logo search
Voprosy_i_Otvety_k_GOSAM_2010

11. Бюджетное планирование: понятие, содержание, значение, этапы, методы расчета бюджетных показателей, виды бюджетных планов.

Бюджетное планирование – совокупность мероприятий осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, направленных на формирование, экономическое обоснование и сопоставление показателей доходов и расходов бюджета, входящих в бюджетную систему РФ. Роль бюджетного планирования заключается в рациональной организации сбора доходных поступлений государства и их использование в строгом соответствии с функциями, отнесенными Конституцией РФ к предметам их ведения. Объектами бюджетного планирования выступают экономические отношения по поводу определения объема и структуры бюджетных показателей. Субъектами бюджетного планирования являются министерства, ведомства, др. органы государственной власти и местного самоуправления, имеющие право вносить предложения по формированию бюджетов и финансовому обеспечению расходных обязательств.

В бюджетных планах определяются следующие основные показатели, являющиеся их характеристиками:

- объем доходов ( с выделением по ФБ объем нефтегазовых доходов);

- общий объем расходов;

- дефицит (профицит) бюджета;

- нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;

- объем нефтегазового трансферта по федеральному бюджету;

- верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга;

- нормативная величина резервных фондов;

- условно утверждаемые расходы не менее 2,5% на первый год и не менее 5% на второй год планового периода.

Методы:

Экстраполяция - метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. Фактически он представляет собой перенос на будущее тенденций прошлого. Эффективно применяется для краткосрочных планов.

Нормативный метод – заключается в определении путей и сроков достижения возможных целей. Он заключается в прогнозе достижения желаемых сочетаний явления на основе заранее заданных норм, стимулов и целей. Часто используется для целевых прогнозов.

Метод экспертных оценок – подразумевает использование специалиста, который может сделать вывод об объекте прогнозирования. Применяется чаще всего для долгосрочных прогнозов.

Метод аналогии – предполагает перенос знаний об одном предмете на другой.

Комбинированный метод – представляет собой применение нескольких методов одновременно. В этом случае возможно как изучение мнений экспертов, так и исследование объективных закономерностей.

Моделирование – построение заместителя оригинала, имеющего с ним такое сходство, которое позволяет получить новое знание об объекте. Модели могут быть материальными и идеальными. При бюджетном планировании используются как правило идеальные модели.

Виды планов:

Перспективный финансовый план. Этапы разработки:

1) определение основных направлений налоговой и таможенной политики;

2) определение основных показателей сводного финансового баланса;

3) разработка сценарных условий, включая основные социально-экономические показатели, параметры и приоритеты социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.

Проект бюджета разрабатывается в три этапа:

1) сценарные условия экономического и социального развития;

2) проект федеральной адресной инвестиционной программы и предложения по распределению объемов государственных капитальных вложений;

3) формируется проект бюджета и прилагаемые к нему документы.

Сводный финансовый баланс территории.

Работы по планированию осуществляются поэтапно.

Началом работы служит разработка задания на план или прогноз, т.е. выработка нормативного док-та в котором определены объект, цель, задачи, порядок разработки плана (прогноза). Кроме того при достаточно большом кол-ве исполнителей может составляться координационный план, в котором содержаться перечень орг-й, их взаимодействие, задачи исполнителей, сроки выполнения и порядок передачи результатов.

1 этап – прогнозная ретроспекция. Определение объекта прогнозирования и прогнозного фона. Изучается инф-я о действующем налоговом законодательстве, о предполагаемом объеме фин помощи, о видах расходов перераспр-нии между б-ми, нормативы гос затрат на предоставление гос услуг. Формируются и обосновываются тенденция развития экономики и соц-й сферы на планируемый период.

2 этап – прогнозный или планируемый диагноз. Производится описание объекта исследования с целью выявления тенденции развития и выбора модели и методов пл-я и пр-я. Осущ-ся корректировка бюд-й и нал-й политики на среднеср-ую перспективу и разграничение бюд-х полномочий доходных источников м/д органами власти.

3 этап – проспекция. Обширная разработка плана или прогноза, которая вкл в себя расчет прогнозируемых показателей на заданный период, синтез отдельных составляющих плана (прогноза).

4 этап – оценка плана (прогноза). Определение степени его достоверности, точности, обоснованности. Эта оценка производится исходя из программ СЭР тер-й, принятой бюд-й, нал-й политики и методики формирования МБО.