. Рисунок 8-3,6 показывает, что рост дохода с У0 до F, увеличивает спрос
' а '
1* . л
значения imin , а вертикальная часть этой кривой показывает, что за пределами максимального уровня процентной ставки никто не будет держать сбережения в ликвидной (денежной) форме, а обратит их в ценные бумаги. Сдвиг кривой LM будет иметь место при изменении предложения денег или изменении уровня цен.
Совместное равновесие товарного и денежного рынков достигается в точке пересечения кривых IS и £.М(рис. 8-4).
Модель IS-LM позволяет найти также сочетания рыночной процентной ставки и уровня дохода (выпуска), при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках.
Кривые IS и LM построены не только для данного уровня цен Р, но и для данных уровней государственных расходов G, налоговых поступлений Т и денежного предложения М. В этом случае существует лишь одно сочетание значений процентной ставки и уровня дохода YE) ,при котором достигается равновесие одновременно на двух рассматриваемых рынках. Пересечение кривых IS и LM в точке Е означает, что денежное предложение достаточно для такой процентной ставки, которая уравновешивает планируемые инвестиции и сбережения. Поскольку кривая IS связана с планируемыми расходами, ее изменение отражает изменения в фискальной политике. Кривая LM отражает изменения в монетарной политике, поскольку связана с денежным предложением. Таким образом, модель IS-LM позволяет оценить совместное влияние на макроэкономику фискальной (налогово-бюджетной) и монетарной (денежно-кредитной) политики.
На рис. 8-5,с? показано изменение равновесия в системе двух рынков при понижении уровня цен Р (при условии неизменных значений G, Т и М). Кривая IS в этом случае не изменяет своего положения, поскольку
Рис. 8-5. Изменение равновесия в системе двух рынков при понижении уровня цен Р на товарном рынке
основные факторы, определяющие ее конфигурацию (государственные расходы, налоги, ожидаемый доход), остаются прежними. Кривая сдвинется вправо (LM,),поскольку реальное предложение денег М/Р в этом случае возрастет.
Следовательно, равновесие в системе товарного и денежного рынков может быть достигнуто при более низкой процентной ставке г, и более высоком уровне выпуска У{ по сравнению с первоначальным положением кривой £М0. Таким образом, равновесие сдвигается из точки Е0 в точку
Поскольку уровень цен понизился (что равносильно увеличению реального предложения денег М/Р), то при неизменных значениях G, Т и М объем совокупного спроса на товарном рынке возрастет. Результат этого изменения показан на рис. 8-5,6, на котором изображена кривая совокупного спроса отражающая зависимость между уровнем цен и объемами покупок товаров и услуг. Это убывающая кривая, потому что более низким ценам соответствует большее количество денежных остатков. Величина совокупного спроса на товарном рынке, соответствующая совместному равновесию на рынках товаров и денег, называется эффективным спросом.
- Раздел I
- Глава 1. Цели и инструменты макроэкономического анализа.
- Раздел I
- Глава 1
- 1.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа
- 1.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание
- 1.3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие
- 2.1. Классическая модель макроэкономического равновесия
- 2.2. Кеинсианская критика
- 2.5. Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели
- 2.7. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора
- Раздел II
- 3.1. Понятие экономического цикла и его фазы
- 3.2. Причины циклических колебаний в рыночной экономике
- 3.3. Особенности механизма и форм цикла в современных условиях
- 4.1. Понятие безработицы,
- 4.4. Государственная политика в области занятости
- Глава 5
- 5.1. Сущность, причины и измерение инфляции
- 53. Социально-экономические последствия инфляции
- Раздел III
- 6.1. Понятое и сущность денег. Денежная масса
- 6.2. Спрос на деньги: классическая и кейнсианская концепции
- 6.3. Предложение денег. Денежный мультипликатор
- 6.4. Краткосрочное равновесие
- 6.5. Долгосрочное равновесие денежного рынка. Монетарное правило м. Фридмена
- Глава 7
- 7.1. Банковская система, ее структура и функции
- 7.2. Инструменты денежно-кредитной политики государства
- 7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства
- 0 Y, y0 y
- 8.2. Взаимодействие товарного и денежного рынков при изменении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики
- Глава 9
- 9.1. Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства
- 9.2. Современные формы мирохозяйственных связей на микроуровне в торгово-производственной сфере
- 9.4. Международные валютно-кредитные отношения и формирование мирового финансового рынка
- Глава10
- 10.2. Теории международной торговли французских физиократов и английских классиков
- 100 Сукно, м
- 10.3. Факторная теория международной торговли хекшера—олина. Парадокс в. Леонтьева
- 10.4. Теории распределения доходов от внешней торговли
- Глава 11
- 11.2. Тарифные методы регулирования международной торговли
- 11.3. Нетарифные методы
- Глава12
- 12.2. Анализ статей платежного баланса
- 12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение
- 12.5. Системы обменного курса валют
- Глава13
- 13.2. Мультипликатор расходов в открытой экономике
- Глава14
- 14.1. Денежная и налогово-бюджетная политика при фиксированном обменном курсе
- 14.2. Результаты денежной и налогово-бюджетной политики в условиях плавающего обменного курса
- Раздел V
- Глава15
- 15.2. Предпосылки экономического роста
- 15.3 Экономический рост и изменения в структуре экономики и общественных институтах
- 15.4. Факторы и типы экономического роста
- Глава16
- 16.2. Неокейнсианские модели роста е. Домара и р. Харрода
- 16.3. Неоклассические модели роста р. Солоу, док. Мида, а. Льюиса
- Глава 17
- 17.1. Доходы населения, источники их формирования и способы распределения
- 17.2. Распределение доходов и
- 17.3. Уровень жизни и бедность