logo
OTVETY_k_gosam_novye(1)

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью.

Актуальность темы управление дебиторской задолженностью для российских предприятий заключается в том, что отсутствие управления отрицательно влияет на платежеспособность предприятий, особенно, когда взаимозачеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды ограничены – требуются платежи “живыми” деньгами. Поэтому в настоящее время актуальна задача трансформации дебиторской задолженности в денежные средства. Решение этой задачи в большей степени зависит от качества дебиторской задолженности, от финансового состояния дебиторов и ускорения процесса расчетов с дебиторами.

Наиболее важное значение имеет для предприятия ускорение процесса расчетов с дебиторами.

Снижение периода оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженностей говорит об улучшении финансового состояния предприятия. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности влечет за собой ускорения оборота денежных средств, запасов и обязательств предприятия.

Поскольку дебиторская задолженность представляет собой, по сути, иммобилизацию, т. е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия, сопровождающуюся косвенными потерями, любое предприятие заинтересовано в максимально возможном ускорении оборачиваемости замороженных в дебиторах средств. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции [7, с. 452]. С кредиторской задолженностью дело обстоит ровно наоборот; это источник средств, поэтому предприятие заинтересованно в максимально длительном использовании чужих средств, т. е. в оттягивании срока платежа., при условии их бесплатного появления и без отягощающих для предприятия последствий.

Успешная работа по предотвращению просроченной задолженности зависит от знания не только каждого из методов решения этой проблемы, но и порядка их применения в зависимости от конкретных хозяйственных ситуаций.

Наличие просроченной дебиторской задолженности – явление отрицательное, так как оно замедляет оборот капитала, ухудшает структуру баланса и т. д. Поэтому можно признать вполне обоснованными действия кредитора, направленные на предотвращение появления просроченной дебиторской задолженности и ликвидацию существующей.

Использование современных методов управления дебиторской и кредиторской задолженностями показывает что, эта проблема, должна решаться путем разработки и применения целой программы использования различных методов, так как не может быть универсального метода для всех конкретных ситуаций.

Для предприятий можно порекомендовать следующие предложения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностями: 1. Необходимо решать задачу не только снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансированности с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов. 2. Для обеспечения максимизации притока денежных средств предприятию следует использовать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты. При этом возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии. 3. Целесообразно проведение предварительного изучения платежеспособности и надежности партнера, его кредитной истории, особенно при заключении крупных контрактов. Однако для этого необходимо располагать банками данных, знанием методики и возможных способов оценки обязательности контрагентов. Подобную работу способны выполнять специальные агентства, кредитные бюро, банки или аналитические службы самих предприятий. Кредитное бюро способно предоставить реальную оценку надежности заемщиков. Для кредитора это ведет к значительному снижению кредитных рисков, уменьшению резервов на возможные потери по ссудам, повышению ликвидности, снижению остроты проблемы дебиторской задолженности [3, с. 42]. Но все же, нельзя рассматривать кредитное бюро, как панацею для предприятия. Они могут обеспечить предприятие ответом лишь на один из тех вопросов, которые возникают при рассмотрении возможности кредитования заемщика. Окончательное решение предприятие должно принимать самостоятельно [4, с. 1]. Если покупатель неизвестен и нет информации о его платежеспособности, целесообразно использовать аккредитивную форму расчетов, которая обеспечивает практически стопроцентную гарантию платежей. Если имеется информация о необязательности покупателя, то в качестве условия продажи товара могут быть выдвинуты предварительная оплата и авансовые платежи. Если информации о платежеспособности покупателя недостаточно и если покупатель не имеет возможности осуществить предоплату, авансовые платежи, выставить аккредитив, то можно использовать другие формы гарантированных платежей. В противном случае будут потеряны покупатели и рынки сбыта. 4. Поиск совместных решений по предотвращению нарушений условий контрактов в части платежей есть наиболее рациональный и цивилизованный путь упреждения просроченной задолженности. Таким образом, деловые партнерские отношения и сотрудничество продавца с покупателем способны обеспечить наиболее быстрое и эффективное решение проблем и сокращения просроченной задолженности.

Существует возможность продажи дебиторской задолженности со скидкой (с дисконтом) с тем, чтобы вырученные средства были направлены на погашение задолженности.

Рассмотрим немного подробнее предложение процедуры продажи долгов с дисконтом к ситуации дебиторы –кредитор. Сегодня в условиях конкуренции, предприятиям не выгодно иметь дебиторскую задолженность. Растягивание взимания задолженности во времени принесет, по нашему мнению, больший убыток, чем продажа задолженности заинтересованным предприятием. Покупка же дебиторской задолженности предприятий должников будет выгодна как банкам, так и предприятиям, занимающимся факторингом. Для предприятий должников эта процедура ничего положительного не принесет, только поменяется один кредитор на другого. Кредитор же сможет использовать полученные средства для покупки необходимого ему сырья, материалов и т. д. на рынке с учетом расхода на дисконтирование долга. Также возможна продажа дебиторской задолженности самому должнику. Но необходимо учесть влияние инфляции и альтернативных вложений на решение о предоставление скидки, т. е. на сколько будет велика разница от продажи долга и продления сроков гашения дебиторской задолженности [2, с. 305].