Проблемы российского законодательства о банкротстве.
В 2002 году был принят новый закон «О несостоятельности (банкротстве)». Мы хотели бы выделить плюсы и минусы нового закона, способен ли он решить противоречия в процедуре банкротства. На этот вопрос ответил преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородской Правовой Академии Сперанская Юлия Сергеевна.
В 2002г., обращаясь к Федеральному Собранию, Президент России В.В.Путин произнес: "Что касается банкротства, то в этой сфере необходимо срочно навести порядок - и, прежде всего, в законодательстве. "Поточное" банкротство предприятий уже успело стать доходным бизнесом. Мы обязаны сделать механизм проведения процедуры банкротства и оздоровления предприятий прозрачным, рыночным, а значит - невосприимчивым к коррупции".
Государственная Дума 26 октября 2002 г. приняла новый Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ. За последние десять лет это уже третий Закон, регулирующий вопросы несостоятельности (банкротства). Законодатель стремился исправить упущения Федерального закона 1998г. и более четко урегулировать сложные отношения в обозначенной сфере. Поэтому новая редакция закона, по сравнению с предыдущим законом 1998 года, содержит целый ряд существенных изменений в области законодательного регулирования процедур банкротства.
Рассмотрим некоторые из основных изменений.
Одним из существенных нововведений Закона является определение права на обращение в арбитражный суд.
Во-первых, ранее таким правом обладали должник, прокурор, кредитор, уполномоченные органы и иные лица при наличии неисполненного денежного обязательства, соответствующего признакам банкротства (неисполнение обязательств в течение трех месяцев - для должника - юридического лица и неисполнение денежных обязательств в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества - для гражданина) и в размере, установленном законодательством. Сейчас в силу п.1 ст.7 Закона о несостоятельности (банкротстве) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.
Во-вторых, изменено определение момента возникновения права на обращение в арбитражный суд. Такое право возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику, а право на обращение в суд у уполномоченного органа по обязательным платежам - по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового, таможенного органов о взыскании задолженности за счет имущества должника (п.2 ст.7).
По мнению И.В.Зыковой, «… Ведение этого положения представляется весьма перспективным. Благодаря ему, участники отношений будут более взвешенно относиться к своим действиям - ведь теперь право инициировать процесс о банкротстве у кредитора по денежным обязательствам возникает лишь тогда, когда он подтвердит свои требования судебным решением и дождется истечения тридцатидневного срока, установленного для получения денежных средств через исполнительное производство…»1
Таким образом, прежде чем будет запущен громоздкий механизм процесса несостоятельности, должнику предоставляется последний шанс спасти свою репутацию и свой бизнес (даже если он не будет признан банкротом, один лишь факт возбуждения процесса о несостоятельности негативно скажется на взаимоотношениях с прежними деловыми партнерами и затруднит поиск новых), ну а кредитору - получить свои деньги в более короткий срок.
Правда, не все положительно оценивают рассмотренные нормы Закона. Так, заместитель председателя Арбитражного суда г. Москвы О.М. Свириденко, говоря о несостоятельности специальных объектов стратегического назначения, отмечает: "В такой короткий срок должник не сможет надлежащим образом разрешить свои возникшие финансовые проблемы и рассчитаться с кредиторами, подавшими заявление в суд. Как показывает практика, причины образовавшейся задолженности могут быть вполне объективными и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.), однако процедуры банкротства ему уже не миновать. Арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством, в свою очередь, обязан принять заявление к своему производству, о чем сразу станет известно иным кредиторам, не имевшим до этого долговых претензий к должнику по исполнению своих обязательств. Однако теперь они будут вынуждены в обязательном порядке заявить в суд свои требования до введения процедуры наблюдения в отношении должника. В результате таких законных действий размер кредиторской задолженности должника сразу же возрастет в геометрической прогрессии, и справиться с ней должнику станет уже практически невозможно. Таким образом, предприятие-должник практически лишается шанса поправить свое положение до введения наблюдения"2.
На наш взгляд такое утверждение представляется весьма убедительным, но надо учитывать, что законодательство предоставляет сторонам множество возможностей урегулировать свои отношения, не доводя дело до судебного разбирательства. Кроме того, в этой же работе О.М. Свириденко признает, что по новому Закону возбудить процедуру банкротства в отношении должника стало сложнее, чем по старому.
Представляется весьма уместным предложение названного автора о внесении в Закон императивной нормы, согласно которой до момента введения судебной процедуры наблюдения в отношении должника было бы исключено принятие арбитражным судом иных заявлений от кредиторов должника.
Кроме ранее определенных законодательством случаев, когда должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом (такая обязанность была установлена в следующих случаях: если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения денежных обязательств в полном объеме перед другими кредиторами; при принятии решения уполномоченным органом должника о ликвидации принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника), новым Законом установлена обязанность должника обратиться с заявлением в арбитражный суд в случае, если обращение взыскания на имущество существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника (абз.5 п.1 ст.9).
Несколько некорректна формулировка п.2 ст.9 рассматриваемого Закона. Согласно этому пункту, на должника возлагается обязанность обратиться в арбитражный суд с заявлением, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Однако исходя из смысла определения должник, данного в новом Законе, в обозначенной ситуации не совсем ясно, кто же именно должен обращаться с заявлением. Представляется, что формулировка предыдущего Закона была правильнее: эта обязанность возлагалась на руководителя должника либо ликвидационную комиссию (ликвидатора) (п.2 ст.8 Федерального закона от 8 января 1998 г.).
Закон о несостоятельности (банкротстве) призван, по мнению профессора Института микроэкономики при Минэкономразвития России Г. Кипермана, способствовать решению трех задач.
Во-первых, оздоровлению экономики путем избавления от неэффективных предприятий.
Во-вторых, Закон должен защищать интересы кредиторов.
В-третьих, Закон должен способствовать восстановлению финансовой устойчивости, платежеспособности предприятий, оказавшихся в сложном положении, но в принципе жизнеспособных, потенциально перспективных3.
Федеральный закон от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) был направлен на решение только одной из трех указанных задач - на защиту интересов кредиторов. Процедура банкротства была настолько упрощена, что каждому предприятию, имевшему просроченную на 3 месяца задолженность в мизерном размере - 50 тыс. руб., угрожала ликвидация. А ведь у нас примерно 40% предприятий убыточны, и каждому из них угрожало банкротство. В результате Закон о банкротстве из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Нередко кредиторы проявляли заинтересованность не в погашении задолженности должниками, осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении имущественными комплексами, распоряжении денежными потоками.
В Новом законе увеличен размер денежных требований к должнику, предоставляющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Теперь эти требования определены следующим образом: для должника - юридического лица - не менее 100 тыс. руб., для должника-гражданина - не менее 10 тыс. руб.
Специалисты, работающие в данной сфере, неоднократно подчеркивали необходимость увеличения размера денежных требований, позволяющих обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Установление этого размера в твердой денежной сумме, по-видимому, вызвано стремлением законодателя подтвердить стабилизацию национальной денежной единицы.
Серьезным недостатком прежнего Закона было, по существу, бесправное положение должника. Конечно, он мог представить суду отзыв на заявление кредитора со своими возражениями в пятидневный срок (сейчас - в десятидневный), но в остальном его интересы практически не учитывались. Теперь положение изменилось. В новом Законе хотя и не обеспечивается баланс интересов (предпочтение отдается интересам кредитора), но односторонность прежнего Закона устранена. Это нашло отражение, например, во введении новой процедуры банкротства - финансового оздоровления должника.
Во введении процедуры финансового оздоровления заинтересован прежде всего должник. Во-первых, продолжают функционировать органы управления должника, хотя и с ограничениями, установленными Законом. Эти ограничения в основном касаются сделок, совершение которых могло бы нанести ущерб интересам кредиторов. Во-вторых, введение процедуры финансового оздоровления дает реальный шанс избежать банкротства, удовлетворить требования кредиторов, не доводя дело до конкурсного производства и продажи имущества предприятия-должника. Поэтому можно утверждать, что в качестве общего правила инициатором введения процедуры финансового оздоровления будут предприятие-должник, его учредители, а применительно к унитарным предприятиям - соответствующий уполномоченный орган. В ходе наблюдения должник, его учредители, иные лица или органы, установленные Законом, вправе обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления. Конечно, кредиторы не всегда готовы пойти навстречу должнику, поэтому Законом предусмотрена возможность непосредственного обращения должника с соответствующим ходатайством в арбитражный суд.
В свою очередь к полномочиям арбитражного суда теперь отнесено принятие определения о введении процедуры финансового оздоровления. Этой процедуре посвящена глава 5 Закона - "Финансовое оздоровление". Для осуществления финансового оздоровления предприятия-должника введена новая категория арбитражных управляющих - административный управляющий.
Хотя в качестве общего правила процедура финансового оздоровления будет вводиться судом на основании решения собрания кредиторов, в ряде случаев, установленных Законом, арбитражный суд вправе ввести процедуру финансового оздоровления должника даже при отсутствии соответствующего решения собрания кредиторов, но при наличии ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества унитарного предприятия или иных лиц, установленных Законом.
Финансовое оздоровление вводится не более чем на два года. Этого срока, как правило, достаточно для осуществления плана финансового оздоровления предприятий, предусматривающего способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов. Однако в сложных ситуациях, когда планом финансового оздоровления предусматривается осуществление крупномасштабных мероприятий (перепрофилирование производства, освоение выпуска новых, пользующихся спросом товаров и др.), этого срока может оказаться недостаточно. К сожалению, возможность продления срока финансового оздоровления по ходатайству должника, собрания или комитета кредиторов Закон не предусматривает.
Однако новый Закон не решает всех проблем, кроме того, ряд введенных им новелл вызывает сомнения с точки зрения их эффективности и необходимости применения на практике.
В первой же статье Закона о банкротстве содержится норма о том, что действие указанного закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных учреждений.
Суть изменения состоит в том, что значительно расширяется круг потенциальных банкротов из числа некоммерческих организаций: ранее под действие закона попадали лишь потребительские кооперативы, а также благотворительные и иные фонды.
Данная норма противоречит п.1 ст.65 ГК РФ, а ведь согласно п.2 ст.3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах должны соответствовать Гражданскому кодексу.
Очень важно, что подобное расхождение Гражданского кодекса и Закона "О несостоятельности (банкротстве)" стало предметом рассмотрения сначала Президиума, а затем и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, где решался вопрос о том, как же должны действовать суды: исходя из Гражданского кодекса ст.65, или исходя из нового Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Пленумом ВАС было решено, что надо применять закон "О несостоятельности (банкротстве)".
По мнению руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Трефиловой Татьяны Ивановны, такой ответ был дан, т.к. «…Гражданский кодекс был принят в 1995 г., после этого принимались и вводились многие законы и вносились изменения в закон о некоммерческих организациях, об общественных организациях. Количество этих организаций, их виды и организационно-правовые формы стали значительно шире, поэтому сейчас применяется ст.1 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Такое новшество представляется целесообразным (еще более целесообразно было бы внесение соответствующих изменений в ст.65 ГК РФ), так как многие некоммерческие юридические лица ведут коммерческую деятельность (в той или иной степени соответствующую учредительным документам), не опасаясь банкротства, что негативно сказывается на их кредиторах.4
Очевидно, банкротство некоммерческих организаций будет иметь существенную специфику связанную, например, с отсутствием в некоторых из них членства, что повлечет за собой необходимость адаптации положений Закона, многие из которых по сути рассчитаны на такие формы организаций, как общества.
Интересно, что хоть законодатель и указал, что настоящий Закон регулирует названные выше отношения в соответствии с Гражданским кодексом. Между тем, как будет показано далее, нормы Закона противоречат нормам Кодекса в нескольких принципиальных моментах, а именно в решении основных вопросов:
1) о субъектах, которые могут быть банкротами;
2) о разновидностях банкротства по критерию способа осуществления ликвидации (новый Закон не регулирует добровольное банкротство);
3) об очередности удовлетворения требований кредиторов и о применении при этом принципов соразмерности и пропорциональности.
Следует отметить, что не все негативные факты, обнаруживающиеся при применении законодательства о банкротстве, являются следствием его несовершенства. Истинными причинами его неэффективности часто являются недостатки в организации применения этих актов. Анализ действующих подзаконных актов по вопросам несостоятельности (банкротства), в том числе изданных Правительством Российской Федерации, свидетельствует о том, что пересмотр указанных нормативных актов, а также некоторые другие организационные меры могли бы способствовать устранению многих негативных явлений в практике применения законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Что касается практического применения нового закона о несостоятельности, то следует отметить, что теперь в суде нет случаев внезапного возбуждения процедур банкротства.
Одной из самых болевых точек применения бывшего закона о банкротстве являлось именно то, что процедура банкротства начиналась внезапно, неожиданно: для должника неожиданно, особенно неожиданно для собственников, учредителей и акционеров, что на наш взгляд нарушало их права и в то же время вносило некие разногласия в правильность применения законодательства. Поэтому в новом законе это невозможно. Теперь процедуру банкротства возможно начать, когда задолженность подтверждена не просто решением суда, вступившего в законную силу. Должен быть выдан исполнительный лист. Этот исполнительный лист должен быть направлен судебному приставу и должнику и только через 30 дней после этого коммерческий кредитор либо уполномоченный орган по делам по денежным обязательствам перед государством может инициировать процедуру банкротства.
Что касается уполномоченного органа, он может инициировать процедуру банкротства при отсутствии решения суда; но необходимо, чтобы было вынесено постановление соответствующим налоговым или таможенным органом о наложении ареста на имущество должника. Это постановление должно быть направлено судебному приставу, и через 30 дней можно возбуждать дело о банкротстве.
Таким образом, нет неожиданных процедур банкротства, нет внезапных заказных процедур банкротства, потому что основное намерение заказных банкротств состояло именно во внезапности и, скажем, получении за счет этого многочисленных преимуществ.
Кроме того, практика применения покажет нам, где еще есть возможность использовать процедуру банкротства в качестве заказных процедур, с целью злоупотребления правом, с целью нарушения прав иных участников дела о банкротстве. И в последующем, естественно, эта практика будет обобщена, и итоги ее, вполне возможно, будут использоваться при внесении изменений в закон.
Следует отметить, что предотвращению массовых банкротств работающих предприятий могло бы служить широкое применение предусмотренных законом о банкротстве положений о мировом соглашении, заключаемом должником (арбитражным управляющим) и кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Однако в настоящее время отсутствуют необходимые условия, которые стимулировали бы участников дела о банкротстве к заключению мирового соглашения. Так, в соответствии со статьей 120 закона о банкротстве требования о взыскании задолженности должника по платежам в бюджет и внебюджетные фонды не являются предметом мирового соглашения и могут быть предъявлены в полном объеме непосредственно после заключения такого соглашения и прекращения производства по делу о банкротстве. Предъявление же таких требований государством в лице налоговых и иных уполномоченных органов в ряде случаев приводит к тому, что заключение мирового соглашения теряет практический смысл.
Анализ судебно-арбитражной практики приводит к выводу и о том, что дела о банкротстве должников, в том числе крупных социально значимых промышленных предприятий и организаций, часто возбуждаются по заявлениям кредиторов, даже не попытавшихся получить задолженность за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги в обычном порядке. Принимая во внимание указанное обстоятельство, некоторые арбитражные суды в подобных случаях отказывают кредиторам в принятии заявления о признании должника банкротом, правомерно расценивая их действия как злоупотребление правом5.
- Общественные финансы и государственный финансовый менеджмент
- Финансы как стоимостная категория.
- Сущность и развитие финансов.
- Признаки финансов.
- Функции и роль финансов в перераспределении валового национального продукта.
- Финансовые ресурсы: их источники и структура.
- Финансовый баланс государства.
- Финансовая система государства, ее сущность, значение и звенья.
- Государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств, государственный кредит, страховые фонды.
- Финансовая политика, ее сущность и составные компоненты.
- Органы управления финансами в Российской Федерации и их функции.
- Объекты и субъекты управления финансами.
- Функциональные элементы управления финансами.
- Финансовый контроль как важнейшая функция управления финансами.
- Воздействие финансов на социально-экономическое развитие государства.
- Финансовое управление на макро- и микроуровнях.
- Роль финансов в международных экономических отношениях.
- Бюджет государства, его социально-экономическая сущность, роль в социально-экономическом развитии государства.
- Бюджетная система страны, ее виды и участники.
- Принципы бюджетной системы государства.
- Бюджетная политика государства. Основные направления бюджетной политики рф в 2011–2013 годах
- Доходы бюджета, их классификация, разграничение по уровням бюджетной системы.
- Расходы бюджета, их классификация, распределение расходных полномочий между уровнями власти.
- Бюджетная классификация.
- Сбалансированность бюджета, дефицит и профицит бюджета.
- Государственный и муниципальный долг, его классификация, инструменты управления.
- Государственный кредит, его сущность и классификация.
- Государственные ценные бумаги.
- Межбюджетные отношения, вертикальное и горизонтальное, выравнивание.
- Бюджетный федерализм.
- Бюджетный процесс и его основные этапы.
- Казначейская система исполнения бюджета.
- Налоговая система государства.
- Налоги, их экономическая сущность, функции и классификация.
- Концепции, принципы и методы налогообложения.
- Организация налоговой системы государства и структура налогов по уровням управления: федеральные, региональные и местные налоги.
- Основные налоги и сборы в Российской Федерации.
- Прямые и косвенные налоги.
- Механизмы налогообложения субъектов предпринимательской деятельности.
- Налоговая политика и налоговое регулирование государства.
- Налоговое администрирование: цели и методы.
- Формы и методы налогового контроля.
- Бюджетные и внебюджетные фонды государства.
- Государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд рф, Фонд обязательного медицинского страхования рф, Фонд социального страхования рф.
- Бюджетные системы развитых стран.
- Бюджетное устройство унитарных государств
- Бюджетное устройство федеративных государств
- Основные принципы межбюджетных отношений в России
- Реформы межбюджетных отношений в России в 2000-х гг. Этапы и содержание реформ
- Положение бюджетов регионального уровня
- Положение бюджетов муниципального уровня
- Региональные и муниципальные бюджеты рф в период кризиса
- Бюджетирование, ориентированное на результат
- Цели внедрения механизмов бор в субъектах рф и муниципальных образованиях
- Ключевые моменты выбора схемы автоматизации бор
- Состав и функциональные возможности
- Методология внедрения и сопровождения автоматизации бор
- Методологическое обеспечение автоматизации механизмов бор включает в себя:
- Содержание дронДов
- Целеполагание
- Выбор показателей и определение результата
- Распределение доходов
- Текущая ситуация
- Базовые теоретические концепции финансового менеджмента
- Межвременное распределение ресурсов.
- Бюджетная линия.
- Экономическая сущность процентной ставки и ее влияние на бюджетную линию.
- Сбережения, капитал и инвестиции.
- Теорема разделения Фишера.
- Предельная доходность инвестиций и предельные издержки по привлечению капитала.
- Критерии экономической эффективности инвестиций: чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности.
- Теория агентских отношений и основы корпоративного управления (Corporate Governance).
- Предпринимательская деятельность как процесс создания стоимости.
- Владельцы (shareholders) и заинтересованные участники (stakeholders) корпораций.
- Ограниченная ответственность и акционерный капитал.
- Максимизация стоимости как главная цель корпоративного управления.
- Агентские издержки: формы их осуществления и источники финансирования.
- Принципы построения финансовой отчетности корпораций.
- Финансовый менеджмент в системе управления корпорацией.
- Основные задачи финансовой службы корпорации.
- Казначейская и контрольная функции финансового подразделения. Функции и подразделения фэс компании
- Место финансового директора (cfo) в управленческой иерархии.
- Взаимодействие финансовой службы с другими структурными подразделениями корпорации.
- Финансовое окружение предприятия.
- Отраслевые особенности и их влияние на организацию финансов предприятий и отраслей народного хозяйства.
- Финансы общественных организаций и благотворительных фондов
- Доходность и риск.
- Экономическая сущность и виды доходности.
- Текущая доходность и доходность от прироста стоимости.
- Полная доходность за период владения (доходность к погашению).
- Способы расчета средней доходности за период времени.
- Фактическая доходность портфеля.
- 78. Доходность и инфляция.
- 79. Способы расчета доходности отдельных финансовых инструментов.
- Определение риска в финансах и способы его измерения.
- Концепция премии за риск.
- Диверсификация как один из способов снижения рисков.
- Соотношение ожидаемой доходности и риска портфеля.
- Эффективность портфеля и способы ее измерения.
- Определение уровня риска портфеля.
- Оценка вероятности и влияния риска (качественный анализ)
- Количественный анализ риска
- Статистические методы
- Аналитические методы
- Метод экспертных оценок
- Метод аналогов
- Склонность инвесторов к риску и их кривые безразличия.
- Теория структуры капитала.
- Структура капитала и финансовый леверидж.
- Фактическая, маржинальная и целевая структура капитала.
- Способы оценки капитала по рыночной и по балансовой стоимости.
- Сущность и виды денежных потоков.
- Свободный денежный поток, денежные потоки акционерам, кредиторам и всем инвесторам.
- Налоговая защита по уплаченным процентам.
- Приростные денежные потоки.
- Альтернативные издержки.
- Переменные и постоянные расходы.
- Особенности приростных денежных потоков при обосновании краткосрочных управленческих решений.
- Методика маржинального анализа.
- Операционный леверидж как измеритель систематического риска.
- Расчет учетной (фундаментальной) беты.
- Структура капитала и виды денежных потоков.
- Сущность и виды инвестиций.
- Содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.
- Общая финансовая схема реализации проекта.
- Прогнозирование приростных денежных потоков по проекту.
- Влияние амортизационных отчислений на приростные денежные потоки по проекту.
- Расчет основных показателей экономической эффективности инвестиций.
- Систематический и индивидуальные операционные риски проектов.
- Операционные риски проекта и обоснование выбора ставки дисконтирования денежных потоков.
- Анализ чувствительности.
- Сценарный анализ.
- Анализ операционных рисков проекта по методу Монте-Карло.
- Основные источники собственного капитала для частных компаний.
- Краткосрочные источники
- Долгосрочные источники
- Содержание собственных источников финансирования предприятия
- Особенности венчурного финансирования и роль хеджевых фондов.
- Первичное размещение акций на фондовой бирже.
- Организация дополнительных эмиссий обыкновенных акций.
- Сезонные предложения акций.
- Особенности привлечения гибридного финансирования (привилегированные акции).
- Основные формы привлечения заемного капитала.
- Финансовое планирование.
- Информационный блок
- Стратегическое финансовое управление, ориентированное на стоимость.
- 1.1 Сущность и необходимость управления, ориентированного на стоимость
- 1.2 Концепция системы управления, ориентированного на стоимость
- Экономическая добавленная стоимость (eva).
- Система сбалансированных показателей (bsc).
- Оценка работы компании фондовым рынком: p/e, m/b, отраслевые индикаторы.
- Расчёт коэффициента цена/прибыль
- Применение
- Методика определения фондовых индексов
- Методы расчета фондовых индексов
- Корректировка индексов
- Основные фондовые индексы.
- Франция
- Германия
- Великобритания
- Мексика
- Гонконг
- Использование модели компании Дюпон в разработке стратегии развития предприятия.
- Планирование темпов устойчивого роста.
- Собственный оборотный капитал.
- Операционный и финансовый циклы.
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
- Оптимизация уровня запасов.
- Управление денежными средствами и ликвидностью.
- Прогнозирование основных финансовых пропорций по методу процентной зависимости.
- Разработка годового бюджета предприятия.
- Оперативный финансовый контроль.
- Основные формы и способы объединения компаний.
- Главные мотивы слияний и поглощений: вертикальная интеграция, экономия на масштабах производства, диверсификация, улучшение финансовых показателей.
- Три типа
- Вертикальная интеграция назад
- Вертикальная интеграция вперёд
- Сбалансированная вертикальная интеграция
- Реакция рынка на информацию о готовящихся слияниях и поглощениях.
- Порядок осуществления сделок по слияниям и поглощениям.
- Особенности стоимостной оценки объектов сделок по слияниям и поглощения.
- Антикризисное управление.
- Признаки возникновения кризисной ситуации и способы ее выявления и прогнозирования.
- Банкротство и финансовая реструктуризация.
- Правовая, экономическая и финансовая сущность банкротства.
- Процедуры банкротства
- Проблемы российского законодательства о банкротстве.
- Способы и процедуры ликвидации предприятий. Понятие ликвидации юридического лица
- Виды ликвидации юридического лица
- Принудительная ликвидация юридического лица
- Добровольная ликвидация юридического лица
- Принятие решения о ликвидации юридического лица
- Ликвидационная комиссия
- Официальное объявление о ликвидации юридического лица
- Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости
- Уведомление каждого кредитора лично
- Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов
- Выявление дебиторской задолженности
- Составление промежуточного ликвидационного баланса
- Инвентаризация
- Погашение требований кредиторов. Очередность
- Составление ликвидационного баланса
- Основные группы заинтересованных сторон в процессе банкротства: собственники, кредиторы, менеджмент, персонал, государство.
- Финансовая реструктуризация предприятия.
- 150. Понятие денег, их происхождение, необходимость и предпосылки возникновения и применения денег, эволюция денег.
- 151. Сущность и функции денег как меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа.
- Свойства денег.
- Роль и развитие категорий «деньги» в условиях рыночной экономики.
- Особенности функции «мировые деньги» в современных условиях.
- Денежная система государства, ее основные элементы, типы и функции.
- Генезис развития денежной системы страны.
- Денежная система Российской Федерации.
- Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения.
- Эмиссия денег и организация эмиссионных обращений.
- Денежное обращение и его виды, структура.
- Наличноденежный оборот и денежное обращение.
- Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов.
- Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
- Денежная масса и скорость обращения денег.
- Денежные агрегаты.
- Сущность инфляции, классификация типов инфляции.
- Воздействие инфляции на экономику государства, методы ее регулирования.
- 1. Косвенные методы.
- Методы стабилизации валют.
- Денежные реформы и методы их проведения.
- Денежно-кредитная политика государства.
- Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
- Денежная система России.
- Конвертабельность национальных денег, валютный курс, международные расчетные операции.
- 1. Текущие вал. Операции:
- 2. Валютные операции, связ. С движением капитала:
- Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция.
- Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
- Кредит, его необходимость, сущность и функции.
- Формы и виды кредита.
- Кредит в международных экономических отношениях.
- Рынок ссудных капиталов, его сущность и источники.
- Кредитная и банковская система государства и их основные элементы.
- Ссудный процент и его экономическая роль.
- Основы формирования уровня ссудного процента.
- Границы ссудного проценты и источники его уплаты.
- Операции наращения и дисконтирования.
- Типы банковских систем.
- Виды банков.
- Центральные банки государства и основы их деятельности.
- Функции центральных банков.
- Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги).
- 1. Собственные средства - акционерный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.
- 3. Эмитированные средства банков - есть средства клиентуры, вложенные в ценные бумаги банка (в облигации и векселя).
- Международные финансовые и кредитные институты.
- Финансовый рынок и страхование.
- Теория оценки активов (capm)
- Расчёт коэффициента
- Страхование Экономическая сущность и функции страхования
- Организация страхования Принципы организации страхового дела
- Организационно-правовые формы страхования
- Меры государственного регулирования страховой деятельности
- Классификация страхования Направления, отрасли, подотрасли и виды страхования
- Формы страхования
- Обязательное страхование
- Добровольное страхование
- Правовые основы страховых отношений
- I ступень — Общее гражданское право
- II ступень — Cпециальное законодательство по страховому делу
- III ступень — прочие нормативные акты
- Экономико-финансовые основы страхования