logo
Ивашковский Макроэкономика

12.4. Спрос на иностранную валюту и ее предложение

Спрос на иностранную валюту. Цена иностранной валюты, как и любого другого товара, определяется спросом и предложением. Российские фир­мы, желающие импортировать товары, должны продать рубли, с тем чтобы приобрести иностранную валюту, которо и они будут расплачиваться с по­ставщиками этих товаров. Аналогичным образом будут поступать россий­ские граждане, намеренные совершить заграничное путешествие или осу­ществить там какой-либо инвестиционный проект. В свою очередь, ино­странные туристы, приезжающие в Россию, вынуждены покупать рубли для оплаты товаров и услуг внутри страны. Наконец, население России, живущее в условиях инфляции и обесценения национальной валюты, стремится сохранить свои сбережения в иностранной валюте, главным об­разом в американских долларах.

Таким образом, спрос на иностранную валюту формируется под воз­действием трех основных факторов:

а) потребности в импорте товаров, услуг и факторов производства;

б) привлекательности инвестиций за границей;

в) надежности иностранной валюты как средства сохранения бо­гатства.

Предложение иностранной валюты. Оно формируется под воздей­ствием экспорта товаров национального производства. Чем больше иностранцы будут закупать продукцию национального производства, тем больше экспортеры продукции будут продавать ее на валютном рынке.

Формирующийся под воздействием спроса и предложения иностран­ной валюты обменный курс е оказывает существенное влияние на чистый экспорт Х„ . Если обменный курс низкий (например, нужно отдать не­большое количество рублей за 1 долл. США), то население России будет приобретать больше импортных товаров. Обратная картина будет наблю­даться при высоком обменном курсе: импорт уменьшится, а экспорт воз­растет, так как экспортерам будет выгодно обменивать иностранную валю­ту на большее количество рублей. Следовательно, чистый экспорт есть функция обменного курса: