Тема 2. Характеристика и структура финансовой системы государства
Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обеспечивающих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Таким образом, финансовая система является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы».
Любая финансовая система включает в себя различные составляющие, при этом определяющим признаком для выделения тех или иных сфер и звеньев является специфика состава субъектов финансовых отношений в государстве. Финансовую систему нашей страны можно разделить на три крупные сферы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Сферы финансовой системы Республики Беларусь
Общегосударственные (централизованные) финансы представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов. К основным звеньям общегосударственных финансов относятся:
Государственный бюджет, под которым понимается основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования основного общегосударственного фонда денежных средств. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных групп статей – доходных и расходных. Доходные статьи бюджета отражают количественный размер источников поступлений денежных средств (например, абсолютную величину тех или иных налогов с юридических и физических лиц), а расходные – количественный размер направлений их использования (например, расходы на образование, здравоохранение).
Государственные целевые (бюджетные и внебюджетные) фонды,являющиеся составной частью централизованных финансовых ресурсов и используемые по целевому назначению. Наличие данных фондов обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели: охрану природы, развитие строительной науки и др. Формирование таких фондов производится за счет обязательных целевых отчислений хозяйствующих субъектов. Большая часть отчислений в целевые фонды, как правило, включается в состав себестоимости продукции и устанавливается в процентах от фонда оплаты труда. Количество, порядок образования и использования целевых фондов в каждой стране определяется соответствующим законодательством. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. В ряде случаев, с целью усиления контроля за расходованием средств таких фондов, они могут быть включены в состав государственного бюджета и приобретают статус бюджетных фондов. Например, в Республике Беларусь к таким фондам относятся инновационный фонд, фонд охраны природы и др.
Государственный кредит, отражающий кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц для финансирования государственных расходов. Необходимость существования государственного кредита обусловлена наличием бюджетного дефицита (превышения расходов бюджета над доходами бюджета), а также постоянной нехваткой денежных средств в бюджете для выполнения государством своих функций и обязательств. Дополнительные финансовые ресурсы государство обычно привлекает путем продажи на финансовом рынке государственных ценных бумаг, в частности, долгосрочных и краткосрочных облигаций. Выделяют две разновидности государственного кредита:внутренний(размещаемый внутри страны) ивнешний(размещаемый в прочих странах). В Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит.
Государственное страхование, под которым понимается система перераспределительных отношений по поводу формирования страховых резервов за счет страховых взносов, использования созданных резервов на возмещение ущерба при различных непредвиденных, неблагоприятных явлениях и оказание помощи участникам страхования. Характерными признаками страхования являются:
üналичие страхового риска как вероятности наступления страхового случая;
üповторяемость и предсказуемость страховых событий;
üзамкнутость перераспределительных отношений между участниками страхования относительно раскладки суммы ущерба за счет средств страхового фонда;
üособая возвратность мобилизованных в страховой фонд взносов, заключающаяся в несовпадении сумм уплаченных и сумм полученных отдельными страхователями средств, и др.
К специфическим функциям страхования относятся:
·рисковая, заключающаяся в перераспределении части средств страхового фонда среди пострадавших участников страхования в связи с негативными последствиями страховых событий;
·предупредительная, предполагающая проведение страховой организацией широкого спектра профилактических (превентивных) мероприятий по уменьшению страхового риска;
·сберегательная, проявляющаяся обычно в случае проведения накопительных видов страхования;
· контрольная, предполагающая строго целевую направленность формирования и использования средств страховых фондов и резервов.
В зависимости от выбранного критерия страхование можно классифицировать следующим образом:
по отраслевому признаку: личное(объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица),имущественное(объектами страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользова-нием и распоряжением имущества) и страхованиеответственности(объектами страхования являются имущественные интересы, связанныес возмещением страхователю причиненного вреда здоровью, жизни или имуществу третьего лица);
по форме: обязательноеидобровольное.
В системе государственного страхования особое место занимает государственное социальное страхование, под которым понимается система финансовых отношений государства с юридическими и физическими лицами по поводу создания государственного фонда социальной защиты населения. Фонд социальной защиты создается за счет обязательных взносов юридических и физических лиц, его средства расходуются на выплату различных пенсий и пособий, оздоровление, санаторно-курортное лечение и т. д.
В целом вся сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, трактуется как страховой рынок. Деятельность субъектов данного рынка в Республике Беларусь регулируется соответствующим законодательством и подвергается регулированию со стороны государства посредством лицензирования страховой деятельности, установления определенных правил, принципов страхования и т. д.
Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) являются базовым звеном финансовой системы и представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием децентрализованных финансовых ресурсов. Финансы субъектов хозяйствования состоят из следующих звеньев:
финансы коммерческих организаций, являющиеся основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно в процессе производства создается решающая часть национального дохода страны, который впоследствии подлежит распределению;
финансы некоммерческих организаций, т. е. организаций, которые ставят целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками;
финансы домашних хозяйств, при этом под домашним понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет.
Органы управления финансами государства,или иначе финансовый аппарат, включают в себя законодательные и исполнительные органы власти, среди которых особое место занимают Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Таможенный комитет Республики Беларусь и другие учреждения.
Рассмотренные выше сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны друг с другом, поскольку все они в совокупности оказывают существенное воздействие на процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Белкоопсоюз
- Введение
- Раздел I. Теоретические основы финансов
- Тема 1. Сущность и содержание финансов
- 1.1. Сущность и функции финансов, их роль в развитии экономики
- 1.2. Понятие и состав финансовых ресурсов
- Тема 2. Характеристика и структура финансовой системы государства
- Тема 3. Государственный бюджет – главный централизованный фонд государства
- 3.1. Экономическая сущность и содержание бюджета, его функции и роль
- 3.2. Бюджетное устройство и бюджетная система государства
- 3.3. Бюджетный процесс и бюджетное регулирование
- Тема 4. Государственный кредит и государственный долг
- 4.1. Сущность, функции и формы государственного кредита
- 4.2. Содержание, виды и основы управления государственным долгом
- Тема 5. Финансовая политика государства
- Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов
- 6.1. Финансовый контроль в Республике Беларусь: содержание, виды, методы, формы и органы
- 6.2. Сущность, необходимость и виды аудиторского контроля
- Раздел II. Финансы предприятий и их организация
- Тема 7. Содержание и принципы организации финансов предприятия
- 7.1. Сущность и функции финансов организаций
- 7.2. Принципы организации финансов субъектов хозяйствования
- 7.3. Содержание финансовой работы в организации
- Тема 8. Капитал предприятия, его формирование и использование
- 8.1. Сущность, структура и источники формирования капитала организации
- 8.2. Формирование, использование и цена собственного капитала организации
- 8.3. Заемный капитал, его роль в финансировании деятельности организации, основные формы и цена
- 8.4. Альтернативные формы привлечения заемных средств
- 8.5. Оптимизация структуры капитала
- Тема 9. Финансовые аспекты управления внеоборотными активами
- 9.1. Понятие и структура внеоборотных активов и капитальных вложений
- 9.2. Источники и методы финансирования инвестиций в основные фонды
- 9.3. Управление инвестиционной деятельностью организации и оценка эффективности инвестиционных проектов
- Тема 10. Управление оборотными активами предприятия
- 10.1. Сущность, структура и роль оборотных активов в функционировании организации
- 10.2. Управление оборотными активами
- 10.3. Определение потребности в оборотных активах
- 10.4. Источники формирования и выбор стратегии финансирования оборотных активов
- Тема 11. Денежные расходы предприятий
- 11.1. Денежные расходы организации, их классификация, состав и источники финансирования
- 11.2. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
- 11.3. Управление затратами
- Тема 12. Денежные поступления предприятия
- 12.1. Денежные поступления и доходы организации, их понятие и структура. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – основной источник поступлений средств организаций
- 12.2. Прибыль, ее экономическая сущность, значение и виды
- 12.3. Планирование, распределение и использование прибыли
- 12.4. Управление прибылью организации
- Тема 13. Организация финансового планирования на предприятиях
- 13.1. Сущность, задачи, принципы и методы финансового планирования. Система финансовых планов организации
- 13.2. Финансовый план как раздел бизнес-плана
- 13.3. Текущее финансовое планирование
- 13.4. Оперативные финансовые планы
- Тема 14. Оценка финансового состояния предприятия
- 14.1. Финансовое состояние организации, его общая характеристика, задачи, виды и методы анализа
- 14.2. Общая оценка активов и пассивов организации
- 14.3. Анализ ликвидности и платежеспособности организации
- 14.4. Анализ финансовой устойчивости организации
- Раздел III. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 15. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 16. Рынок ценных бумаг
- Тема 17. Виды ценных бумаг
- Тема 18. Кредитный рынок
- 18.1. Понятие, функции и участники кредитного рынка
- 18.2. Ресурсы коммерческих банков, их классификация
- Тема 19. Валютный рынок
- 19.1. Валютный рынок: сущность, функции, виды
- 19.2. Сущность, виды и методы формирования валютного курса
- 19.3. Валютные операции: сущность, виды и тенденции развития
- Раздел IV. Налоги и налогообложение
- Тема 20. Теоретические основы налогообложения и принципы организации налоговой системы
- 20.1. Экономическая сущность налогов и их функции
- 20.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 20.3. Классификация налогов и сборов
- 20.4. Права и обязанности налогоплательщиков
- 20.5. Элементы налога и налоговая терминология
- Тема 21. Косвенные налоги
- 21.2. Акцизный налог: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам
- Тема 22. Налоги и отчисления, включаемые в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении
- 22.1. Экологический налог и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- 22.2. Платежи за землю: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Ставки земельного налога
- 22.3. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Тема 23. Налог на прибыль
- 23.1. Налог на недвижимость: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- 23.2. Налог на прибыль: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты
- Тема 24. Особенности налогообложения прибыли и доходов нерезидентов Республики Беларусь
- Тема 25. Особые режимы налогообложения
- 25.1. Налог на игорный бизнес
- 25.2. Налог на лотерейную деятельность
- 25.3. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- Тема 26. Подоходный налог: плательщики, объекты обложения, ставки, порядок расчета
- Тема 27. Организация налогового учета на предприятии
- Список Литературы
- Содержание
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.