logo search
Ивашковский Макроэкономика

7.3. Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства

Данный способ воздействия государства на экономику подразумевает кос­венное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложе­ния и правительственные расходы. Поскольку осуществление государст­венных расходов означает использование средств государственного бюд­жета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискаль­ная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.

Экономические отношения, возникающие в процессе налогообложения и осуществления государственных расходов, получили название финансо­вых отношений, или финансов. Эти отношения, с одной стороны, обеспе­чивают существование самого государства и его институтов, а с другой — используются государством для макроэкономического регулирования об­щественного производства в соответствии с теми или иными националь­ными потребностями.

Совокупность всех финансовых отношений в обществе получила назва­ние финансовой системы. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это централизованный фонд денежных ресурсов, находящихся в распоряжении правительства и использую­щихся для содержания государственного аппарата, вооруженных сил и сил правопорядка, а также для осуществления социально-экономи­ческих функций.

К фискальной (налогово-бюджетной) политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.

Бюджет включает доходы и расходы государства. Расходы государст­венного бюджета показывают направления и цели государственных ас­сигнований. В современных условиях, в связи с проведением активной государственной политики, расходы государства приобрели огромные, бес­прецедентные масштабы. Так, в США государственные расходы в XX в. выросли более чем в 350 раз. Они идут на содержание государственного аппарата, на военные нужды, на создание объектов социальной инфра­структуры (образование, здравоохранение), на поддержание и развитие государственного сектора экономики и другие многочисленные программы и объекты.

Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, бывшим советником канцлера Германии Отто фон Бисмарка еще в XIX в. А. Вагнер предпринял одну из самых ранних попыток объяс­нить этот феномен. Он сформулировал закон возрастающей государст­венной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы национального дохода.

Наиболее общим объяснением этого закона является то, что государ­ственные услуги стали высококачественным благом, т. е. эластичность спроса на государственные расходы со стороны домашних хозяйств стала больше единицы. Иначе говоря, каждый процент увеличения в доходах домашних хозяйств ведет к большему, чем 1%, увеличению спроса до­машних хозяйств на государственные расходы G. Поэтому при увеличе­нии дохода на душу населения доля G в ВВП также имеет тенденцию к росту.

Для доказательства своего закона А. Вагнер приводил три основных до­вода. Во-первых, усложнение всей системы общественно-экономических отношений, что увеличивает число причин всевозможных трений в обще­стве. В этой связи государству для поддержания надежности и эффектив­ности экономики, а также сохранения правопорядка потребуется больше средств на содержание правоохранительных органов, полиции, предостав­ления всевозможных юридических услуг и т. д. Во-вторых, новые техноло­гии создают потребность в больших количествах капитала, необходимого для производства, который может быть обеспечен только акционерными компаниями либо государственными корпорациями. Последние, по мне­нию А. Вагнера, обладают рядом преимуществ по сравнению с акционер­ными компаниями в связи с тем, что роль государства возрастает в произ­водстве, где технические условия способствуют образованию монополий. В-третьих, А. Вагнер увидел растущую государственную активность в та­ких сферах, как здравоохранение и образование, где выгоды от предостав­ляемых услуг не поддаются экономической оценке.

Согласно прогнозам А. Вагнера, тенденция роста государственных рас­ходов, которую он наблюдал в прошлом веке, сохранится в промышленных странах до тех пор, пока их развитие будет идти по восходящей. Эти пред­сказания подвергались проверке неоднократно во многих странах, и они всегда оказывались верными. Именно поэтому экономисты называют закон возрастающей государственной активности законом Вагнера, который обычно проверяется расчетом доли государственных расходов в ВВП. Этот показатель возрастает с 1830-х гг., что дает основания ученым считать пророчества А. Вагнера в области экономики наиболее точными из числа когда-либо сделанных экономистами. В Нидерландах, например, доля го­сударственных расходов по отношению к объему ВВП в течение 50 лет почти утроилась. Во Франции она более чем удвоилась, в США — удвои­лась. Единственными странами, которые избежали этой тенденции, были Германия и Япония, где размер государственных расходов остался при­мерно таким же, как в конце 30-х гг. При этом, однако, надо иметь в виду, что в этих двух странах государственные расходы в те годы были чрезмер­но

Доходы государственного бюджета формируются прежде всего за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; за счет поступлении по социальному страхованию (эта статья до­ходов по природе близка к налогу и выплачивается физическими лицами, нанятыми на работу, в процентном отношении к валовому заработку и предприятиями с общего фонда заработной платы); за счет доходов госу­дарственных предприятий и других объектов государственной собствен­ности и т. д.

Основным источником доходов государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства и всего того, что с ним связано. Более 100 лет назад К. Маркс в статье "Морализирующая критика и критизирующая мораль" писал: "В налогах воплощено экономи­чески выраженное существование государства. Чиновники и попы, солда­ты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени — в налогах" . Одним словом, налоги по сути неотделимы от государства.

В немецком городе расположенном в земле Северный Рейн —

Вестфалия, находится единственный в мире Музей налогообложения, рассказывающий о том, как люди поднимались к вершинам современ­ной цивилизации с налоговым бременем на плечах. На этом пути встре­чалось немало забавных налоговых курьезов и нелепостей. Что только не служило объектом налогообложения? Налоги на общественные туалеты и бороды, на фортепьяно и скаковых лошадей, на певчих птиц и холостяков, на кружева и балконы, на двери и окна, выходившие на проезжую улицу (сохранялись во Франции вплоть до XIX в.; поэтому там многие старые дома не имеют окон и дверей со стороны улицы). Были налоги на женскую косметику и на бракосочетание (последние получили у нас совершенно неверное объяснение как "право первой брачной ночи"), налоги за бездет­ность и т. д.

Этот перечень причудливых форм налогообложения можно продолжать долго, но он не раскроет нам суть и цель налогообложения. Средневековый философ Ф. Аквинский, причисленный к лику святых римско-католиче­ской церкви, определял налог как форму грабежа". Разуме­ется, это не совсем так. Грабительский характер налогообложения имел и

См.: Сакс Дж.,Ларрен Ф. Указ. соч. С. 225. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308-309.

имеет место, но нельзя сказать, что налоги вообще не возвращаются насе­лению: ведь государство удовлетворяет многочисленные общественные потребности.

Самое главное в системе налогообложения — и в этом кроется внутрен­няя сущность налогов — в том, что она должна опираться на принцип полной и эффективной возвратности налогов. Только полная, адресная и эффективная возвратность налогов делает налоговый механизм одним из важнейших звеньев общественного воспроизводства.

Но налоги необходимо рассматривать не только с позиций обществен­ных и государственных (фискальных) интересов. У них есть еще одна важная функция — функция воздействия на рынок. Рынок и налоги — это чрезвычайно важная проблема для всех стран с рыночной экономи­кой, поскольку налоги — мощный инструмент регулирования рыноч­ных отношений. Налогообложение используется государствами разви­тых стран для воздействия на циклическое развитие экономики; борьбы с инфляцией; создания производственной и социальной инфраструк­туры; реализации военных программ; смягчения социальных конфликтов и т. п. Но основной задачей и целью налоговой политики государства является обеспечение доходов бюджета, стимулирование (или ограни­чение) предпринимательской деятельности, общее регулирование дохо­дов в стране.

Как выглядит структура налогообложения в рыночной экономике? Она состоит главным образом из следующих платежей:

подоходного налога с населения (впервые введен в США в 1913 г.);

налога с прибыли корпораций (взимается с первой мировой вой­ны);

имущественного налога (налог на постройки и т. п., уплачиваемый как физическими, так и юридическими лицами);

налога на сделки с капиталом (взимается с доходов от фондовых операций);

налога с наследства.

Все эти виды платежей получили название прямых налогов. Их специ­фическая черта — обложение налоговыми сборами напрямую физических и юридических лиц (граждан, предприятий, организаций).

Другую группу налоговых поступлений образуют так называемые кос­венные налоги. Это налоги, взимаемые с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что они уплачиваются не всеми гражданами и организациями, а лишь теми, кто покупает облагаемые налогом товары и услуги (налог на пиво касается только любителей пива, налог на табак — курильщиков и т. д.). Подобного рода косвенные налоги получили назва­ние акцизов. Разновидностью акциза является налог на добавленную стои­мость (НДС). К косвенным налогам относятся также таможенные пошли­ны (экспортные и импортные).

Все косвенные налоги увеличивают цену продаваемых товаров и услуг, а значит, понижают благосостояние потребителей. Однако в силу своей скрытости косвенные налоги вызывают у общества меньшее недовольство, чем прямые. Недовольство может быть достаточно глубоким: в 1986 г. США провели грандиозную налоговую реформу, так как американцы счи­тали, что существовавшая налоговая система несправедлива, что налоги непомерно велики (в г. 3 часа рабочего дня уходило на выплаты госу­дарству, тогда как в 192б г. менее 1 часа).

Различия между прямыми и косвенными налогами — не выдумка уни­верситетских профессоров с целью мучить студентов на экзаменах, как однажды кто-то саркастически заметил. Они имеют под собой серьезные основания, проходя красной нитью сквозь финансовую науку и учение о налогах. Дело в том, что вид и природа происхождения прямых и косвен­ных налогов совершенно отличны друг от друга. Если прямые налоги всегда ориентированы на личную (коллективную) работоспособность, ко­торая и является источником жертвоприношения, то косвенные налоги почти индифферентны — они ориентируются на вещи, а не на лица. По­этому косвенные налоги всегда взимаются с производителей вещей, тор­говцев, купцов, содержателей товарных складов и тех, кто занимается пе­ревозкой грузов. Но в итоге, как уже говорилось, они оплачиваются поку­пателями и потребителями. Поэтому истоки возникновения косвенных налогов следует искать на античных базарах, в портах, у городских ворот, на дорогах и горных перевалах, во всех других узких местах торговых отношений.

В противоположность прямым налогам, ориентирующимся на способ­ность физических лиц осуществлять платежи (подоходный налог, налог на имущество, налог на наследство), косвенные налоги более примитив­ны и грубы, но именно поэтому ими легче манипулировать и их проще взимать. Достаточно знать налоговую структуру страны, чтобы догадать­ся, на какой ступени развития она находится. Страны со слаборазвитой экономикой взимают в основном косвенные налоги, в то время как пря­мые налоги в большинстве своем взимаются в странах с развитой эконо­микой и с населением, обладающим достаточно высоким уровнем обра­зования.

Таково правило. Из этого правила выводится еще одно: чем богаче об­щество, тем большая часть созданного ВВП огосударствляется через нало­говую систему. Так, если в ряде европейских стран в начале XX в. налоги составляли примерно 8% общественного продукта, то к его концу пре­высили 40%, т. е. выросли более чем в 5 раз. Такой рост невозможен без повышения экономического благосостояния. Не случайно сегодня развитые страны называют еще налоговыми государствами, т. е. государ­ствами, деятельность которых финансируется за счет налоговых поступ­лений (табл. 7-1).

Таблица 7-1

Структура налогообложения в группе ведущих промышленных стран (в % от ВВП)

Виды налогов

США

ФРГ

Англия

Япония

Франция

Всеналоги

29

38

39

27

15

В том числе

подоходный налог

10

11

10

7

6

налог на корпорации

2

2

4

6

2

Взносы на соцстрах:

рабочих и служащих

3

6

3

3

6

предпринимателей

5

7

4

4

13

Акцизы

2

3

5

4

4

Налоги на предметы потребления

2

6

6

-

9

Источник. Все начинается с десятины: этот многоликий налоговый мир. М., 1992. С. 23.

Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго — эффективность. Пер­вый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходо­вание влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество в конечном счете стремится к справедливому распределению этих тягот и благ. При этом оно ориенти­руется на два основных этических принципа:

а) принцип горизонтальной справедливости, предполагающий, что лица, находящиеся в равном материальном положении, должны трактоваться налоговыми законами одинаково. Это значит, что, например, два инди­вида, работающие по 40 ч в неделю и получающие одинаковый доход (но у одного доход существует в виде заработной платы, а у другого — в виде предпринимательской прибыли от собственного бизнеса), долж­ны выплачивать налог одинаковой величины.

б) принцип вертикальной справедливости предполагает, что находящиеся в неравном положении должны трактоваться неодинаково: тот, кто по­лучает больше, должен и больше платить в виде налогов.

Противники этих двух принципов, основывающихся на идее платеже­способности, выдвигают альтернативный принцип выгод: платить больше должен тот, кому от налогов достается больше выгод. Однако анализ пока­зывает, что этот принцип не всегда согласуется с социальной справедливо­стью, так как в ряде случаев бедные люди должны были бы платить более высокие налоги, чем богатые, поскольку они получают больше выгод (от поддержания правопорядка, пособий по безработице, стипендий и т. п.). Однако иногда принцип выгод позволяет поддержать справедливость: за содержание дорог должны платить прежде всего владельцы автомобилей (налог на автомобиль, налог на бензин и т. д.); любители сигарет, пива, алко­гольных напитков уплачивают акцизы, включенные в цену этих товаров.

Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном по­ложении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения.

Для определения меры неравенства в обществе используется кривая Лоренца (рис. 7-1).

Процент

доходов

Кривая Лоренца до уплаты налогов

Кривая Лоренца после уплаты налогов

Рис. 7-1. Кривая Лоренца

—►

Процент населения

О

Кривую Лоренца можно построить, откладывая по одной оси кумуля­тивную долю получаемого дохода, а по другой — кумулятивную долю его получателей во всем населении, начиная с получателя наименьшего дохо­да, как видно из приведенного графика. Кривая Лоренца превращается в показанную на графике прямую, проходящую под углом 45°, когда на всех получателей дохода приходятся равные его доли, т. е. 10% населения получают 10% дохода, 20% населения — 20% дохода и т. д. Степень от­клонения кривой Лоренца от прямой линии, отражающей абсолютное равенство, указывает на степень неравномерности распределения дохода в обществе. Прогрессивные налоги делают распределение посленалого- вых доходов более равным, чем распределение предналоговых доходов, поэтому кривая Лоренца после уплаты налогов смещается в сторону линии полного равенства.

Л

/ i

S

L

s0

/

СEr

^ О

А

—►