logo
ГОСОЧКИ

47. Внешняя и внутренняя среды организации: составляющие, значение и роль

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Внутренние переменные организации – это ситуационные факторы внутри организации. Основные переменные в самой организации это:

цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе;

структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей (подразделений), построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации;

задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки;

технология – это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструмента и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях;

люди – внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Как ведет себя человек в обществе и на работе, является следствием сложного сочетания индивидуальных характеристик личности и внешней среды.

Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной из переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например людях.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Общие характеристики внешней среды:

взаимосвязанность – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;

сложность – это число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

подвижность – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации;

неопределенность – является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функций уверенности в этой информации.

Характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Эти характеристики описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации (поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты):

поставщики – это механизм преобразования входов в выходы. Основные разновидности входов – это материалы, энергия, оборудование, капитал и рабочая сила. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов (машиностроительные фирмы, фирмы, распределяющие товары, магазины розничной торговли);

многие законы и государственные учреждения также влияют на организации. Каждая организация имеет определенный правовой статус и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью;

потребители. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам ее деятельности. Таким образом, необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов;

конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них (состояние экономики, НТП, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах):

технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации;

состояние экономики. Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики;

социокультурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Социокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании;

политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса;

отношения с местным населением. Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с общинами, в которых они функционируют.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну.

Предприятия могут проникать на международные рынки разными путями:

экспорт – самый простой путь. Хотя организация продолжает производить всю продукцию в своей стране, она может для координации экспорта создать независимую торговую компанию или посредническую службу;

лицензирование – предприятие может продать лицензию на производство своей продукции иностранной компании или государству посредством соглашения о лицензионных платежах;

совместные предприятия – организация совместного предприятия заключается в том, что две или большее число частных компаний или государств вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными партнерами в деле и получают прибыль в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии;

прямые капиталовложения – наиболее сильная приверженность международному бизнесу возникает тогда, когда руководство решает выпускать продукцию своей фирмы за границей и сохранять полный контроль над производством, маркетингом, финансами и другими ключевыми функциями.

Факторы международной среды: культура, экономика, законы и госрегулирование, политическая обстановка.