3.1. Экономическая сущность и содержание бюджета, его функции и роль
Исторической предпосылкой зарождения бюджета послужило возникновение государства и развитие товарно-денежных отношений. Поэтому и развитие бюджета происходило одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений.
По своей сущности бюджетпредставляет собой основной финансовый план государства, отражающий систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств. Триединая сущность бюджета заключается в том, что он одновременно является:
1) экономической категорией;
2) финансовым планом государства (т. е. формой экономической категории);
3) централизованным фондом денежных средств.
Как экономическая категория бюджет выполняет две функции:
распределительную, которая проявляется посредством распределения и перераспределения ВВП и НД между различными уровнями государственного управления, социальными слоями общества и т. д.
контрольную, позволяющую определять своевременность и полноту поступления денежных средств в бюджет, а также оценивать эффективность их использования.
Бюджет состоит из доходной и расходной частей. При этом под доходами бюджета понимаются экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений выступают различные виды платежей, в том числе налоговые и неналоговые. В Республике Беларусь в соответствии с Бюджетным кодексом выделяются следующие группы доходов бюджета:
Налоговые доходы, которые включают в себя республиканские и местные налоги, сборы (пошлины); пени за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов (пошлин) и др. Подналогамипонимаются обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с хозяйствующих субъектов и физических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения деятельности государства и территориальных формирований. Сборы представляют собой обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков. Налоговые платежи являются основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь.
Неналоговые доходы, состоящие из сумм, получаемых в виде штрафов и компенсаций; доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности и др.
Взносы на государственное социальное страхование.
Безвозмездные поступления, к которым относятся необязательные текущие и капитальные платежи, поступающие от иностранных государств, международных организаций и т. д.
Однако рассмотренная классификация расходов (по методам взимания) не является единственной. Так, например, в зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы, они делятся на собственные(т. е. закрепленные законодательством на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами) ирегулирующие(республиканские налоги, другие обязательные платежи и иные поступления, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета). Собственные доходы бюджетов зачисляются в них по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов, которые предусмотрены Бюджетным кодексом Республики Беларусь. В частности, по налогу на прибыль в республиканский бюджет зачисляется не более 50% от данного источника доходов.
Расходы бюджета – это экономические отношения, опосредующие процесс распределения и использования централизованного фонда денежных средств государства. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов. Поэкономическому содержаниювыделяют текущие и капитальные расходы бюджета.Текущиерасходы обеспечивают текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование.Капитальныерасходы связаны с вложением бюджетных средств в инновационную и инвестиционную деятельность, созданием государственных запасов и резервов. Пофункциональному назначениюрасходы государственного бюджета Республики Беларусь подразделяются на расходы по финансированиюобщегосударственной деятельности (обеспечение функционирования Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, финансовых, налоговых и статистических органов, формирование резервных фондов и др.);национальной обороны (обеспечение Вооруженных Сил Республики Беларусь, мобилизационной подготовки и мобилизации и др.); судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности (финансирование функционирования органов судебной власти, прокуратуры, государственной безопасности, пограничной службы и т. д.); национальной экономики (финансирование лесного, сельского, дорожного хозяйства, промышленности, строительства, транспорта и др.);охраны окружающей среды (финансирование мероприятий по охране окружающей среды, земель, прикладных научных исследований в области охраны окружающей среды, содержание особо охраняемых природных территорий республиканского значения); жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства (обеспечение реализациигосударственной политики в области жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, проведения прикладных научных исследований в сфере жилищно-коммунальных услуг и др.); здравоохранения (финансирование организаций здравоохранения республиканского подчинения, организаций экстренной медицинской помощи и др.); физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации (обеспечение функционирования школ высшего спортивного мастерства, возрождение, сохранение и развитие белорусской национальной культуры, финансирование Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь и др.); образования (финансирование проведения централизованных мероприятий в области образования, издание учебников и учебных пособий для учащихся организаций, обеспечивающих получение общего среднего образования и т. п.);социальной политики (выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, проведение молодежной политики на республиканском уровне, социальная помощь гражданам и др.).
Необходимо отметить, что структура расходов государственного бюджета, их содержание зависят от множества факторов: уровня развития экономики страны, выбранных в государстве приоритетов развития общества и методов их реализации, и др.
В идеальном варианте доходы и расходы государственного бюджета должны быть сбалансированы. Однако в реальности, как правило, имеют место дефицит (превышение расходов над доходами) или профицит бюджета (превышение доходов над расходами). Основными причинами бюджетного дефицита являются циклические спады в экономике страны, наличие чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и др.), чрезмерные государственные расходы, низкая собираемость доходов и др. Различают следующие виды дефицита (профицита) бюджета:
структурный (когда государство сознательно идет на увеличение (снижение) бюджетных расходов или снижение (увеличение) налоговой нагрузки) ициклический (являющийся следствием колебаний экономической активности в ходе делового цикла);
активный (проявляется в результате сознательных действий правительства) ипассивный(возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране);
краткосрочный (разрыв между доходами и расходами бюджета ограничивается рамками одного года) и долгосрочный (несоответствие доходов и расходов бюджета имеет место на протяжении нескольких лет).
Для финансирования расходов, которые превышают доходы бюджета, проводят следующие мероприятия, с одной стороны, стимулирующие приток поступлений в бюджет, с другой – способствующие сокращению расходов государства: повышение эффективности работы отраслей национальной экономики, привлечение иностранных инвестиций, оптимизация расходов и др. Основными источниками финансированиядефицита бюджета выступаютвнешние (кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций и др.) ивнутренние.Последние, в свою очередь, подразделяются на инфляционные (эмиссия денежных знаков) и неинфляционные (кредиты центрального банка страны, выпуск государственных ценных бумаг в национальной валюте).
Профицит бюджета является положительным финансовым явлением. Решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами.
В целом роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на развитие экономики, поскольку с его помощью происходит перераспределение существенной части национального дохода и национального богатства. Посредством изменения уровня доходов и расходов бюджета можно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Белкоопсоюз
- Введение
- Раздел I. Теоретические основы финансов
- Тема 1. Сущность и содержание финансов
- 1.1. Сущность и функции финансов, их роль в развитии экономики
- 1.2. Понятие и состав финансовых ресурсов
- Тема 2. Характеристика и структура финансовой системы государства
- Тема 3. Государственный бюджет – главный централизованный фонд государства
- 3.1. Экономическая сущность и содержание бюджета, его функции и роль
- 3.2. Бюджетное устройство и бюджетная система государства
- 3.3. Бюджетный процесс и бюджетное регулирование
- Тема 4. Государственный кредит и государственный долг
- 4.1. Сущность, функции и формы государственного кредита
- 4.2. Содержание, виды и основы управления государственным долгом
- Тема 5. Финансовая политика государства
- Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов
- 6.1. Финансовый контроль в Республике Беларусь: содержание, виды, методы, формы и органы
- 6.2. Сущность, необходимость и виды аудиторского контроля
- Раздел II. Финансы предприятий и их организация
- Тема 7. Содержание и принципы организации финансов предприятия
- 7.1. Сущность и функции финансов организаций
- 7.2. Принципы организации финансов субъектов хозяйствования
- 7.3. Содержание финансовой работы в организации
- Тема 8. Капитал предприятия, его формирование и использование
- 8.1. Сущность, структура и источники формирования капитала организации
- 8.2. Формирование, использование и цена собственного капитала организации
- 8.3. Заемный капитал, его роль в финансировании деятельности организации, основные формы и цена
- 8.4. Альтернативные формы привлечения заемных средств
- 8.5. Оптимизация структуры капитала
- Тема 9. Финансовые аспекты управления внеоборотными активами
- 9.1. Понятие и структура внеоборотных активов и капитальных вложений
- 9.2. Источники и методы финансирования инвестиций в основные фонды
- 9.3. Управление инвестиционной деятельностью организации и оценка эффективности инвестиционных проектов
- Тема 10. Управление оборотными активами предприятия
- 10.1. Сущность, структура и роль оборотных активов в функционировании организации
- 10.2. Управление оборотными активами
- 10.3. Определение потребности в оборотных активах
- 10.4. Источники формирования и выбор стратегии финансирования оборотных активов
- Тема 11. Денежные расходы предприятий
- 11.1. Денежные расходы организации, их классификация, состав и источники финансирования
- 11.2. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
- 11.3. Управление затратами
- Тема 12. Денежные поступления предприятия
- 12.1. Денежные поступления и доходы организации, их понятие и структура. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – основной источник поступлений средств организаций
- 12.2. Прибыль, ее экономическая сущность, значение и виды
- 12.3. Планирование, распределение и использование прибыли
- 12.4. Управление прибылью организации
- Тема 13. Организация финансового планирования на предприятиях
- 13.1. Сущность, задачи, принципы и методы финансового планирования. Система финансовых планов организации
- 13.2. Финансовый план как раздел бизнес-плана
- 13.3. Текущее финансовое планирование
- 13.4. Оперативные финансовые планы
- Тема 14. Оценка финансового состояния предприятия
- 14.1. Финансовое состояние организации, его общая характеристика, задачи, виды и методы анализа
- 14.2. Общая оценка активов и пассивов организации
- 14.3. Анализ ликвидности и платежеспособности организации
- 14.4. Анализ финансовой устойчивости организации
- Раздел III. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 15. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики
- Тема 16. Рынок ценных бумаг
- Тема 17. Виды ценных бумаг
- Тема 18. Кредитный рынок
- 18.1. Понятие, функции и участники кредитного рынка
- 18.2. Ресурсы коммерческих банков, их классификация
- Тема 19. Валютный рынок
- 19.1. Валютный рынок: сущность, функции, виды
- 19.2. Сущность, виды и методы формирования валютного курса
- 19.3. Валютные операции: сущность, виды и тенденции развития
- Раздел IV. Налоги и налогообложение
- Тема 20. Теоретические основы налогообложения и принципы организации налоговой системы
- 20.1. Экономическая сущность налогов и их функции
- 20.2. Налоговая система Республики Беларусь и принципы ее построения
- 20.3. Классификация налогов и сборов
- 20.4. Права и обязанности налогоплательщиков
- 20.5. Элементы налога и налоговая терминология
- Тема 21. Косвенные налоги
- 21.2. Акцизный налог: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам
- Тема 22. Налоги и отчисления, включаемые в затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении
- 22.1. Экологический налог и налог за добычу (изъятие) природных ресурсов: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- 22.2. Платежи за землю: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Ставки земельного налога
- 22.3. Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- Тема 23. Налог на прибыль
- 23.1. Налог на недвижимость: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты
- 23.2. Налог на прибыль: экономическая сущность, ставки, льготы, порядок и сроки уплаты
- Тема 24. Особенности налогообложения прибыли и доходов нерезидентов Республики Беларусь
- Тема 25. Особые режимы налогообложения
- 25.1. Налог на игорный бизнес
- 25.2. Налог на лотерейную деятельность
- 25.3. Особенности налогообложения сельскохозяйственных организаций. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
- Тема 26. Подоходный налог: плательщики, объекты обложения, ставки, порядок расчета
- Тема 27. Организация налогового учета на предприятии
- Список Литературы
- Содержание
- 246029, Г. Гомель, просп. Октября, 50.