logo
OTVETY_k_gosam_novye(1)

Международные финансовые и кредитные институты.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации -

Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне - столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран-членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно конвертируемой валютой и 75% - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7% подписного капитала, а 93% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

• содействие сбалансированному росту международной торговли;

• предоставление кредитов странам-членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

• отмена валютных ограничений;

• межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

• лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

• фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР - долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.

МБРР, как и МВФ, предоставляют не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ.

Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:

Международная ассоциация развития (MAP создана в 1960 г.) предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере 3/4% на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов - поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности MAP заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.

Международная финансовая корпорация (МФК создана в 1956 г.) стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до пятнадцати лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и MAP, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ создано в 1988 г.) осуществляет страхование (сроком от пятнадцати до двадцати лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.

Международные финансовые институты - МВФ и группа ВБ - играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г., местонахождение - Лондон. Главная цель ЕБРР - способствовать переходу к рыночной экономике в государствах бывшего СССР, странах Центральной и Восточной Европы. ЕБРР кредитует проекты лишь в определенных пределах.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30% по сравнению с 7%). Неоплаченные акции могут быть при необходимости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (включая проектное финансирование), оказании технического содействия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая экологические программы), инвестициях в акционерный капитал, особенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, банковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уделяется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные услуги при разработке программ развития с целевыми инвестициями. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватизации, разгосударствлению предприятий, их структурной перестройке и модернизации, а также консультации по этим вопросам.

Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.). Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование региональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, которым принадлежит значительная часть капитала банков и они составляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках развития установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы ВБ.

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель укрепления интеграции и создания экономического, валютного и политического союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведения согласованной политики по отношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС.

К основным региональным организациям ЕС относятся:

Европейский инвестиционном банк (ЕИБ, Люксембург) предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающимся странам - до сорока лет. Цель ЕИБ - развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей;

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.) содействует созданию и развитию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов, уровень жизни в которых в 2,5 раза ниже, чем в 25 наиболее процветающих;

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г., - это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран-членов. С июля 1998 г. ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (БМР, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, 1999 г., в том числе Россия с 1996 г.). БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функций банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу (ныне клирингу по операциям частных коммерческих банков в ЭКЮ, замененных евро) и другим расчетам стран-членов.

БМР организует также коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курса ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка.

БМР - ведущий информационно-исследовательский центр. Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их деятельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.

192. Содержание и развитие банковских операций: динамика и структура привлеченных ресурсов, динамика и структура активов, финансовые результаты деятельности банковского сектора

Банковские операции — закрытый перечень операций, право совершения которых принадлежит кредитным организациям на исключительной основе.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1)      привлечение во вклады денежных средств юридических и физических лиц (до востребования и на определенный срок);

2)      размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности (кредит);

3)      открытие и ведение банковских счетов клиентов.

Кроме перечисленных к банковским операциям относятся:

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий.

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Все банковские операции делятся на 2 вида:

¨      активные (операции по размещению средств: кредитные, валютные, фондовые);

¨      пассивные (операции по привлечению средств: депозитные, межбанковское кредитование, выпуск ценных бумаг).

Кредитная организация помимо перечисленных банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг);

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами (трастовые операции);

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России – и в иностранной валюте.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью (за исключением страхования валютных и кредитных рисков).

см. распечатку

193. Банковские риски: Кредитный риск ,рыночный риск, риск ликвидности, достаточность собственных средств (капитала) Кредитный риск - вероятность, что дебитор не сможет осуществить процентные платежи или выплатить основную сумму кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном соглашении - является неотъемлемой частью банковской деятельности. Кредитный риск означает, что платежи могут быть задержаны или вообще не выплачены, что, в свою очередь, может привести к проблемам в движении денежных средств и неблагоприятно отразиться на ликвидности банка. Несмотря на инновации в секторе финансовых услуг, кредитный риск до сих пор остается основной причиной банковских проблем.

Кредитный риск тесно связан с риском ликвидности. В зависимости от того, какой по срочности сформирован кредитный портфель и какова структура пассивов, за счет которых сформирован портфель, можно оценить сбалансированность обязательств и активов банков и оценить риск ликвидности, присущий банку и всей банковской системе в целом. Ликвидность - это способность финансовых активов оперативно обращаться в наличность. Управление рисками ликвидности подразумевает соотнесение структуры обязательств и требований банка по срокам погашения. Риск ликвидности возникает в том случае, если банк в определенный момент времени не может выполнить свои обязательства из-за недостаточности средств. Эта ситуация может возникнуть из-за несбалансированности активов и пассивов по срокам. Банку необходимо иметь всегда некоторый запас ликвидности на случай неожиданных изменений в балансе.

Рыночный риск связан с колебаниями цен на четырех важнейших экономических рынках: рынке долговых бумаг, рынке акций, валютном и товарном, то есть рынках, чувствительных к изменению процентных ставок. Рыночный риск - риск возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля, а также курсов иностранных валют. Он относится к категории спекулятивного риска, состоящего в том, что движение цен может привести к прибыли или убытку. Для управления рыночным риском банк формирует политику, где прописывает цели и методы, направленные на защиту капитала от негативных воздействий неблагоприятных изменений цен. В большинстве банков в рамках управления рыночным риском проводится переоценка портфелей, отражающая изменение стоимости активов в зависимости от движения рыночных цен. Переоценка портфеля ценных бумаг является важной мерой по защите банковского капитала. Проводить переоценку инвестиционных портфелей рекомендуется проводить не реже одного раза в месяц, торгового - каждый день.

Проблема наличия у банка достаточного в количественном и качественном аспектах собственного капитала стала ключевой с точки зрения органов банковского регулирования и надзора в последние 10-15 лет. Наличие у банка капитала определенной величины и качества рассматривается как средство защиты интересов кредиторов и вкладчиков банка и снижения вероятности его несостоятельности. Чем больше рисковых операций проводит банк, тем большие требования предъявляются к его собственному капиталу. Таким образом, «достаточность капитала» отражает общую оценку надежности банка. Банк будет считаться надежным в части капитала, если параметры последнего укладываются в расчетные нормативы «достаточности», выработанные эмпирическим путем, либо самим банковским и вообще предпринимательским сообществом, либо органом, регулирующим банковскую деятельность. В этом смысле пользуются термином «регулятивный капитал», понимая под ним капитал, которым банк должен располагать для проведения соответствующих операций, поскольку этого требует регулирующий орган. В современной теории существует также понятие экономического капитала. Экономический капитал – капитал, необходимый для адекватного покрытия рисков, принимаемых конкретным банком. Он зависит от того, насколько хорошо адекватно оценивает связанный с ними уровень предполагаемых потерь. Зависимость здесь обратная: если ожидаемые риски хорошо распознаны, т. е. надлежащим образом учтены в ценах банка и в его резервах, то капитала требуется меньше, а если плохо – то больше; при определенных обстоятельствах экономического капитала может требоваться меньше либо больше, чем капитала регулятивного. Фактическое значение норматива достаточности капитала банков, по мнению надзорных органов, - важнейшая характеристика финансового состояния, а значит и качества их управления. Действительно, существующие методики позволяют учитывать при расчете этого норматива многие риски банковской деятельности. Тем не менее, в 1988 году среди разорившихся банков немало было и таких, к которым у ЦБ не было никаких претензий в плане достаточности капитала. Такие явления наблюдаются не только в России. Установление в разных странах индивидуальных норм достаточности капитала не обеспечивает стабильности международной финансовой системы и более справедливой конкуренции. Наличие «достаточного» капитала не является строгим показателем надежности банка и защиты интересов его вкладчиков и кредиторов. Величина данного показателя имеет реальное значение только при системном анализе деятельности банка, т. е. лишь в совокупности с другими аналитическими показателями. Для оценки достаточности капитала банка было испробовано несколько подходов. Соответственно существуют различные способы вычисления коэффициента достаточности капитала. Мировой банковский опыт выработал метод, исходящий из целесообразности увязывания суммы капитала с уровнем рисков активных операций. Эта связь, характеризующая способность капитала выдерживать потери, выражается формулой (коэффициентом) Кука в виде отношения величины собственного капитала к суммарному объему активов, взвешенных по уровням риска (умноженных на индивидуальные весовые коэффициенты риска со значениями от 0 до 100%) :

Уровень достаточности капитала =

Собственный капитал

Суммарный объем активов, взвешенных с учетом риска

Каждое государство законодательно или иным путем устанавливает стандарты минимального капитала для кредитных организаций. Как правило, для вновь создаваемых банков эти стандарты предусматривают определение минимального размера стартового капитала в абсолютном денежном выражении, а для других банков – фиксацию коэффициента достаточности капитала. Первоначальная величина уставного капитала регламентируется законодательными актами центральных банков и, более того, является предметом соглашения Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которое в 1989 году регламентировало его минимальную величину в сумме 5 млн. Евро [Приложение 4]. Банк России для вновь создаваемых КО установил также минимальную величину уставного капитала в принятом ЕЭС размере, ежеквартально сообщая эту сумму в национальной валюте [ПРИЛОЖЕНИЕ 2]. При дефиците капитала относительно требований ЦБ банк может приспособиться к нормативным уровням тремя способами, которые могут применяться раздельно или комбинированно: §  увеличить капитал (числитель расчетной формулы); §  уменьшить объемы активных операций (знаменатель формулы); §  снизить долю высокорисковых активов.

194. Качество управления банками Вопрос о качестве или уровне управления банковской деятельностью в нашей стране, впервые поставленный в научном плане совсем недавно (в 1996—1997 гг.), представляет самостоятельный интерес. В то же время ответ на него позволяет предметно показать характерные именно для российской практики особенности управления в банковской сфере. Качество есть определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом, и отличается от других предметов. В социально-экономических координатах понятие качества используется как характеристика качества труда, производственной деятельности, продукции. Здесь качество отражает назначение продукции (услуги, деятельности), качество деятельности определяет качество продукции (услуги), качество продукции и качество деятельности выражаются системой показателей, характеризующих отдельные его стороны, качество — это цель производственно-хозяйственной деятельности, что обусловливает потребность формирования механизмов управления им. Исходя из этого под качеством управления следует понимать совокупность существенных свойств, характеризующих способность управления удовлетворять потребности управляемого объекта, в нашем случае — потребности, возникающие в процессе деятельности банка. Таким образом, к банковскому управлению в любом его аспекте в самом общем плане может быть предъявлено следующее качественное требование: оно должно быть адекватно тем целям и задачам, которые отвечают потребностям объекта управления и стоят перед органом управления. Это значит, что цели и задачи банковской системы (групп банков, отдельного банка) должны быть ясно осознаны, идентифицированы, определены качественно и количественно, зафиксированы в форме документов. В противном случае будет весьма затруднительно объективно судить не только о качестве управления, но даже о том, есть ли оно вообще. Качество управления банком можно конкретизировать, описав совокупность характеристик, отражающих целевые, функциональные, мотивационные, экономические, организационные, социальные, технологические, правовые свойства управляемого объекта, и выяснив, в какой мере соответствуют указанным характеристикам применяемые в процессе управления инструменты. Первым признаком качества управленческой деятельности выступает качество соответствующего труда. Качество труда, в свою очередь, проявляется в качестве его результата — продукта (результата) труда. Именно качество последнего есть функциональное назначение управленческого труда. Качественными особенностями банковского управленческого труда выступают: 1) общие особенности управленческого труда — творчество как форма умственного труда; инновационность; жесткие временные ограничения; коллективный характер (партнерство, корпоративность); рисковость; 2) специфические особенности управленческого труда в банковской сфере — высокие квалификационные требования по абсолютному большинству направлений трудовой деятельности; предпринимательский характер; преимущественно индивидуальный характер труда; особые требования к ресурсному (в первую очередь к информационному) обеспечению труда работников (полная и достоверная информация); выраженный элемент стрессовое в труде ряда категорий банковских руководителей и служащих. Таким образом, качественные характеристики управленческого труда многогранны, среди них есть экономические, социальные, организационные и др. Их оценка предполагает обязательное сопоставление значений качественных характеристик с требованиями реальной банковской деятельности. К названным характеристикам качества труда следует добавить требования к информационным ресурсам, техническим средствам управления, качественные характеристики отношений между работниками и коллективами, условий и мотивации труда и др. Непосредственным продуктом труда в управлении является воздействие, рассматриваемое как реализованное решение. Качество управленческого труда выражается в качестве этого решения, в его адекватности тем или иным потребностям банковской деятельности. Под управленческим решением обычно понимают определенным образом зафиксированный план, вариант, способ необходимых или возможных действий, направленных на достижение поставленных целей, доведенный до исполнителей в однозначной форме. Соответственно принятие управленческого решения понимается как процесс выявления проблемы, определения способов ее решения и принятия определенной программы действий, которая фиксируется в письменной или устной форме и имеет обязательную силу. Эффективность управленческих решений определяется тем, что их реализация должна принести организации больше средств, чем было затрачено на их разработку и воплощение в практику. Качество управления как результат воздействия проявляется в его активизирующей, организующей, направляющей, мотивирующей силе, и определяется правильным выбором используемых средств и методов воздействия, правильной процедурой их реализации. О качестве воздействия можно судить после его реализации. До этого можно говорить только о соблюдении принципов и методов воздействия и предполагаемом качестве. Качество воздействия отражается в его реализуемости, своевременности, правильности выбора путей и средств решения проблемы. При оценке управленческого решения как процесса используются такие качественные характеристики, как оптимальность, экономичность, оперативность, эффективность, уровень риска, социальная значимость, правовая защищенность. Качество управления банком в конечном счете проявляется в следующих характеристиках: • социально-экономических — рентабельность, интегрированность в экономику, характер отношений с клиентурой; • организационных — надежность, организованность, адаптивность и др.; • технологических — уровень формализации (как антитеза управлению «по наитию»), профессионализм кадров, инновационность, уровень автоматизации; • социальных и психологических — корпоративность, уровень культуры, социально-психологический климат, стиль руководства, этичность поведения руководителей.