logo
OTVETY_k_gosam_novye(1)

Доходы бюджета, их классификация, разграничение по уровням бюджетной системы.

Доходы бюджета - это централизованный фонд денежных средств, формируемый за счет распределения части национального дохода для выполнения функций государства и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета выражают экономические отношения по поводу распределения и перераспределения той части совокупного общественного продукта, которая связана с формированием централизованного фонда денежных средств государства, необходимого для выполнения его функций.

Основным источником формирования доходов является национальный доход. Доходы делятся по социально-экономическому признаку, степени централизации и сфере привлечения.

Структура доходов по социально-экономическому признаку: - от хозяйствующих субъектов; - от государственных имущества и угодий; - от государственной внешнеэкономической и др. деятельности; - от личных доходов граждан.

Укрупненная структура доходов бюджетов включает: налоговые и неналоговые поступления.

К налоговым доходам относятся федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в НК РФ.

К неналоговым доходам относятся:

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Средства, полученные в виде арендной либо иной платы, за сдачу во временное пользование государственного или муниципального имущества; средства, получаемые бюджетами разных уровней в форме процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, выделяемые на возвратной основе, по истечении срока предоставления; средства от передачи имущества в доверительное управление; плата за бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе другим бюджетам или юридическим лицам; доходы в виде процентов от доли в уставном (складочном) капитале товариществ или хозяйственных обществ или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям; доходы государственных казенных предприятий отражаются в федеральном бюджете как сальдо доходов и расходов; доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования государственной (муниципальной) собственности.

2. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества определяются следующими обстоятельствами: порядком и размером средств, получаемых в процессе приватизации государственного или муниципального имущества и зачисляемых в соответствующие бюджеты (определяются законодательством о приватизации); порядком продажи и иного безвозмездного отчуждения государственного (муниципального) имущества (определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ и актами представительных органов муниципальных образований).

3. Финансовая помощь. Финансовая помощь от вышестоящего или иного бюджета в форме дотаций, субвенций или субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи бюджетных средств, а также передача бюджетных средств на возвратной основе подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.

4. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия. Суммы штрафов подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа; суммы конфискаций, компенсаций в принудительном порядке изымаемые в доход государства (зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с действующим законодательством и решением судов).

5. Безвозмездные перечисления. Перечисления от физических, юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; перечисления по взаимным расчетам между бюджетами в связи с изменением налогового законодательства, передачей полномочий по финансированию расходов.

Виды источников доходов бюджетов:

Собственные доходы - налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами

Регулирующие доходы - налоги, по которым устанавливаются отчисления в соответствующие бюджеты

Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых доходов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций) и неналоговых платежей.

За федеральным бюджетом закреплены такие собственные налоги, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, таможенная и государственная пошлины, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, лесной налог, водный налог, федеральные лицензионные сборы.

Собственные налоги зачисляются в федеральный бюджет с учетом их расщепления и передачи в качестве регулирующих нижестоящим бюджетам.

К неналоговым доходам республиканского бюджета Российской Федерации относятся доходы от приватизации объектов федеральной собственности, дивиденды по акциям, находящимся в собственности государства, от размещения государственных краткосрочных обязательств, золотых сертификатов, доходы от прибыли федеральных унитарных предприятий, доходы от внешнеэкономической деятельности, часть прибыли Центробанка РФ, доходы от реализации госрезервов и запасов. Доходы от внешнеэкономической деятельности в основном включают поступления от экспортно-импортных пошлин и валютных средств от централизованного экспорта.

Полномочия по распределению доходов между уровнями бюджетной системы включают 4 следующих основных положения:

  1. Закрепление налоговых доходов полностью или в фиксированной доле за определенными уровнями бюджетов на постоянной основе осуществляется в налоговом законодательстве. Налоговые доходы, закрепленные за определенными уровнями бюджетной системы на постоянной основе, являются закрепленными налоговыми доходами.

  2. В доходы федерального бюджета зачисляются закрепленные за федеральным бюджетом налоговые доходы и регулирующие налоговые доходы, закрепленные за федеральным бюджетом полностью или в фиксированной доле. В федеральный бюджет поступают также полностью доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в федеральный бюджет в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами.

3. В доходы бюджетов субъектов РФ зачисляются закрепленные за бюджетами субъектов РФ налоговые доходы и регулирующие налоговые доходы, закрепленные за бюджетом субъектов Федерации полностью или в фиксированной доле. В бюджет субъекта РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в бюджет субъекта Федерации в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.

4. В доходы местных бюджетов зачисляются закрепленные за местным бюджетом налоговые доходы, регулирующие налоговые доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в фиксированной доле. В местный бюджет полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Доходы от продажи государственного (муниципального) имущества, а также другие неналоговые доходы поступают в местный бюджет в порядке и в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами, законами субъекта РФ, решениями органов местного самоуправления. В бюджет поступают также ассигнования на финансирование отдельных государственных полномочий, реализации законов РФ и субъектов РФ.