logo
ГОСОЧКИ

10. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель ad–as совокупный спрос

Совокупный спрос – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство и заграница при различном уровне цен в стране.

AD = С + I + G + NХ,

где: С – потребление; I – инвестиции; G – государственные закупки; NХ – чистый экспорт (разность между экспортом и импортом).

На совокупный спрос оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Важнейшей детерминантой сово­купного спроса выступает цена.

Кривая совокупного спроса (AD) показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено при каж­дом возможном уровне цен.

Изменение объема совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD.

Согласно количественной теории денег:

M  V = P  Y.

Отсюда:

,

где: Р – уровень цен в экономике; Y – реальный объем дохо­да; М – количество денег в экономике; V – скорость обра­щения денег.

Кривая AD направлена вниз, так как рост цен (P) сокращает реальные запасы денежных средств (M/P). Следовательно, спрос на товары и услуги сокращается (Y). Этим объясняется обратная зависимость между величи­ной AD и уровнем цен (при условии, что предложение денег и скорость их обращения фиксированы).

Отрицательный наклон кривой AD объясняется тремя эффектами:

эффект процентной ставки (эффект Кейнса) выражает­ся в том, что с ростом цен растет спрос на деньги; при неиз­менном предложении денег растет ставка процента. Таким образом, сокращается объем инвестиций в экономику, а зна­чит, снижается и объем совокупного спроса:

;

эффект реальных кассовых остат­ков, или эффектом богатства (эффект Пигу) означает уменьшение богатства, вызванное ростом уровня цен, приводит к сокращению потреблена и, следова­тельно, совокупного спроса:

;

эффект импортных закупок заключается в том, что рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт приводит к сокращению экспорта. Следовательно, сокраща­ется совокупный спрос в национальной экономике:

Помимо вышеперечисленных ценовых факторов на сово­купный спрос оказывают влияние неценовые факторы, кото­рые вызывают изменение характера совокупного спроса.

Кнеценовым факторамAD относится все то, что влияет:

1) на потребительские расходы домохозяйств (бла­госостояние потребителей, их ожидания, изменения в подоходном налоге);

2) на инвестиционные расходы фирм (процентные ставки, субсидии, льготные кредиты инвесторам, на­логи на бизнес);

3) на государственные расходы (государственная по­литика);

4) на чистый экспорт (колебания валютных курсов, усло­вия на внешних рынках и т.д.).