20.1. Экономическая сущность налогов и их функции
Налоги составляют основу бюджета любого государства. Они появились на заре человеческой цивилизации с возникновением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может существовать ни одно государственное образование с момента распада родоплеменного строя. Основная задача налогообложения – это обеспечить финансовые потребности государства. Однако этим роль налогов отнюдь не исчерпывается. Помимо выполнения чисто фискальной функции налоговый механизм используется как экономический инструмент воздействия государства на развитие производства, отраслевую и территориальную производственную структуру, состояние научно-технического прогресса и т. д. Налоги выполняют важнейшую функцию регулирования народного хозяйства страны. При выполнении общегосударственных функций важно не отнять у хозяйствующих субъектов стимула к продолжению и развитию их предпринимательской или иной профессиональной деятельности. Таким образом, налоги являются объективной необходимостью, поскольку обусловлены неотложными потребностями поступательного развития общества.
Налоги представляют собой финансовый институт, совокупность экономических отношений, используемых государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. Посредством их часть доходов предприятий, организаций и населения привлекается в централизованный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Налоги –это установленные высшими органами государственной власти в целях удовлетворения общегосударственных потребностей обязательные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки организациями.
Согласно Налоговому Кодексу Республики Беларусь:
«Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты».
«Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь».
Налог, как правило, не имеет специальной цели (порядка его дальнейшего использования государством). Лишь в некоторых случаях используются целевые налоги, однако при этом они никогда не бывают индивидуально возмездными.
В отличие от этого при уплате пошлины и сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы.
Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, организациями и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Особенность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов организаций и физических лиц на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льгот.
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Налоги выполняют следующие функции:
фискальную;
распределительную;
регулирующую;
контрольную.
Фискальная функцияявляется основной функцией налогообложения. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог, сбор, пошлина не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Поступления в виде налогов должны покрывать основные финансовые потребности общества, но при этом не лишать заинтересованность всех плательщиков в увеличении своих доходов.
Распределительная функция налогов связана с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств.
Регулирующая функцияналогов направлена на достижение конкретных задач фискальной политики государства. С помощью этой функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т. е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс экономических интересов государства, юридических и физических лиц.
В регулирующей функции выделяют несколько подфункций:
стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных процессов посредством системы различных льгот;
дестимулирующая подфункция направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких либо экономических процессов посредством установления повышенных ставок налогов.
Через контрольную функцию государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. С помощью контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через эту функцию выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Белкоопсоюз
- Введение
- Раздел I. Теоретические основы финансов
- Тема 1. Сущность и содержание финансов
- 1.1. Сущность и функции финансов, их роль в развитии экономики
- 1.2. Понятие и состав финансовых ресурсов
- Тема 2. Характеристика и структура финансовой системы государства
- Тема 3. Государственный бюджет – главный централизованный фонд государства
- 3.1. Экономическая сущность и содержание бюджета, его функции и роль
- 3.2. Бюджетное устройство и бюджетная система государства
- 3.3. Бюджетный процесс и бюджетное регулирование
- Тема 4. Государственный кредит и государственный долг
- 4.1. Сущность, функции и формы государственного кредита
- 4.2. Содержание, виды и основы управления государственным долгом
- Тема 5. Финансовая политика государства
- Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов
- 6.1. Финансовый контроль в Республике Беларусь: содержание, виды, методы, формы и органы
- 6.2. Сущность, необходимость и виды аудиторского контроля
- Раздел II. Финансы предприятий и их организация
- Тема 7. Содержание и принципы организации финансов предприятия
- 7.1. Сущность и функции финансов организаций
- 7.2. Принципы организации финансов субъектов хозяйствования
- 7.3. Содержание финансовой работы в организации
- Тема 8. Капитал предприятия, его формирование и использование
- 8.1. Сущность, структура и источники формирования капитала организации
- 8.2. Формирование, использование и цена собственного капитала организации
- 8.3. Заемный капитал, его роль в финансировании деятельности организации, основные формы и цена
- 8.4. Альтернативные формы привлечения заемных средств
- 8.5. Оптимизация структуры капитала
- Тема 9. Финансовые аспекты управления внеоборотными активами
- 9.1. Понятие и структура внеоборотных активов и капитальных вложений
- 9.2. Источники и методы финансирования инвестиций в основные фонды
- 9.3. Управление инвестиционной деятельностью организации и оценка эффективности инвестиционных проектов
- Тема 10. Управление оборотными активами предприятия
- 10.1. Сущность, структура и роль оборотных активов в функционировании организации
- 10.2. Управление оборотными активами
- 10.3. Определение потребности в оборотных активах
- 10.4. Источники формирования и выбор стратегии финансирования оборотных активов
- Тема 11. Денежные расходы предприятий
- 11.1. Денежные расходы организации, их классификация, состав и источники финансирования
- 11.2. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
- 11.3. Управление затратами
- Тема 12. Денежные поступления предприятия
- 12.1. Денежные поступления и доходы организации, их понятие и структура. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – основной источник поступлений средств организаций
- 12.2. Прибыль, ее экономическая сущность, значение и виды
- 12.3. Планирование, распределение и использование прибыли
- 12.4. Управление прибылью организации
- Тема 13. Организация финансового планирования на предприятиях
- 13.1. Сущность, задачи, принципы и методы финансового планирования. Система финансовых планов организации
- 13.2. Финансовый план как раздел бизнес-плана
- 13.3. Текущее финансовое планирование
- 13.4. Оперативные финансовые планы
- Тема 14. Оценка финансового состояния предприятия
- 14.1. Финансовое состояние организации, его общая характеристика, задачи, виды и методы анализа
- 14.2. Общая оценка активов и пассивов организации
- 14.3. Анализ ликвидности и платежеспособности организации
- 14.4. Анализ финансовой устойчивости организации
- Раздел III. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 15. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 16. Рынок ценных бумаг
- Тема 17. Виды ценных бумаг
- Тема 18. Кредитный рынок
- 18.1. Понятие, функции и участники кредитного рынка
- 18.2. Ресурсы коммерческих банков, их классификация
- Тема 19. Валютный рынок
- 19.1. Валютный рынок: сущность, функции, виды
- 19.2. Сущность, виды и методы формирования валютного курса
- 19.3. Валютные операции: сущность, виды и тенденции развития
- Раздел IV. Налоги и налогообложение
- Тема 20. Теоретические основы налогообложения и принципы организации налоговой системы
- 20.1. Экономическая сущность налогов и их функции
- 20.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 20.3. Классификация налогов и сборов
- 20.4. Права и обязанности налогоплательщиков
- 20.5. Элементы налога и налоговая терминология
- Тема 21. Косвенные налоги
- 21.2. Акцизный налог: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам
- Тема 22. Налоги и отчисления, включаемые в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении
- 22.1. Экологический налог и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- 22.2. Платежи за землю: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Ставки земельного налога
- 22.3. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Тема 23. Налог на прибыль
- 23.1. Налог на недвижимость: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- 23.2. Налог на прибыль: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты
- Тема 24. Особенности налогообложения прибыли и доходов нерезидентов Республики Беларусь
- Тема 25. Особые режимы налогообложения
- 25.1. Налог на игорный бизнес
- 25.2. Налог на лотерейную деятельность
- 25.3. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- Тема 26. Подоходный налог: плательщики, объекты обложения, ставки, порядок расчета
- Тема 27. Организация налогового учета на предприятии
- Список Литературы
- Содержание
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.