11. Безработица и инфляция. Кривая Филлипса
Формы безработицы:
1. Фрикционная – связана с поиском работы. В состав этой безработицы включаются безработные ушедшие по собственному желанию, вернувшиеся после перерыва, впервые пришедшие, сезонные рабочие. Фрикционная (добровольная) безработица имеет краткосрочный характер.
2. Структурная – связана с технологическими сдвигами в производстве, приводящие к устарению части профессий. При структурной безработице наблюдается несоответствие профессионально-квалификационной структуры рабочих мест профессионально-квалификационной структуре работников.
3. Циклическая появляется в периоды циклического спада производства, а во время подъема рассасывается
u = uф + uс + uц
u* = uф + uс – естественный уровень безработицы (уровень безработицы при полной занятости).
NAIRU – уровень безработицы, стабилизирующий инфляцию.
Экономические и социальные последствия безработицы: происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях; происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения; теряется квалификация работников.
Закон Оукена: превышение фактического уровня безработицы над естественным уровнем безработицы на 1 % дает отставание фактического ВНП от потенциального на величину β:
,
где: Y – фактический ВНП; Y* – потенциальный ВНП; u – фактический уровень безработицы; u* –естественный уровень безработицы; – имперический коэффициент чувствительности ВНП к изменению циклической безработицы.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям: 1) трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке через биржи труда; 2) стимулирование образования гибкого рынка труда, суть которого – в более полном учете особенностей разных социальных групп (женщины, пенсионеры, молодежь); 3) правовое обеспечение трудовых отношений; 4) социальная защита пострадавших от безработицы людей.
Инфляция – процесс: 1) постоянного повышения уровня цен; 2) устойчивого обесценения денег; 3) систематического снижения покупательной способности.
Инфляция измеряется показателем темпа прироста общего уровня цен. Замедление темпов инфляции называется дезинфляция. Рост инфляции при спаде производства и увеличении безработицы приводит к стагфляции.
Инфляция имеет место, когда в экономике наблюдается: 1) избыток денежного предложения по сравнению с реальным спросом на деньги; 2) прирост денег (М) опережает прирост ВНП (Y) и не компенсируется спросом на деньги со стороны активов. В экономической теории существует две концепции развития инфляции: инфляция издержек и инфляция спроса.
Виды инфляции:
1. Подавленная (скрытая) – цены контролируются государством, поэтому при росте спроса на какой-либо товар цена не повышается и оказывается ниже равновесной. Возникает дефицит.
2. Открытая – превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен
Применяют несколько критериев:
1) темп роста цен: ползучая (умеренная) (до 10 % в год); галопирующая, (10-100% в год); гиперинфляция (100% и более);
2) степень расхождения роста цен по товарным группам: сбалансированная (цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными) и несбалансированная (цены различных товаров относительно друг друга меняются);
3) ожидаемость и предсказуемость инфляции: ожидаемая и неожидаемая.
Различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения.
При инфляции спроса равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Такая ситуация возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыток совокупного спроса, который толкает цены вверх.
Инфляция предложения называется также инфляцией издержек, т.к. она означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства. Они, в свою очередь, растут вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию.
Последствия инфляции:
«+»: умеренная инфляция полезна для экономики, т.к. рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.
«–»: ухудшается положение людей с фиксированным заработком, у которых ограничивается потребление и сокращаются сбережения; происходит скрытая государственная конфискация денег у населения; падает уровень предпринимательской деятельности и капитал покидает сферу производства, устремляясь в сферу обращения или за границу.
Антиинфляционные меры:
– адаптационные меры (приспособление) – индексация доходов и контроль за уровнем цен;
– ликвидационные меры – это стратегия активного снижения инфляции посредством экономического спада и роста безработицы. Издержки этого пути, как экономические, так и социальные – очень велики. Но результаты более эффективны, чем в адаптационной политике.
КРИВАЯ ФИЛЛИПСА
Как видно из графика, кривая Филлипса иллюстрирует альтернативную связь между темпом инфляции () и уровнем безработицы (u). При повышении темпа инфляции сокращается уровень безработицы, и наоборот. Например, точке А соответствуют темп инфляции 7% и уровень безработицы 2%, а в точке В уровню инфляции 2% соответствует более высокий уровень безработицы 4,5%. Как объяснить отрицательную зависимость между темпами инфляции и уровнем безработицы?
Полная занятость – это сумма фрикционной и структурной безработицы. На рис. ей соответствует уровень u*, равный 6%. До тех пор пока безработица выше этого уровня, т. е. существует циклическая безработица (это разность между фактической и равновесной безработицей), рабочие не требуют повышения номинальной заработной платы. Если на рынке труда много свободных рабочих мест, требования прибавки заработной платы вряд ли будут удовлетворены. Следовательно, издержки предпринимателей на заработную плату не заставляют их повышать цены на свою продукцию. Но, по мере того как экономика приближается к уровню полной занятости и в ней начинают возникать «узкие места», тогда предприниматели вынуждены повышать ставки заработной платы для того, чтобы привлечь на свои предприятия рабочую силу. Рост заработной платы увеличивает издержки производства, следовательно, предприниматели, стремясь сохранить, по крайней мере, на прежнем уровне, прибыльность своего бизнеса, будут повышать цены. В экономике начнется рост общего уровня цен. Падение уровня безработицы ниже ее естественного значения будет сопровождаться повышением темпа инфляции.
Стагфляция – одновременное существование стагнации (спада производства) и инфляции. В условиях стагфляции при любом заданном темпе инфляции повышается уровень безработицы или при любом заданном уровне безработицы повышается темп инфляции.
Наглядно стагфляцию можно объяснить сдвигом вправо кривой Филлипса. При смещении кривой Филлипса вправо при одном и том же уровне инфляции 1 фактический уровень безработицы повышается от u1 до u2.
Формула кривой Филлипса:
t = te – (u – u*) + ,
где: t – фактическая инфляции в период t; te – ожидаемый темп инфляции; u – фактический уровень безработицы; u* – естественный уровень безработицы; – реакция инфляции на уровень циклической безработицы; > 0; – шоковые изменения совокупного предложения.
- 1. Анализ спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения спрос и предложение
- 2. Равновесие рынка в мгновенном, коротком и длительном периоде. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование путем введения налогов, дотаций и фиксированных цен
- 3. Теория потребительского выбора. Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности. Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Кривые Энгеля
- Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности
- Реакция потребителя на изменение цены
- 4. Издержки производства и их виды. Трансакционные издержки издержки производства и их виды
- 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии
- 6. Теория производства и предельных продуктов. Закон убывающей предельной производительности факторов производства. Эффект масштаба
- 7. Оптимум фирмы
- 8. Спрос фирмы на ресурсы
- 9. Основные макроэкономические показатели
- 10. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель ad–as совокупный спрос
- Совокупное предложение
- 11. Безработица и инфляция. Кривая Филлипса
- 12. Кейнсианская революция. Кейнсианский крест. Модель is-lm (модель Хикса)
- 13. Госфинансы. Государственный долг и дефицит госбюджета. Фискальная (налогово-бюджетная) политика. Кривая Лаффера
- 14. Спрос и предложение на деньги. Современная банковская система. Цб и его функции. Монетарная политика
- 15. Общественные товары. Внешние эффекты общественные блага
- Внешние эффекты
- 16. Инвестирование. Основные понятия и определение. Планирование инвестиций в реальные активы и ценные бумаги
- Оценка проектов по сроку окупаемости
- Дисконтированный период окупаемости
- 18. Методы оценки инвестиционных проектов в условиях полной определенности. Метод оценки проектов по npv. Индекс доходности инвестиций (pi). Метод расчета бухгалтерской нормы доходности (arr)
- 19. Методы оценки инвестиционных проектов в условиях полной определенности. Метод оценки проектов по irr. Модифицированная внутренняя норма доходности
- 20. Денежные потоки, связанные с инвестициями. Классификация потоков реальных денег. Налоговый щит амортизации. Альтернативные затраты, невозвратные издержки, понятие ликвидационной стоимости
- Налоговый щит амортизации
- 21. Инвестиции в условиях риска. Понятие неопределенности и риска. Риски инвестиционных проектов в реальные активы
- 22. Методы анализа инвестиционных проектов с учетом риска
- 23. Инвестирование в ценные бумаги. Риски на рынке ценных бумаг
- 24. Понятие эффективности портфеля и оптимального портфеля инвестора. Модель сарм
- 25. Линия рынка капитала. Рыночная линия ценной бумаги
- 26. Дисконтирование и компаундирование. Простые и сложные проценты. Аннуитет. Понятие эффективной ставки процента. Расчет текущей и будущей стоимости потоков пренумерандо и постнумерандо
- 27. Средневзвешенная стоимость капитала
- 28. Операционный (производственный) и финансовый леверидж операционный (производственный) леверидж
- 29. Сущность и область применения дисперсионного анализа
- 30. Использование индексного метода в анализе экономической информации
- 31. Корреляционно-регрессионный анализ в изучении связи показателей
- 1. Определение объекта.
- 2. Набор факторов, влияющих на результативный.
- 3. Логический отбор факторов.
- 4. Первичная статистическая обработка.
- 10. Прогноз с доверит интервалом.
- 11. Непараметрические методы оценки связи.
- 32. Выборочный метод наблюдения для изучения социально-экономических явлений жизни общества
- 33. Прогнозирование социально-экономических явлений на основе рядов динамики
- 34. Использование статистических методов в анализе результатов финансовой деятельности анализ общей рентабельности, рентабельности активов
- Анализ рентабельности продукции
- 35. Концепция устойчивого развития общества. Парадигма экологической экономики
- Основные принципы неоклассической парадигмы:
- 36. Проблемы обеспеченности планеты Земля ресурсами. Окружающая среда как дефицитный ресурс
- 37. Необходимость применения, сущности и виды оценки воздействия на окружающую среду (овос)
- Методы, основанные на использовании рыночных цен
- 1. Анализ изменений в производительности выпуска продукции и ее стоимости
- 2. Оценка стоимости потерь трудоспособности из-за заболеваний
- 3. Оценка стоимости альтернативных замещающих вариантов
- Балансовый отчет
- Раздел I. Внеоборотные активы:
- Раздел II. Оборотные активы:
- Раздел III. Капитал и резервы:
- Раздел IV. Долгосрочные обязательства:
- Раздел V. Краткосрочные обязательства:
- Отчет о нераспределенной прибыли
- 37. Анализ финансовых коэффициентов, характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость. Анализ коэффициентов ликвидности коэффициенты платежеспособности и структуры капитала
- Коэффициенты ликвидности
- 38. Анализ деловой активности. Производственный и финансовый цикл анализ деловой активности
- 39. Эффективность использования активов. Показатели рентабельности. Формулы Du Pont System
- 40. Состав оборотных средств. Понятие собственных оборотных средств. Принципы управления оборотным капиталом предприятия
- 41. Понятие потока денежных средств (пдс). Пдс от основной, инвестиционной и финансовой деятельности
- 42. Прямой и косвенный метод построения отчета о движении денежных средств
- Идеальная модель управления
- Эта наиболее реальная модель.
- 44. Модели управления денежными средствами предприятия. Модели Баумоля, Миллера-Орра, Стоуна
- 1. Модель Баумоля
- 47. Внешняя и внутренняя среды организации: составляющие, значение и роль
- 48. Типы менеджеров в организации (линейные и функциональные; менеджеры высшего, среднего и низового уровня) и их задачи. Роли менеджеров по Минцбергу
- 49. Состав и взаимосвязь функций менеджмента. Распределение их по уровням управления
- 50. Цикл процесса управления: содержание и этапы
- 1. Планирование
- 2. Организация
- 3. Мотивация
- 4. Контроль
- 51. Планирование как функция менеджмента: содержание, назначение, взаимосвязь с другими функциями
- 52. Понятие, элементы и характеристики организационной структуры
- 52 Прод. Виды структур управления организацией (линейные, функциональные, линейно-штабные, дивизионные, проектные, матричные, бригадные) и условия их эффективного использования
- Дивизиональная структура управления
- 53. Делегирование в менеджменте: содержание и значение. Принципы делегирования. Виды полномочий
- 54. Мотивация как функция менеджмента: содержание, роль, взаимосвязь с другими функциями. Теории мотивации
- 58. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте. Цели коммуникаций
- 1. Географический принцип
- 2. Демографический принцип
- 3. Психографический принцип
- 4. Поведенческий принцип
- Принципы сегментирования промышленных рынков
- 57. Понятие товара. Основные виды товаров. Жизненный цикл товара понятие товара
- Основные виды товаров
- Жизненный цикл товара
- 1. Этап внедрения товара на рынок
- 2. Этап роста
- 3. Этап зрелости
- 4. Этап упадка
- Функции канала распределения
- 59. Выбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке выбор целевых сегментов рынка
- 1. Три варианта охвата рынка
- 2. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка
- Позиционирование товара на рынке (на примере снегоходов)
- 60. Стратегия разработки новых товаров
- 61. Понятие маркетинговой коммуникации. Этапы разработки эффективной коммуникации понятие маркетинговой коммуникации
- Этапы разработки эффективной коммуникации
- 1. «Средние издержки плюс прибыль».
- Культурная среда
- Природа и основные характеристики услуги
- 63. Маршрутизация транспортных потоков
- 64. Модель производственного заказа
- Определение размера заказа
- Определение точки заказа
- 65. Метод оптимального периода регулирования запасов
- 66. Метод оптимальной поставки регулирования запасов
- 67. Алгоритмы решения прикладных логистических задач
- 68. Производные системы регулирования запасов
- 1) Иерархическое построение
- 71. Попроцесная калькуляция затрат на производство. Оценка незавершенного производства на начало периода попроцесная калькуляция затрат на производство
- 78. Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам
- 73?. Понятие релевантных издержек, их использование для принятия решений
- 74. Учет накладных расходов: по ставкам накладных расходов и по методу авс
- 75. Калькуляция себестоимости по нормативным затратам. Гибкие бюджеты. Анализ отклонений от бюджета
- 1. Отклонения затрат прямых материалов
- 2. Отклонение прямых трудовых затрат
- 3. Отклонение общепроизводственных расходов
- 76. Анализ эффективности использования основного капитала
- Анализ использования технологического оборудования
- Анализ использования производственной мощности предприятия (пмп)
- 77. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе, (способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексный метод)
- Способ цепной подстановки
- Индексный метод
- Способ относительных разниц
- 78. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины
- Анализ использования фонда рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
- Анализ трудоемкости продукции
- 79. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ ассортимента продукции
- Анализ структуры продукции
- Анализ качества произведенной продукции
- Анализ ритмичности работы предприятия
- 80. Структура задач оптимизации норм обслуживания и численности.
- 81. Методика установления норм времени и выработки.
- 82. Методы исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени.
- Анализ фонда заработной платы
- Анализ ритмичности работы предприятия
- 84. Строительный комплекс и его организационная структура. Подрядный и хозяйственный способ выполнения строительно-монтажных работ. Генеральные подрядчики и субподрядчики организации.
- 88. Учет требований по охране окружающей среды при строительстве.