logo search
ГОСОЧКИ

1. Анализ спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения спрос и предложение

Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

Кривая спроса кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент вре­мени.

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свиде­тельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

QD = a – b P.

Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется на­клон кривой.

Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сфор­мулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышает­ся (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Кон­фигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической тео­рии эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект доходапоказывает, как изменяется реальный доход потребите­ля и его спрос при изменении цен на товары, т.е. при понижении цены товара расширяется объем спроса на другие товары.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на товар при неизменном уровне цен на другие товары озна­чает его относительное удешевление.

Функция спроса – функ­ция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Важнейшим из этих факторов явля­ется цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса.

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) уве­личение (или сокращение) доходов потребителя; 2) изменение вку­сов и предпочтений; 3) ценовые и дефицитные ожидания; 4) коле­бание расходов на рекламу; 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров; 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Т.о., QD = f (Р, I, Z, W, PSUB, PCOM, N, В),

где: I – доход; Z – вкусы; W – ожидания; PSUB – цена на товары-субституты; PCOM – цена на комплементарные товары; N – количество покупателей; В – прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

Предложение – количество (объем) благ, предлагае­мых для продажи на рынке в определенный момент или пе­риод.

Кривая предложения – кривая, которая показывает, какое количество экономического бла­га готовы продать производители по разным ценам в данный мо­мент времени.

QS = a + b P.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого про­дукта называется законом предложения.

Изображенная кривая S характеризует уро­вень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложе­ние влияют и другие факторы.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Как мы уже выяс­нили, важнейшим из них является цена на единицу блага в дан­ный момент времени. Изменение цены означает движение по кри­вой предложения.

В действительности на предло­жение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (ресурсов); 2) техноло­гия; 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной эко­номики; 4) размер налогов и субсидий; 5) количество продавцов и др.

Т.о., QS = f (P, PR, К, Т, N, В),

где: PR – цены ресурсов; К – характер применяемой технологии; Т – налоги и субсидии; N – количество продавцов; В – прочие факторы.

Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определя­ющих функцию предложения.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

То, в какой мере объем спроса на рынке возрастает при снижении цены или сокращается при повышении цены, характеризует степень эластичности спроса в зависимости от цены. Коэффициент элас­тичности спроса в зависимости от цены представляет собой отно­шение изменения спроса к вызвавшему его изменению цены:

.

Совершенно эластичный спрос – горизонтальная линия.

Совершенно неэластичный спрос – вертикальная линия.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на один процент.

На степень эластичности спроса влияет целый ряд факторов: наличие товаров-субститутов (т. е. взаимозаменяемых товаров); размер дохода потребителя; качество товара; удельный вес товара в бюджете потребителя; является ли товар предметом роскоши или предме­том первой необходимости, ожидания потребителя и т. д.

Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется перекрестной эластичностью. Коэффициент перекрест­ной эластичности спроса представляет собой отношение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товар j:

.

При изменении доходов спрос на товары изменяется по-разному. В связи с этим мы гово­рим об эластичности спроса в зависимости от дохода:

.

Эластич­ность предложения – это показатель относительного изменения предлага­емого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Вусловиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют равенству объемов спроса и объемов предложения. В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса, а объем пред­ложения не соответствовать объему спроса.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики. Точка равновесия обозначается Е.

В точке равновесия: PE = PS = PD,

где: PE – равновесная цена; PS – цена предложения; РD – цена спроса.

Это означает, что QE = QS = QD,

где: QE – равновесный объем; QS – объем предложения; QD – объем спроса.

Равновесная цена – цена, уравновеши­вающая спрос и предложение в результате действия конкурент­ных сил.

Поскольку цена равновесия обычно ниже макси­мально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (вы­игрыша) потребителя графически можно изо­бразить через площадьPmaxEPE. В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.

Если Е – точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РE, а объем проданного товара равен QE. Следовательно, совокупная (общая) выручка равна TR = PE QE. Совокупные издержки (затраты) произво­дителей равны площади фигуры minEQE.

Р

Излишек производителя

азница между общей выручкойPE  QE (площадью прямо­угольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQE) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь РEЕРmin).

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене Р1, то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложе­ния (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен: Р1 – Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реаги­руют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем са­мым способствует достижению равновесной цены.

Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный – моделью А. Маршалла.