logo
OTVETY_k_gosam_novye(1)

Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.

К. Маркс в рамках закона стоимости сформулировал закон денежного обращения – который устанавливает зависимость количества денег, необходимого для выполнения ими функции средства обращения от средства стоимости реализуемых товаров и скорости обращения денежных единиц.

КОЛ-ВО ДЕНЕГ = СУММА ТОВАРНЫХ ЦЕН / СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ

При металлическом обращении количество денег в обороте и устойчивость денежного обращения обеспечивались стихийно через функцию денег как средства накопления и образования сокровищ. В условиях бумажно-денежного обращения роль регулятора денежного обращения принадлежит государству.

Метод гос регулированияэто способ в создействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей. Они дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения. Прямые методы представляют собой непосредственное вмешательство органов государства в процесс денежного обращения. Косвенные методы могут быть финансовыми, бюджетными, налоговыми, планово-индикативными. С точки зрения мотивации выделяют методы материальной, моральной и властной, принудительной мотивации деятельности объекта управления.

По содержанию методы государственного регулирования связаны:

1. Организационно-распорядительные методы включают в себя построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентацию прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание административных распоряжений, инструкций и руководящих документов. Классификация организационно-распорядительных методов связана с разделением властей на три ветви (законодательная, исполнительная, судебная). В России принципы регулирования обращения денег закреплено в Конституции, ГраждК, законе о Валютном регулировании и валютном контроле. А также в Законе о ЦБРФ, законе о Банках и банковской деятельности. Существуют и административные меры воздействия: Минфин, ЦБ РФ, Таможенный комитет. Судебно-надзорные методы: контроль за деятельностью учреждений, обеспечивающих исполнение принятых законов; разбирательства по поводу банкротства финансовых учреждений; подавление теневой экономики.

2. Экономические методы государственного регулирования обращения денег включают в себя косвенные способы воздействия на него, применение определенного набора экономических инструментов. Инструменты экономической политики делятся на рыночные и нерыночные (лицензирование, регламентация, антимонопольные мероприятия, квотирование, установление предела налогов, тарифов и др.). Экономические методы могут быть общими (на всю систему денежного обращения) и локальными (на её части).

3. Социально-психологические методы государственного регулирования обращения денег — наименее разработанная проблема в теории и практике. Обычно используются во время кризисов и сильных потрясений. Включают пропаганду реформ, слухи, домыслы, около-экономические и политические разговоры.