logo search
OTVETY_k_gosam_novye(1)

Бюджет государства, его социально-экономическая сущность, роль в социально-экономическом развитии государства.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - парламентом. Он является важнейшим звеном финансовой системы страны.

Основные функции бюджета - перераспределение национального дохода и ВВП. - государственное регулирование и стимулирование экономики. - контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств. - финансовое обеспечение социальной политики. - обеспечение государственного федерализма.

Федеральный бюджет - основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Распределение национального дохода осуществляется через налоговые и неналоговые доходы бюджета. Посредством расходов и налогов через бюджет происходит регулирование и стимулирование экономических процессов, рыночных преобразований. В процессе планирования и исполнения бюджета обеспечивается государственный федерализм РФ, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью федерального центра, субъектов РФ и субъектов хозяйствования.

Признаки бюджета: - денежную форму отношений (опосредуется движение финансовых ресурсов); - ограничения сферы действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом и др.); - участниками отношений, с одной стороны, всегда являются государство, субъекты Федерации и местные органы самоуправления, а с другой стороны - предприятия, учреждения и население. Все регламентируется соответствующим законодательством; - безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования (за исключением представления бюджетных ссуд); - исторический характер возникновения совместно с государством и объективную форму функционирования совместно с развитием товарно-денежных отношений.

Бюджет, как основной инструмент первичного распределения и последующего перераспределения национального дохода, является важнейшим рычагом рыночных преобразований.

Основной проблемой при этом является соотношение финансовых ресурсов (вновь созданной стоимости), оставляемых в первичных рыночных секторах экономики (хозяйствующих субъектов) и централизуемых в бюджете. Излишняя централизация средств сдерживает возможности хозяйствующих субъектов в своем развитии. Недополучение средств в централизованные фонды (бюджеты) государства, субъектов РФ и муниципалитетов снижает возможности властных структур проводить полноценную социально-экономическую политику. Поэтому требуется постоянный поиск оптимальных пропорций централизации и децентрализации финансовых ресурсов. Рыночные преобразования требуют сокращения степени централизации ресурсов.