logo search
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

24. Государственный долг Российской Федерации: понятие, формы, состав объема, предельные объемы, управление, стратегия государственных заимствований на современном этапе экономического развития.

Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Государственному долгу как финансово-правовой категории присущи следующие функции.

  1. фискальная функция, которая реализуется посредством аккумуляции денежных средств в централизованные денежные фонды государства.

  2. учетная функция находит выражение в фиксации источников поступлений, сумм основной задолженности и сумм, выплачиваемых за пользование денежными средствами.

  3. контрольная функция определяет, на сколько количество привлеченных и израсходованных средств соответствует законодательно установленным параметрам, а также устанавливает законность их использования.

Экономическое назначение долга – обеспечение финансовых расходов при нехватке бюджетных средств.

Государственный долг может быть внутренним – обязательства возникающие в валюте РФ и внешним – обязательства возникающие в иностранной валюте.

Согласно российскому законодательству долговые обязательства могут существовать в следующих формах:

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Они погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Внешние заимствования являются одним из важнейших направлений для участия России в глобальных финансовых процессах. Внешние заимствования также как и внутренние предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Получателями займов могут выступать правительства, республиканские и местные органы власти. Кредиторами – правительства, финансово-кредитные организации, юридические лица иностранных государств, частные лица, международные финансовые организации.

Основная цель внешних заимствований – содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя.

Состав и структуру гос долга

На 01.04.2009г. объем гос внешнего долга 39,5 млрд $ (29,9 €).

Структура внешнего долга:

73% - зад-ть по гос ц/б;

11% - зад-ть междунар-ым фин орг-ям;

5% - зад-ть странам не вошедшим в Парижский клуб;

4% - зад-ть бывшим странам СЭВ;

3% - зад-ть участникам Парижского клуба;

3% - комм-я зад-ть;

1% - предоставление гарантий РФ в ин-ной валюте.

Внутренний долг на 01.05.2009г. 1369192 млн. руб.:

64% - ОФЗ с амортизацией долга;

21% - ОФЗ с постоянным купонным доходом;

13% - ГСО;

2% - ОФЗ с фиксированным купонным доходом.

Верхний предел гос внутреннего долга на 01.01.2010г. 2338302 млн.руб.

Верхний предел гос внешнего долга 41,4 млрд$ (29,8 €).

Основной целью гос политики по гос долгу является сохранение объема долга и минимизация затрат на его обслуживание.

В н.в. гос долг сохраняется на безопасном уровне в размере менее 9% от ВВП.

Принципы:

- замещение внешнего долга внутренними заимствованиями;

- использование гос гарантий для ускорения эк-го роста.