3.3. Бюджетный процесс и бюджетное регулирование
Бюджетный процесс– это регламентированная законодательством деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Таким образом, последовательными этапами бюджетного процесса являются:
1. Составление проектов бюджетов на очередной финансовый год. Данный этап осуществляется с целью определения объемов денежных средств, необходимых для выполнения органами власти и управления соответствующих функций. Основой для составления проекта бюджета выступают отчетные данные об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогноз социально-экономического развития страны и др. Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь и местными финансовыми органами.
2. Рассмотрение проектов бюджетов. Проекты республиканского и консолидированного, а также местных бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект закона о бюджете. Что касается проектов местных бюджетов, то местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают решения местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год и вносят для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов, для рассмотрения на сессиях.
3. Утверждение бюджетов. Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
дефицит бюджета, предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска;
доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, видам и разделам классификации доходов;
расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам, подразделам и видам функциональной классификации расходов и по ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам;
перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом финансовом (бюджетном) году;
объем ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом (бюджетном) году предусмотрено из средств республиканского бюджета;
перечень защищенных статей;
размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.
В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год устанавливаются также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь и другие показатели.
Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих местных бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового года. При этом утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
4. Исполнение бюджетов, включающее получение утвержденных доходов, осуществление бюджетного финансирования в соответствии с выделенными ассигнованиями и контроль за их использованием. Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь, а местных – местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии сбюджетной росписью, под которой понимается документ, конкретизирующий бюджетные поступления и назначения в течение года и на более короткий период, например, квартал. Бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью получателям бюджетных средств, являются основанием для утверждения бюджетных смет.Бюджетная смета является основным финансовым планом, который определяет объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций. Важнейшим элементом процесса исполнения бюджета является организация сбора средств на территории государства, их хранения, распределения по бюджетным получателям –кассовое исполнение бюджета. Выделяют три основные системы организации кассового исполнения бюджета:казначейскую (функция кассового исполнения возложена на специально сформированную государственную систему управления бюджетными ресурсами – государственное казначейство),банковскую (кассовое исполнение возложено на банковскую систему государства во главе с центральным эмиссионным банком страны),смешанную(сочетает в себе элементы казначейской и банковской системы).
В процессе исполнения Правительство, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов. С этой целью зачастую используется бюджетное регулирование, под которым понимается процесс перераспределения бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для достижения их сбалансированности. Бюджетное регулирование может осуществляться двумя основными методами:прямыми и косвенными.К прямым методам относятся дотации, субвенции, субсидии, к косвенным – метод отчислений от регулирующих платежей и метод формирования различных фондов регулирования. При этом подрегулирующими платежами понимают поступления, распределяемые междувышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулированияпо нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.
5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчет об исполнении республиканского бюджета утверждается законом Республики Беларусь. Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов, которые производят их рассмотрение и утверждение.
Отчет об исполнении местного бюджета за предшествующий финансовый год утверждается одновременно с проектом местного бюджета на очередной финансовый год.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Белкоопсоюз
- Введение
- Раздел I. Теоретические основы финансов
- Тема 1. Сущность и содержание финансов
- 1.1. Сущность и функции финансов, их роль в развитии экономики
- 1.2. Понятие и состав финансовых ресурсов
- Тема 2. Характеристика и структура финансовой системы государства
- Тема 3. Государственный бюджет – главный централизованный фонд государства
- 3.1. Экономическая сущность и содержание бюджета, его функции и роль
- 3.2. Бюджетное устройство и бюджетная система государства
- 3.3. Бюджетный процесс и бюджетное регулирование
- Тема 4. Государственный кредит и государственный долг
- 4.1. Сущность, функции и формы государственного кредита
- 4.2. Содержание, виды и основы управления государственным долгом
- Тема 5. Финансовая политика государства
- Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов
- 6.1. Финансовый контроль в Республике Беларусь: содержание, виды, методы, формы и органы
- 6.2. Сущность, необходимость и виды аудиторского контроля
- Раздел II. Финансы предприятий и их организация
- Тема 7. Содержание и принципы организации финансов предприятия
- 7.1. Сущность и функции финансов организаций
- 7.2. Принципы организации финансов субъектов хозяйствования
- 7.3. Содержание финансовой работы в организации
- Тема 8. Капитал предприятия, его формирование и использование
- 8.1. Сущность, структура и источники формирования капитала организации
- 8.2. Формирование, использование и цена собственного капитала организации
- 8.3. Заемный капитал, его роль в финансировании деятельности организации, основные формы и цена
- 8.4. Альтернативные формы привлечения заемных средств
- 8.5. Оптимизация структуры капитала
- Тема 9. Финансовые аспекты управления внеоборотными активами
- 9.1. Понятие и структура внеоборотных активов и капитальных вложений
- 9.2. Источники и методы финансирования инвестиций в основные фонды
- 9.3. Управление инвестиционной деятельностью организации и оценка эффективности инвестиционных проектов
- Тема 10. Управление оборотными активами предприятия
- 10.1. Сущность, структура и роль оборотных активов в функционировании организации
- 10.2. Управление оборотными активами
- 10.3. Определение потребности в оборотных активах
- 10.4. Источники формирования и выбор стратегии финансирования оборотных активов
- Тема 11. Денежные расходы предприятий
- 11.1. Денежные расходы организации, их классификация, состав и источники финансирования
- 11.2. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
- 11.3. Управление затратами
- Тема 12. Денежные поступления предприятия
- 12.1. Денежные поступления и доходы организации, их понятие и структура. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – основной источник поступлений средств организаций
- 12.2. Прибыль, ее экономическая сущность, значение и виды
- 12.3. Планирование, распределение и использование прибыли
- 12.4. Управление прибылью организации
- Тема 13. Организация финансового планирования на предприятиях
- 13.1. Сущность, задачи, принципы и методы финансового планирования. Система финансовых планов организации
- 13.2. Финансовый план как раздел бизнес-плана
- 13.3. Текущее финансовое планирование
- 13.4. Оперативные финансовые планы
- Тема 14. Оценка финансового состояния предприятия
- 14.1. Финансовое состояние организации, его общая характеристика, задачи, виды и методы анализа
- 14.2. Общая оценка активов и пассивов организации
- 14.3. Анализ ликвидности и платежеспособности организации
- 14.4. Анализ финансовой устойчивости организации
- Раздел III. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 15. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 16. Рынок ценных бумаг
- Тема 17. Виды ценных бумаг
- Тема 18. Кредитный рынок
- 18.1. Понятие, функции и участники кредитного рынка
- 18.2. Ресурсы коммерческих банков, их классификация
- Тема 19. Валютный рынок
- 19.1. Валютный рынок: сущность, функции, виды
- 19.2. Сущность, виды и методы формирования валютного курса
- 19.3. Валютные операции: сущность, виды и тенденции развития
- Раздел IV. Налоги и налогообложение
- Тема 20. Теоретические основы налогообложения и принципы организации налоговой системы
- 20.1. Экономическая сущность налогов и их функции
- 20.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 20.3. Классификация налогов и сборов
- 20.4. Права и обязанности налогоплательщиков
- 20.5. Элементы налога и налоговая терминология
- Тема 21. Косвенные налоги
- 21.2. Акцизный налог: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам
- Тема 22. Налоги и отчисления, включаемые в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении
- 22.1. Экологический налог и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- 22.2. Платежи за землю: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Ставки земельного налога
- 22.3. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Тема 23. Налог на прибыль
- 23.1. Налог на недвижимость: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- 23.2. Налог на прибыль: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты
- Тема 24. Особенности налогообложения прибыли и доходов нерезидентов Республики Беларусь
- Тема 25. Особые режимы налогообложения
- 25.1. Налог на игорный бизнес
- 25.2. Налог на лотерейную деятельность
- 25.3. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- Тема 26. Подоходный налог: плательщики, объекты обложения, ставки, порядок расчета
- Тема 27. Организация налогового учета на предприятии
- Список Литературы
- Содержание
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.