logo search
OTVETY_k_gosam_novye(1)

Разработка годового бюджета предприятия.

Детально регламентированной системы составления годового финансового плана не существует, предприятие свободно в выборе методики планирования. В мировой прак­тике утвердился и получил широкое распространение бюджетный подход к финансовому пла­нированию. Он является наиболее приемлемым для большинства предприятий: не связывая им руки жесткой регламентацией, он позволяет установить взаимосвязи между основными финан­совыми показателями. Бюджетирование предполагает широкое использование как ба­лансового метода, так и наличие системы нормирования, а сама процедура составления бюд­жета предприятия заключается в выполнении большого числа аналитических расчетов.

Отличительной чертой бюджетного планирования является то, что оно обеспечивает взаимоувязку всех расчетных показателей в прогнозных формах финансовой отчетности: бух­галтерском балансе, отчете о прибылях и убытках и отчете о денежных потоках. В процессе со­ставления финансового бюджета выполняются расчеты, необходимые для заполнения этих ито­говых документов. Существует несколько основных правил бюджетирования:

Рисунок 1. Блок-схема процесса составления годового финансового плана

Процедура бюджетирования сводится к пошаговому конструированию прогнозного от­чета о прибылях и убытках. Параллельно составляются прогнозные бухгалтерский баланс и от­чет о денежных потоках. Как правило, при планировании не учитываются косвенные налоги (НДС и акцизы), по отношению к которым предприятие выполняет функции агента государства по их сбору и зачислению в бюджеты различных уровней. Остальные налоги, уплачиваемые предпри­ятием, отражаются в плане по источникам их уплаты. Весь объем плановой работы раз­деляется на два этапа: составление операционного бюджета и разработка финансового бюджета. В состав операционного бюджета включаются: план продаж, план производства, плановая калькуляция себестоимости запасов, смета прямых материальных затрат, смета прямых затрат на оплату труда, смета коммерческих и управленческих расходов, прогнозный отчет о прибы­лях и убыт­ках. Финансовый бюджет включает в себя: план капвложений (бюджет инвести­ций), кассовый план (прогнозный отчет о денежных потоках), прогнозный бухгалтерский ба­ланс, прогнозный отчет о прибылях и убыт­ках. Общая схема формирования краткосрочного финансового плана представлена на рис. 1.

Разделение общего бюджета на операционную и финансовую части имеет достаточно ус­ловный характер. При составлении прогнозного отчета о прибылях и убытках, необходимо ис­пользовать показатели операционных смет. То же самое относится к прогнозному балансу и кассовому плану. Однако, в любом случае, составление операционных смет должно предварять разработку финансового бюджета. Наличие на предприятии системы планирования операций, нормирования материальных и трудовых ресурсов, является необходимой предпосылкой ус­пешного финансового планирования. На оп­ределенной стадии процедура бюджетирования принимает итеративный характер, то есть воз­никает необходи­мость возвращаться к ранее со­ставленным документам. Например, невозможно составить кассовый план, не имея данных о сумме начисленных налогов, которая определяется в отчете о прибылях и убытках. С другой стороны – сам отчет о прибылях и убытках может быть завершен только после окончательного составления кассового плана, в котором рассчитывается ожидаемая сумма процентов за кредит.