Формы и методы налогового контроля.
Налоговый контроль осуществляется налоговыми организациями в различных формах:
- налоговая проверка, включая проверку данных учета и отчетности.
- постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах.
- получение различного рода объяснений налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, кроме того, он может осуществляться в виде осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Контроль налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогов начинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.
Постановка на учет в налоговых органах осуществляется налогоплательщиками — юридическими лицами по месту нахождения организации или по месту нахождения ее обособленных подразделений; налогоплательщиками — физическими лицами, занимающимися предпринимательством без образования юридического лица, — по месту их жительства, а также по месту нахождения принадлежащего организациям и физическим лицам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Налоговый кодекс устанавливает, что налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Налогоплательщики обязаны подать заявление о постановке на учет в течение 10 дней после их государственной регистрации. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в соответствующий орган в течение 20 дней со дня его регистрации.
Налоговый кодекс обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков.
Постановка налогоплательщика на налоговый учет должна быть осуществлена в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов и в этот же срок ему выдается соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ , и на всей территории Р Ф идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента идентификационный номер налогоплательщика указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также указывается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.
Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками причитающихся налогов является налоговая проверка.
Налоговое законодательство установило два вида проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные.
Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, выездная проверка не может быть осуществлена в отношении налогоплательщика — физического лица, если только он не занимается предпринимательской деятельностью.
Налоговый кодекс четко ограничил период проведения налоговой проверки. Ею могут быть охвачены не более трех календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки.
Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Это в налоговой практике называется встречной проверкой.
Сущность камеральной проверки состоит в том, что она проводится по месту нахождения налогового органа. В данном случае налоговые органы проверяют налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиками, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
Для проведения камеральной проверки должностным лицам налоговых органов не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа; она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, связанных с налогообложением.
В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в этих документах, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок.
Выездная налоговая проверка осуществляется должностными лицами налоговых органов непосредственно на месте нахождения налогоплательщика на основе данных бухгалтерского и налогового учета, осуществляемого налогоплательщиком. В отличие от камеральной выездная налоговая проверка должна проводиться только на основании соответствующего письменного решения руководителя налогового органа.
Согласно Кодексу налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Одновременно с этим оговорено, что при проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. При этом налоговые органы имеют право проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
Независимо от времени проведения предыдущей проверки повторная проверка может проводиться лишь в двух случаях: в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика и вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводящего предыдущую проверку. Во втором случае повторная выездная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом исключительно на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением установленных законом требований.
В ходе выездной налоговой проверки может быть при необходимости проведена инвентаризация имущества налогоплательщика. Должностные лица налоговых органов могут также осматривать или обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода или связанные с содержанием объектов налогообложения.
Если в ходе проверки у налоговых инспекторов появятся достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, то такие документы изымаются по акту, в котором должно быть дано обоснование необходимости изъятия документов и приведен их перечень. Иногда во время выездной проверки составляется протокол осуществления отдельных действий. В нем должны быть зафиксированы все выявленные при производстве указанных действий существенные для дела факты и обстоятельства.
По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который подписывается этими лицами и руководителями проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем.
В таком акте указываются документально подтверждаемые факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Подготовленный и подписанный проверяющими и проверяемыми акт налоговой проверки, а также документы, изъятые у налогоплательщика, рассматриваются руководителем налогового органа вместе с документами и материалами, предоставленными налогоплательщиком, а также со всеми имеющимися возражениями, объяснениями и замечаниями.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит соответствующее решение, которое состоит в следующем.
Во-первых, налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Второй вариант решения может состоять в отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
И наконец, в-третьих, руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае принятия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа обязан изложить обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, на основе каких документов, и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих документов, а также четко изложить решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры.
Только после принятия мотивированного решения налогоплательщику может быть направлено требование об уплате недоимки по налогу и пени.
Принципиально новое во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков это введенная в Налоговом кодексе норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщика штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
При этом до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Обращение в суд производится налоговым органом только в случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или же пропустил установленный в требовании срок уплаты штрафной санкции.
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается налоговым органом в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции.
К исковому заявлению в обязательном порядке должны быть приложены решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Общественные финансы и государственный финансовый менеджмент
- Финансы как стоимостная категория.
- Сущность и развитие финансов.
- Признаки финансов.
- Функции и роль финансов в перераспределении валового национального продукта.
- Финансовые ресурсы: их источники и структура.
- Финансовый баланс государства.
- Финансовая система государства, ее сущность, значение и звенья.
- Государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств, государственный кредит, страховые фонды.
- Финансовая политика, ее сущность и составные компоненты.
- Органы управления финансами в Российской Федерации и их функции.
- Объекты и субъекты управления финансами.
- Функциональные элементы управления финансами.
- Финансовый контроль как важнейшая функция управления финансами.
- Воздействие финансов на социально-экономическое развитие государства.
- Финансовое управление на макро- и микроуровнях.
- Роль финансов в международных экономических отношениях.
- Бюджет государства, его социально-экономическая сущность, роль в социально-экономическом развитии государства.
- Бюджетная система страны, ее виды и участники.
- Принципы бюджетной системы государства.
- Бюджетная политика государства. Основные направления бюджетной политики рф в 2011–2013 годах
- Доходы бюджета, их классификация, разграничение по уровням бюджетной системы.
- Расходы бюджета, их классификация, распределение расходных полномочий между уровнями власти.
- Бюджетная классификация.
- Сбалансированность бюджета, дефицит и профицит бюджета.
- Государственный и муниципальный долг, его классификация, инструменты управления.
- Государственный кредит, его сущность и классификация.
- Государственные ценные бумаги.
- Межбюджетные отношения, вертикальное и горизонтальное, выравнивание.
- Бюджетный федерализм.
- Бюджетный процесс и его основные этапы.
- Казначейская система исполнения бюджета.
- Налоговая система государства.
- Налоги, их экономическая сущность, функции и классификация.
- Концепции, принципы и методы налогообложения.
- Организация налоговой системы государства и структура налогов по уровням управления: федеральные, региональные и местные налоги.
- Основные налоги и сборы в Российской Федерации.
- Прямые и косвенные налоги.
- Механизмы налогообложения субъектов предпринимательской деятельности.
- Налоговая политика и налоговое регулирование государства.
- Налоговое администрирование: цели и методы.
- Формы и методы налогового контроля.
- Бюджетные и внебюджетные фонды государства.
- Государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд рф, Фонд обязательного медицинского страхования рф, Фонд социального страхования рф.
- Бюджетные системы развитых стран.
- Бюджетное устройство унитарных государств
- Бюджетное устройство федеративных государств
- Основные принципы межбюджетных отношений в России
- Реформы межбюджетных отношений в России в 2000-х гг. Этапы и содержание реформ
- Положение бюджетов регионального уровня
- Положение бюджетов муниципального уровня
- Региональные и муниципальные бюджеты рф в период кризиса
- Бюджетирование, ориентированное на результат
- Цели внедрения механизмов бор в субъектах рф и муниципальных образованиях
- Ключевые моменты выбора схемы автоматизации бор
- Состав и функциональные возможности
- Методология внедрения и сопровождения автоматизации бор
- Методологическое обеспечение автоматизации механизмов бор включает в себя:
- Содержание дронДов
- Целеполагание
- Выбор показателей и определение результата
- Распределение доходов
- Текущая ситуация
- Базовые теоретические концепции финансового менеджмента
- Межвременное распределение ресурсов.
- Бюджетная линия.
- Экономическая сущность процентной ставки и ее влияние на бюджетную линию.
- Сбережения, капитал и инвестиции.
- Теорема разделения Фишера.
- Предельная доходность инвестиций и предельные издержки по привлечению капитала.
- Критерии экономической эффективности инвестиций: чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности.
- Теория агентских отношений и основы корпоративного управления (Corporate Governance).
- Предпринимательская деятельность как процесс создания стоимости.
- Владельцы (shareholders) и заинтересованные участники (stakeholders) корпораций.
- Ограниченная ответственность и акционерный капитал.
- Максимизация стоимости как главная цель корпоративного управления.
- Агентские издержки: формы их осуществления и источники финансирования.
- Принципы построения финансовой отчетности корпораций.
- Финансовый менеджмент в системе управления корпорацией.
- Основные задачи финансовой службы корпорации.
- Казначейская и контрольная функции финансового подразделения. Функции и подразделения фэс компании
- Место финансового директора (cfo) в управленческой иерархии.
- Взаимодействие финансовой службы с другими структурными подразделениями корпорации.
- Финансовое окружение предприятия.
- Отраслевые особенности и их влияние на организацию финансов предприятий и отраслей народного хозяйства.
- Финансы общественных организаций и благотворительных фондов
- Доходность и риск.
- Экономическая сущность и виды доходности.
- Текущая доходность и доходность от прироста стоимости.
- Полная доходность за период владения (доходность к погашению).
- Способы расчета средней доходности за период времени.
- Фактическая доходность портфеля.
- 78. Доходность и инфляция.
- 79. Способы расчета доходности отдельных финансовых инструментов.
- Определение риска в финансах и способы его измерения.
- Концепция премии за риск.
- Диверсификация как один из способов снижения рисков.
- Соотношение ожидаемой доходности и риска портфеля.
- Эффективность портфеля и способы ее измерения.
- Определение уровня риска портфеля.
- Оценка вероятности и влияния риска (качественный анализ)
- Количественный анализ риска
- Статистические методы
- Аналитические методы
- Метод экспертных оценок
- Метод аналогов
- Склонность инвесторов к риску и их кривые безразличия.
- Теория структуры капитала.
- Структура капитала и финансовый леверидж.
- Фактическая, маржинальная и целевая структура капитала.
- Способы оценки капитала по рыночной и по балансовой стоимости.
- Сущность и виды денежных потоков.
- Свободный денежный поток, денежные потоки акционерам, кредиторам и всем инвесторам.
- Налоговая защита по уплаченным процентам.
- Приростные денежные потоки.
- Альтернативные издержки.
- Переменные и постоянные расходы.
- Особенности приростных денежных потоков при обосновании краткосрочных управленческих решений.
- Методика маржинального анализа.
- Операционный леверидж как измеритель систематического риска.
- Расчет учетной (фундаментальной) беты.
- Структура капитала и виды денежных потоков.
- Сущность и виды инвестиций.
- Содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.
- Общая финансовая схема реализации проекта.
- Прогнозирование приростных денежных потоков по проекту.
- Влияние амортизационных отчислений на приростные денежные потоки по проекту.
- Расчет основных показателей экономической эффективности инвестиций.
- Систематический и индивидуальные операционные риски проектов.
- Операционные риски проекта и обоснование выбора ставки дисконтирования денежных потоков.
- Анализ чувствительности.
- Сценарный анализ.
- Анализ операционных рисков проекта по методу Монте-Карло.
- Основные источники собственного капитала для частных компаний.
- Краткосрочные источники
- Долгосрочные источники
- Содержание собственных источников финансирования предприятия
- Особенности венчурного финансирования и роль хеджевых фондов.
- Первичное размещение акций на фондовой бирже.
- Организация дополнительных эмиссий обыкновенных акций.
- Сезонные предложения акций.
- Особенности привлечения гибридного финансирования (привилегированные акции).
- Основные формы привлечения заемного капитала.
- Финансовое планирование.
- Информационный блок
- Стратегическое финансовое управление, ориентированное на стоимость.
- 1.1 Сущность и необходимость управления, ориентированного на стоимость
- 1.2 Концепция системы управления, ориентированного на стоимость
- Экономическая добавленная стоимость (eva).
- Система сбалансированных показателей (bsc).
- Оценка работы компании фондовым рынком: p/e, m/b, отраслевые индикаторы.
- Расчёт коэффициента цена/прибыль
- Применение
- Методика определения фондовых индексов
- Методы расчета фондовых индексов
- Корректировка индексов
- Основные фондовые индексы.
- Франция
- Германия
- Великобритания
- Мексика
- Гонконг
- Использование модели компании Дюпон в разработке стратегии развития предприятия.
- Планирование темпов устойчивого роста.
- Собственный оборотный капитал.
- Операционный и финансовый циклы.
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
- Оптимизация уровня запасов.
- Управление денежными средствами и ликвидностью.
- Прогнозирование основных финансовых пропорций по методу процентной зависимости.
- Разработка годового бюджета предприятия.
- Оперативный финансовый контроль.
- Основные формы и способы объединения компаний.
- Главные мотивы слияний и поглощений: вертикальная интеграция, экономия на масштабах производства, диверсификация, улучшение финансовых показателей.
- Три типа
- Вертикальная интеграция назад
- Вертикальная интеграция вперёд
- Сбалансированная вертикальная интеграция
- Реакция рынка на информацию о готовящихся слияниях и поглощениях.
- Порядок осуществления сделок по слияниям и поглощениям.
- Особенности стоимостной оценки объектов сделок по слияниям и поглощения.
- Антикризисное управление.
- Признаки возникновения кризисной ситуации и способы ее выявления и прогнозирования.
- Банкротство и финансовая реструктуризация.
- Правовая, экономическая и финансовая сущность банкротства.
- Процедуры банкротства
- Проблемы российского законодательства о банкротстве.
- Способы и процедуры ликвидации предприятий. Понятие ликвидации юридического лица
- Виды ликвидации юридического лица
- Принудительная ликвидация юридического лица
- Добровольная ликвидация юридического лица
- Принятие решения о ликвидации юридического лица
- Ликвидационная комиссия
- Официальное объявление о ликвидации юридического лица
- Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости
- Уведомление каждого кредитора лично
- Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов
- Выявление дебиторской задолженности
- Составление промежуточного ликвидационного баланса
- Инвентаризация
- Погашение требований кредиторов. Очередность
- Составление ликвидационного баланса
- Основные группы заинтересованных сторон в процессе банкротства: собственники, кредиторы, менеджмент, персонал, государство.
- Финансовая реструктуризация предприятия.
- 150. Понятие денег, их происхождение, необходимость и предпосылки возникновения и применения денег, эволюция денег.
- 151. Сущность и функции денег как меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа.
- Свойства денег.
- Роль и развитие категорий «деньги» в условиях рыночной экономики.
- Особенности функции «мировые деньги» в современных условиях.
- Денежная система государства, ее основные элементы, типы и функции.
- Генезис развития денежной системы страны.
- Денежная система Российской Федерации.
- Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения.
- Эмиссия денег и организация эмиссионных обращений.
- Денежное обращение и его виды, структура.
- Наличноденежный оборот и денежное обращение.
- Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов.
- Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
- Денежная масса и скорость обращения денег.
- Денежные агрегаты.
- Сущность инфляции, классификация типов инфляции.
- Воздействие инфляции на экономику государства, методы ее регулирования.
- 1. Косвенные методы.
- Методы стабилизации валют.
- Денежные реформы и методы их проведения.
- Денежно-кредитная политика государства.
- Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
- Денежная система России.
- Конвертабельность национальных денег, валютный курс, международные расчетные операции.
- 1. Текущие вал. Операции:
- 2. Валютные операции, связ. С движением капитала:
- Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция.
- Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
- Кредит, его необходимость, сущность и функции.
- Формы и виды кредита.
- Кредит в международных экономических отношениях.
- Рынок ссудных капиталов, его сущность и источники.
- Кредитная и банковская система государства и их основные элементы.
- Ссудный процент и его экономическая роль.
- Основы формирования уровня ссудного процента.
- Границы ссудного проценты и источники его уплаты.
- Операции наращения и дисконтирования.
- Типы банковских систем.
- Виды банков.
- Центральные банки государства и основы их деятельности.
- Функции центральных банков.
- Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги).
- 1. Собственные средства - акционерный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.
- 3. Эмитированные средства банков - есть средства клиентуры, вложенные в ценные бумаги банка (в облигации и векселя).
- Международные финансовые и кредитные институты.
- Финансовый рынок и страхование.
- Теория оценки активов (capm)
- Расчёт коэффициента
- Страхование Экономическая сущность и функции страхования
- Организация страхования Принципы организации страхового дела
- Организационно-правовые формы страхования
- Меры государственного регулирования страховой деятельности
- Классификация страхования Направления, отрасли, подотрасли и виды страхования
- Формы страхования
- Обязательное страхование
- Добровольное страхование
- Правовые основы страховых отношений
- I ступень — Общее гражданское право
- II ступень — Cпециальное законодательство по страховому делу
- III ступень — прочие нормативные акты
- Экономико-финансовые основы страхования