logo
Ивашковский Макроэкономика

53. Социально-экономические последствия инфляции

Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества и поэтому рассматривается как социальное зло. Негативные последствия инфляции очевидны каждому взрослому человеку. Она обесценивает результаты тру­да, уничтожает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту, провоцирует бегство национального капитала за границу и т. д. Однако кроме явных издержек многие последствия инфляции носят неявный характер, социальный вред которых не менее опасен.

Для того чтобы рассмотреть этот аспект проблемы, проведем грань между двумя разновидностями инфляции — прогнозируемой и непрогно­зируемой. Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учиты­вается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реали­зации. Иными словами, это инфляция, к которой люди в большей или меньшей степени подготовлены. Непрогнозируемая инфляция — это инфляция, которая становится для населения неожиданностью. При такой инфляции фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый. Например, если ожидаемый темп инфляции 5% в год, а фактический ока­зывается равным за тот же период, то непредвиденный темп инфляции составит 10%.

При прогнозируемой инфляции все экономические субъекты будут учи­тывать тот или иной ожидаемый темп роста цен в своих планах. Как заем­щики, так и кредиторы будут ориентироваться не на номинальную г, а на реальную г процентную ставку, размер которой будет скорректирован на темп инфляции л: г = 7 - п . Соответствующим образом будет скорректи­рована на темп ожидаемой инфляции и арендная плата за землю, здания, квартиры и т. д. Для учета более высокого уровня инфляции в трудовых коллективах будет предусмотрен рост заработной платы. Одним словом, все экономические и финансовые решения будут приниматься с учетом будущего роста цен.

Однако даже при полном учете населением, фирмами, банками и прави­тельством предстоящего темпа инфляции она все же сопряжена с издерж­ками. Имеются в виду прежде всего издержки, обусловленные самим фак­том возникновения инфляционного налога. Так, если при постоянном уровне цен трансакционный спрос на деньги составляет денежных единиц, то в условиях инфляции с годовым темпом п через год индивид должен держать в кассе М0 (1 + я) денежных единиц. Пополнить кассу ему придется из текущего дохода. Поэтому его располагаемый доход сократит­ся на М0(\ + я) - М0 денежных единиц.

Кроме бремени инфляционного налога прогнозируемая инфляция по­рождает снижение эффективности в чистом виде. Дело в том, что ожидае­мый рост инфляции вызывает повышение процентных ставок и тем самым увеличивает альтернативные издержки хранения денег. В результате люди сокращают объем ликвидных средств, находящихся на руках, но вынужде­ны чаще посещать банки и увеличивать объем покупок, опережая рост цен. На экономическом жаргоне такие издержки называются па

обувные подметки" (поскольку от частого посещения банков стираются обувные подметки).

Другим следствием прогнозируемой инфляции является то, что назы­вается "издержками меню ". Этот термин отражает неудобства, приноси­мые необходимостью корректировать товарные цены с учетом инфляции. Происхождение термина обусловлено изменением цен блюд в рестора­нах и необходимостью печатания новых бланков меню, по мере того как растут цены на продукты, используемые для приготовления обедов и ужинов.

Подобные издержки возникают и при перенастройке торговых, теле­фонных, игральных и прочих автоматов, поскольку их владельцам прихо­дится расходовать дополнительные средства на оплату услуг технического персонала, транспортных услуг и т. д. Во время инфляции компаниям, тор­гующим по каталогам, приходится чаще пересматривать, перепечатывать и вновь выпускать свои каталоги.

Наконец, при прогнозируемой инфляции нельзя избежать потерь, обра­зующихся при подоходном налогообложении. Поскольку ставка налога устанавливается по отношению к номинальному доходу, то его рост во время инфляции может сопровождаться переводом части населения в бо­лее высокую категорию налогообложения, где предельная ставка налога выше. Правда, в ряде стран такие эффекты ползучей смены налоговых ста­вок постепенно устраняются. В частности, в США после налоговой рефор­мы 1986 г. граница ставок подоходного налога стала индексироваться в соответствии с уровнем инфляции . В России по мере роста номинального дохода в период инфляции 90-х гг. имел место сдвиг существующих нало­говых ставок на более высокие уровни доходов.

При непрогнозируемой инфляции главным ее последствием является быстрый рост перераспределительных процессов, в результате чего одни группы населения резко богатеют, другие столь же стремительно нищают.

В отношениях между кредиторами и заемщиками в условиях инфляции существенную выгоду получают последние, так как взятые ими займы обесцениваются. Кредиторы же теряют ровно столько богатства, на сколь­ко произошло непредвиденное повышение цен. Однако если кредитор бу­дет вынужден уплатить налог на свой номинальный процентный доход, его потери станут еще больше.

СаксДж., ЛарренФ. Указ. соч. С. 385.

В аналогичной ситуации окажутся владельцы и других финансовых активов: банковских депозитов, акций, облигаций, наличных денег. В це­лом совокупный эффект непредвиденной инфляции складывается не в пользу домашних хозяйств — чаще всего выигрыш получают фирмы и государство.

В самих же домашних хозяйствах в структуре активов номинальная их составляющая больше у пожилых людей, чем у молодежи. Поэтому в ре­зультате роста общего уровня цен происходит перераспределение богатст­ва от старшего поколения к молодому ("дети грабят отцов").

Непрогнозируемая инфляция порождает также перераспределение до­ходов между различными слоями населения. Лица, имеющие фиксирован­ные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения их реальной стоимости. Группы, получающие индексированные доходы, защищены от инфляции настолько, насколько система инфляции доходов позволяет им сохранить реальный заработок. Продавцы товаров и ресурсов, занимающие монопольное положение на рынке, могут увеличить свой доход. Чаще всего в условиях инфляции возрастает богатство и у владельцев реальных активов (недвижимость, антиквариат, драгоценности, произведения искусства и т. п.). Все это в конечном счете ведет к быстрому социальному расслоению населения, глубокому имущественному неравенству.

К сказанному следует добавить, что продолжительная инфляция стиму­лирует растущий спрос на иностранную валюту. Усиливаются утечка ка­питалов за границу, спекуляции на валютном рынке, что, в свою очередь, еще больше ускоряет рост цен.

Таким образом, непрогнозируемая инфляция существенно деформирует механизм распределения национального дохода и имущества в стране и тем самым снижает эффективность их использования. Длительная инфля­ция таит в себе опасность самоускорения, грозящую гиперинфляцией и крахом всей финансово-экономической системы. Вот почему проблема предотвращения инфляции — одна из главных макроэкономических задач государства.

5.4. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Поскольку инфляция, как и безработица, относится к разряду макроэконо­мических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя от­носить те действия государства, которые касаются не причин, а последст­вий инфляции (индексация доходов населения, выплаты социальных посо­бий, административный контроль над ценами и т. п.). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом. Антиинфляционные меры можно применять только к от­крытой инфляции, подавленная, как уже отмечалось, не поддается лече­нию, поскольку ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала не­обходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней.

Бороться с инфляцией — это значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее сущест­вования является циклический характер развития рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица — постоянные спутники рыночного хозяйствования, и государственная политика поддержания полной заня­тости и стабильности цен — важнейшая цель макроэкономического регу­лирования.

Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, не­обходимо прежде всего выявить причины инфляции. Ранее было показа­но, что инфляция — результат дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, когда спрос опережает предложение. Но этот дисбаланс может проистекать как от денежных, монетарных факторов (рост денежной массы, увеличение скорости обращения денег), так и от причин немонетарного характера (монополизация экономики, рост издер- Однако независимо от того, какие факторы непосредственно вызвали усиление инфляции, ограничение ее возможно лишь при снижении тем­пов предложения денег. Опыт показывает, что практически во всех странах между темпами инфляции и темпами роста предложения денег сущест­вует тесная корреляционная зависимость. А это значит, что в конечном счете всегда и везде представляет собой денежный феномен"

(М. Фридмен).

Вместе с тем рост денежной массы сверх потребностей товарного обо­рота может вызываться рядом причин: дополнительной эмиссией денег, бюджетным дефицитом, кредитной политикой ЦБ, неэффективной налого­вой системой. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

уменьшение денежной эмиссии;

повышение учетной ставки (ставки рефинансирования);

повышение нормы обязательных резервов;

сокращение государственных расходов;

совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Однако проведение в жизнь этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат. Это относится прежде всего к сокращению предло­жения денег. Неизбежное следствие снижения темпов прироста денежной массы — падение уровня производства и занятости. Хотя эта компромисс­ная теория инфляции, опирающаяся на кривую Филлипса, некоторыми экономистами подвергается критике, тем не менее она подтверждается

практикой. Поэтому правительство имеет возможность осуществлять выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной мас­сы — резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование).

Примером удачной шоковой терапии могут служить Польша и Эсто­ния. В частности, в Польше благодаря решительным действиям властей инфляция была снижена с 585,5% в 1990 г. до 27,8% в 1995 г. Это позво­лило стране быстро преодолеть спад в экономике и перейти с 1994 г. к активному экономическому росту. Во второй половине 90-х гг. Польша стала одной из наиболее динамично развивающихся стран мира.

В России резкое сокращение темпов предложения денежной массы при­вело к значительному росту неплатежей в экономике и бартеризации хо­зяйственных связей. Это, в свою очередь, усугубило проблему дефицита государственного бюджета, привело к невыплатам заработной платы мно­гим категориям работников бюджетной сферы, росту внутреннего и внеш­него долга. Все это сопровождалось резким спадом производства в про­мышленности и сельском хозяйстве, что в сочетании с недостаточно ста­бильной ситуацией на мировых финансовых рынках и внутриполитической обстановкой в стране грозило опасностью девальвации рубля и возобнов­ления инфляции.

В июне 1998 г. правительство России разработало крупномасштабную стабилизационную направленную на недопущение нового вит­

ка инфляции и ориентированную прежде всего на активизацию инвестици­онного спроса и развитие отечественного производства. Программа преду­сматривала также некоторое уменьшение налоговых ставок для производи­телей, увеличение налоговых сборов с физических лиц и резкое сокраще­ние государственных расходов.

Что касается политики градуирования, то она может оказаться успеш­ной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год. Для России первой половины 90-х гг. она была неприемлемой.

Некоторые страны в борьбе с инфляцией использовали адаптацион­ную политику, которая рассматривается как альтернатива монетарным методам ограничения инфляции. В рамках этого направления чаще всего применялась так называемая политика цен и доходов. Вариантов этой политики много, но ее суть заключается в том, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо рост

цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению произ­водительности труда. В этом случае сокращение спроса достигается не только за счет уменьшения денег в обороте, но и благодаря подавлению инфляционных ожиданий. Кроме того, "замораживание" цен и заработ­ной платы сдерживает рост издержек, а значит, ограничивает инфляцию продавцов.

Однако противники политики цен и доходов высказывают серьезные сомнения в ее результативности. По их мнению, отмена контроля за це­нами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции, и прежде всего под действием отложенных инфляционных ожиданий, а также подтя­гивания "замороженных" цен к их рыночному уровню, определяемому равновесием спроса и предложения. Для недопущения подобного исхода политика цен и доходов может быть эффективным антиинфляционным ин­струментом лишь при ее продлении на неопределенный срок, что создает опасность перевода открытой инфляции в подавленную.

Таким образом, анализ возможных вариантов антиинфляционной поли­тики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и поли­тической ситуацией в стране: уровнем реальных состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его фи­нансирования и т. п.

Основные выводы

Инфляция является одной из форм макроэкономической нестабильности рыночного хозяйства, вызывающей ряд нарушений в экономических взаи­мосвязях и оказывающей разрушительное воздействие на производство, распределение и обмен, на мотивацию работников, на функционирование всего рыночного механизма.

Возникновение инфляции связано с изменением природы и роли денег в экономике — переходом от товарных денег, роль которых на протяжении длительного исторического периода выполняли благородные металлы, к кредитным деньгам, появившимся с переходом к капитализму. В отличие от товарных денег, имевших свою внутреннюю ценность, кредитные деньги приобретают ценность (покупательную способность) непосредственно на основе соотношения с товарной массой. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает, что вызывает ростуровнятоварныхцен, процентныхставок, курсовакциО иоблигаций и т. п. В командной экономике, где цены контролируются государственными и административными органами, падение покупательной способности денег проявляется в дефиците материальных благ.

Для определения причин инфляции используется формула обмена количе­ственной теории денег:

MV = PY,

из которой следует, что уровень цен в экономике зависит от:

а) объема денежной массы М;

б) скорости обращения денег V;

в) уровня выпуска продукции У:

Р=MV/Y.

I

Рост денежной массы в экономике происходит прежде всего под влиянием дефицита государственного бюджета. Печатая деньги для своих расходов, государство увеличивает предложение денег и в результате облагает все общество инфляционным налогом. Инфляционный налог в точности равен количеству напечатанных денег. Доход государства от печатания новых денег получил название сеньораж.

При значительном бюджетном дефиците, покрываемом дополнительной эмиссией, инфляция может приобретать стремительные темпы и принимать форму гиперинфляции, при которой происходит резкое обесценивание всех доходов, в том числе налоговых поступлений, что еще больше усугубляет проблему бюджетного дефицита. Данное явление получило в экономиче­ской теории название эффекта Танзи—Оливера.

Инфляция может принимать разные формы: открытую и скрытую (подав­ленную); ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; инфляцию спроса и инфляцию издержек; прогнозируемую и непрогнозируемую.

Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен, который формирует у хозяйствующих субъектов адаптивные инфляци­онные ожидания, скрытая — в усилении дефицита товаров и услуг, следст­вием чего является в конечном счете деформация рыночного механизма, поскольку экономические агенты лишаются ценовых сигналов.

Деление инфляции на ползучую, галопирующую и гиперинфляцию осуществляется в зависимости от скорости протекания инфляционных про­цессов.

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса над сово­купным предложением, инфляция издержек (инфляция продавцов) — рос­том цен на факторы производства.

Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов до своей реализации. Непрогнозируемая инфляция — это инфляция, которая становится для на­селения неожиданностью, в связи с чем в обществе наблюдаются перерас­пределительные процессы, обогащающие одни группы населения за счет Других.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть перевод ее в открытую инфляцию. Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо прежде всего выявить причины инфляции. Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

а) ограничение денежной массы;

б) повышение учетной ставки;

в) повышение нормы обязательного резервирования;

г) сокращение государственных расходов;

д) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступ­лений в бюджет.

Среди этих мер особого внимания заслуживает проблема ограничения денежной массы, которую можно сокращать методом шоковой терапии или методом градуирования. Антиинфляционная политика цен и доходов озна­чает, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению производительности труда.

8. При выработке антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государ­ство в своей политике. Выбор определяется конкретной социально- экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных до­ходов, состоянием промышленности, сельского хозяйства и других базовых для страны отраслей, масштабами бюджетного дефицита, состоянием и перспективами развития внешнеэкономических связей и т. п.

Вопросы и задания для повторения

Назовите основные причины инфляции в докапиталистическую эпоху.

Почему появились кредитные деньги и какова была их роль в развитии инфляци­онного процесса?

Чем определяется покупательная способность денег?

Какие факторы обусловили ускорение инфляции в XX в.?

Дайте определение индекса цен. Что общего между индексом потребительских цен (ИПЦ) и дефлятором ВВП и в чем различия между ними?

Какие причины инфляции можно вывести на основе формулы обмена количествен­ной теории денег?

По каким причинам возникает инфляция спроса?

Что такое инфляция издержек и как с ней бороться?

Изобразите на графике инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Дайте определение инфляционного налога и обоснуйте, что общего у него с обыч­ными налогами государства.

Объясните, почему инфляционный налог равен дефициту государственного бюд­жета?

Что такое эффект Танзи — Оливера?

В силу каких причин скорость денежного обращения может возрастать?

Каковы признаки открытой и подавленной инфляции? Почему подавленная инфляция приносит экономике больший вред в долгосрочном периоде, чем от­крытая?

Дайте определение стагфляции и изобразите ее графически.

Какие меры может использовать государство для борьбы с инфляционными тен­денциями в экономике?

Назовите основные инструменты Центрального банка России и другие мероприя­тия государства, позволившие значительно снизить темпы инфляции в стране к концу 1990-х гг.

Тесты и задачи

Какое определение инфляции, на ваш взгляд, правильное?

а) повышение цен в экономике;

б) падение производства;

в) падение покупательной способности денег;

г) явление, возможное как при растущем, так и при стабильном уровне цен.

Что из перечисленного ниже вызывает инфляцию спроса?

а) рост цен на сырье и транспортные услуги;

б) рост процентной ставки;

в) повышение заработной платы на хорошо работающих предприятиях;

г) рост государственных расходов;

д) снижение инвестиций.

Инфляция издержек вызывается:

а) падением цен на оборудование, сырье и материалы;

б) ростом цен на факторы производства;

в) избытком совокупного предложения над совокупным спросом;

г) замораживанием заработной платы и цен.

Издержки прогнозируемой инфляции проявляются в том, что:

а) должники богатеют за счет кредиторов;

б) она порождает эффект инфляционного налогообложения;

в) фактическая инфляция превышает прогнозируемую.

Ожидается, что темп прироста денежной массы в экономике составит 6%, а скорость обращения денег увеличится на 1%. Предполагается, что темп прироста реального объема производства составит 2%. Ожидаемый темп инфляции будет равен (в %):

8. Что из нижеперечисленного не относится к антиинфляционным мерам го­сударства?

а) повышение Центральным банком учетной ставки;

б) продажа государственных ценных бумаг;

в) компенсационные выплаты населению;

г) девальвация национальной валюты.

Ответы:

1. в); 2. г); 3. б); 5. а); 7. а); 8. в).

Рекомендуемаялитература

Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Гл. 3. М., 1997. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 14, 15. М., 1997. Макроэкономика. Гл. 10. СПб., 1997.

СаксДж., Ларрен Ф. Макроэкономика: Глобальный подход. Гл. 11, 15. М., 1996. Самуэльсон П., Нордхаус У. Экономика. 15-е изд. Гл. 30. М., 1997.

Микро- и макроэкономика: Практикум. 2-е изд. / Под ред. Ю. А. Огибина. Темы 16.

26. СПб., 1997. Фридмен М. Если бы деньги заговорили. М., 1998.

Чепурин М. И. и др. Сборник задач по экономической теории. 3-е изд. Киров, 2000.