Тема 5. Финансовая политика государства
В любом государстве различают несколько видов проводимых политик: энергетическую, экологическую, молодежную, финансовую и др. Одной из важнейших политик государства является финансовая политика, под которой понимается целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональным распределением и использованием на основе финансового законодательства для решения стоящих перед экономикой задач. В отличие от финансов, которые являются элементом базиса и независимы от сознания, финансовая политика является формой сознательной деятельности людей и относится к надстройке. Наиболее полно содержание финансовой политики выражается через следующие звенья:
1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
2) определение основных направлений использования финансов;
3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Основными задачами, решаемыми в процессе проведения финансовой политики, являются следующие:
обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
установление рационального распределения и использования финансовых ресурсов;
создание эффективной системы оперативного управления финансами;
уменьшение дефицита государственного бюджета и др.
В Республике Беларусь на современном этапе финансовая политика направлена на борьбу с инфляцией, совершенствование налоговой системы, привлечение иностранных инвестиций и др.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется следующим образом:
финансовая стратегия, представляющая собой долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач;
финансовая тактика, направленная на решение задач конкретного этапа развития государства и связанная с оперативным управлением финансами.
Финансовая стратегия и финансовая тактика тесно взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии.
Выделяют следующие типы финансовой политики: классическая, планово-директивная, регулирующая.
Классическийтип финансовой политики был главенствующим до 20-х гг. ХХ столетия. У его истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо. Основа классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов,также ограничила обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу, его погашению. Система налогов включала самые простые и самые эффективные с точки зрения взимания прямые и косвенные налоги. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредотачивалось в одном органе – Министерстве финансов (казначействе).
Планово-директивнаяфинансовая политика проводилась в странах с административно-командной системой. Ярким примером осуществления такой политики был СССР. Главной целью этой финансовой политики является достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства в руках центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялось в соответствии с основными направлениями государственного плана. Характерным для указанной политики было непроизводительное использование средств государственного бюджета. Значительный объем ресурсов направлялся в оборонные отрасли народного хозяйства, военные расходы. Имел место остаточный принцип финансирования социальной сферы. Государство целиком регулировало финансовую деятельность предприятий путем изъятия чистого дохода при помощи налога с оборота и последующих отчислений из прибыли. Определялся предельный размер всех расходов, и излишки прибыли изымались в бюджет. Иногда в бюджет поступало до 80% чистого дохода предприятия.
В основе регулирующей финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы. В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заемных капиталов как источника доходов бюджета. Проводится широкомасштабная политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне- и долгосрочные займы. Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.
При выработке финансовой политики учитываются следующие факторы: политическое и экономическое устройство государства; исторические условия, в которых государство осуществляет свои функции; конкретные экономические и социальные задачи, которые ставит перед собой государство на данном этапе его развития и др. При этом финансовая политика не является неизменной, выработанной раз и навсегда. Она меняется в зависимости от этапа развития общества.
В составе финансовой политики выделяют следующие самостоятельные составные части:
налоговая политика, главное назначение которой состоит в изъятии части валового внутреннего продукта на общественные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;
бюджетно-финансовая политика, связанная с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению (т. е. использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия);
денежно-кредитная (монетарная) политика, под которой понимается совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения общеэкономических задач. К действиям, при помощи которых правительство старается влиять на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу, относятся следующие: печатание новых денег (сейчас это практикуется редко); прямой контроль над массой денег в денежном секторе; операции на открытом рынке.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Белкоопсоюз
- Введение
- Раздел I. Теоретические основы финансов
- Тема 1. Сущность и содержание финансов
- 1.1. Сущность и функции финансов, их роль в развитии экономики
- 1.2. Понятие и состав финансовых ресурсов
- Тема 2. Характеристика и структура финансовой системы государства
- Тема 3. Государственный бюджет – главный централизованный фонд государства
- 3.1. Экономическая сущность и содержание бюджета, его функции и роль
- 3.2. Бюджетное устройство и бюджетная система государства
- 3.3. Бюджетный процесс и бюджетное регулирование
- Тема 4. Государственный кредит и государственный долг
- 4.1. Сущность, функции и формы государственного кредита
- 4.2. Содержание, виды и основы управления государственным долгом
- Тема 5. Финансовая политика государства
- Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов
- 6.1. Финансовый контроль в Республике Беларусь: содержание, виды, методы, формы и органы
- 6.2. Сущность, необходимость и виды аудиторского контроля
- Раздел II. Финансы предприятий и их организация
- Тема 7. Содержание и принципы организации финансов предприятия
- 7.1. Сущность и функции финансов организаций
- 7.2. Принципы организации финансов субъектов хозяйствования
- 7.3. Содержание финансовой работы в организации
- Тема 8. Капитал предприятия, его формирование и использование
- 8.1. Сущность, структура и источники формирования капитала организации
- 8.2. Формирование, использование и цена собственного капитала организации
- 8.3. Заемный капитал, его роль в финансировании деятельности организации, основные формы и цена
- 8.4. Альтернативные формы привлечения заемных средств
- 8.5. Оптимизация структуры капитала
- Тема 9. Финансовые аспекты управления внеоборотными активами
- 9.1. Понятие и структура внеоборотных активов и капитальных вложений
- 9.2. Источники и методы финансирования инвестиций в основные фонды
- 9.3. Управление инвестиционной деятельностью организации и оценка эффективности инвестиционных проектов
- Тема 10. Управление оборотными активами предприятия
- 10.1. Сущность, структура и роль оборотных активов в функционировании организации
- 10.2. Управление оборотными активами
- 10.3. Определение потребности в оборотных активах
- 10.4. Источники формирования и выбор стратегии финансирования оборотных активов
- Тема 11. Денежные расходы предприятий
- 11.1. Денежные расходы организации, их классификация, состав и источники финансирования
- 11.2. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
- 11.3. Управление затратами
- Тема 12. Денежные поступления предприятия
- 12.1. Денежные поступления и доходы организации, их понятие и структура. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – основной источник поступлений средств организаций
- 12.2. Прибыль, ее экономическая сущность, значение и виды
- 12.3. Планирование, распределение и использование прибыли
- 12.4. Управление прибылью организации
- Тема 13. Организация финансового планирования на предприятиях
- 13.1. Сущность, задачи, принципы и методы финансового планирования. Система финансовых планов организации
- 13.2. Финансовый план как раздел бизнес-плана
- 13.3. Текущее финансовое планирование
- 13.4. Оперативные финансовые планы
- Тема 14. Оценка финансового состояния предприятия
- 14.1. Финансовое состояние организации, его общая характеристика, задачи, виды и методы анализа
- 14.2. Общая оценка активов и пассивов организации
- 14.3. Анализ ликвидности и платежеспособности организации
- 14.4. Анализ финансовой устойчивости организации
- Раздел III. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 15. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 16. Рынок ценных бумаг
- Тема 17. Виды ценных бумаг
- Тема 18. Кредитный рынок
- 18.1. Понятие, функции и участники кредитного рынка
- 18.2. Ресурсы коммерческих банков, их классификация
- Тема 19. Валютный рынок
- 19.1. Валютный рынок: сущность, функции, виды
- 19.2. Сущность, виды и методы формирования валютного курса
- 19.3. Валютные операции: сущность, виды и тенденции развития
- Раздел IV. Налоги и налогообложение
- Тема 20. Теоретические основы налогообложения и принципы организации налоговой системы
- 20.1. Экономическая сущность налогов и их функции
- 20.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 20.3. Классификация налогов и сборов
- 20.4. Права и обязанности налогоплательщиков
- 20.5. Элементы налога и налоговая терминология
- Тема 21. Косвенные налоги
- 21.2. Акцизный налог: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам
- Тема 22. Налоги и отчисления, включаемые в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении
- 22.1. Экологический налог и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- 22.2. Платежи за землю: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Ставки земельного налога
- 22.3. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Тема 23. Налог на прибыль
- 23.1. Налог на недвижимость: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- 23.2. Налог на прибыль: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты
- Тема 24. Особенности налогообложения прибыли и доходов нерезидентов Республики Беларусь
- Тема 25. Особые режимы налогообложения
- 25.1. Налог на игорный бизнес
- 25.2. Налог на лотерейную деятельность
- 25.3. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- Тема 26. Подоходный налог: плательщики, объекты обложения, ставки, порядок расчета
- Тема 27. Организация налогового учета на предприятии
- Список Литературы
- Содержание
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.