logo
финансы

12.3. Планирование, распределение и использование прибыли

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования и важным участником финансово-экономической работы.

При определении планируемого объема прибыли используют следующие методы: метод прямого счета; аналитический метод (на основе показателя затрат на рубль товарной продукции и с использованием показателя базовой рентабельности).

Суть метода прямого счета заключается в том, что плановая прибыль предварительно рассчитывается по каждому виду продукции или группам однородных изделий как разность между выручкой без косвенных налогов и полной себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль по каждому виду изделий может быть также определена по следующей формуле:

Прп = Пн + ПтПк,

где Прп – прибыль от реализации продукции;

Пн – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планируемого периода;

Пт – прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом периоде;

Пк – прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планируемого периода.

Данный метод планирования прибыли применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

Аналитический метод базируется на определении плановой прибыли в целом по организации с учетом факторов, влияющих на прибыль (объем реализации, цены, себестоимость и др.).

Наиболее простым аналитическим методом планирования прибыли является ее расчет на основе показателя затрат на рубль товарной продукции по формуле

Птп = Т  (1 – НкЗ),

где Птп – прибыль от выпуска товарной продукции;

Т – товарная продукция в отпускных ценах на планируемый период;

Нк – косвенные налоги на рубль товарной продукции;

З – затраты на рубль товарной продукции.

Данная прибыль в последующем корректируется с учетом прибыли в переходящих остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Планирование прибыли аналитическим методом с использованием показателя базовой рентабельности используется только по сравнимой продукции. Расчет прибыли производится в следующей последовательности: на основе базовой рентабельности рассчитывается прибыль по сравнимой продукции, далее определяются суммы влияния факторов на прибыль (снижения себестоимости, изменений в ассортименте, изменений в качестве, изменений отпускных цен) и производится корректировка прибыли на данные суммы влияния, а в последующем – и на суммы прибыли в переходящих остатках нереализованной готовой продукции на начало и конец планируемого года.

Для определения прибыли по несравнимой товарной продукции используют метод прямого счета.

Для расширения деятельности организации, усиления материальной заинтересованности ее работников, приумножения благосостояния собственников важное значение имеет не только величина прибыли, но ее оптимальное распределение и эффективное использование.

Обеспечение оптимальных пропорций в распределении прибыли между государством и организацией, между прибылью, направляемой на накопление и потребление, являются основными принципами, лежащими в основе распределения прибыли.

При распределении прибыли учитывается следующее:

 налоговое законодательство;

 дивидендная, инвестиционная и социальная политика организации;

 обеспеченность собственными оборотными средствами;

 наличие альтернативных источников расширенного воспроизводства и возможности их привлечения и другие условия функционирования организации.

При распределении прибыли, полученной в текущем периоде, в первую очередь уплачиваются налоги и другие обязательные платежи из прибыли государству.

Порядок распределения чистой прибыли устанавливает собственник, собрание участников (акционеров).

Чистая прибыль может распределяться на выплату дохода учредителям (участникам) или дивидендов акционерам, в резервный фонд организации, если его создание предусмотрено законодательством или учредительными документами.

Оставшаяся после данного распределения прибыль может направляться и использоваться на накопление (финансирование объектов основных средств и нематериальных активов, пополнение собственных оборотных средств), на потребление и другие цели.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4