logo
финансы

12.2. Прибыль, ее экономическая сущность, значение и виды

Итоги экономической деятельности субъектов хозяйствования принимают стоимостную форму и выступают в виде финансовых результатов. Прибыль – это положительный финансовый результат деятельности организации.

Основные функции прибыли следующие:

 оценочная (отражает эффективность деятельности), стимулирующая (часть прибыли используется для материального стимулирования персонала);

 воспроизводственная (прибыль – важнейший источник расширенного воспроизводства).

Важное значение имеет прибыль и в формировании средств государственного бюджета.

Отрицательными результатами хозяйствования являются убытки.

Прибыль (убыток) отчетного периода включает следующие виды прибыли (убытка):

 прибыль (убыток) от реализации продукции (разница между выручкой от реализации продукции без НДС и акцизов и себестоимостью реализованной продукции);

 прибыль (убыток) по операционным доходам и расходам (разница между операционными доходами, косвенными налогами и сборам, взимаемыми из таких доходов, и операционными расходами);

 прибыль (убыток) по внереализационным доходам и расходам (разница между внереализационными доходами и внереализационными расходами).

Различают также следующие виды прибыли:

 прибыль, остающаяся в распоряжении организации (прибыль отчетного периода после вычета из нее налога на недвижимость и налога на прибыль);

 чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении организации, за вычетом местных налогов и сборов, экономических санкций (кроме санкций за неисполнение хозяйственных договоров);

 реинвестированная прибыль (чистая прибыль за вычетом дохода, выплаченного учредителям (участникам) организации, а также прибыли, использованной на потребление и благотворительные цели);

 прибыль к налогообложению (облагаемая налогом прибыль за минусом льготируемой прибыли).

Основные факторы, влияющие на прибыль, следующие:

 внутренние факторы (объемы производства и реализации продукции, ассортимент выпускаемой продукции, качество продукции, установленные отпускные цены, себестоимость продукции и другие аналогичные факторы);

 внешние факторы (рыночная конъюнктура, инфляция, налоговая, валютная и таможенная политика государства, отраслевые и природные факторы, условия кредитования и т. д.).

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4