8. Спрос фирмы на ресурсы
Основной потребитель конечных товаров – домохозяйство (субъект спроса). Субъект предложения – фирмы (продавцы).
1. Отличительной чертой рынков фактора производства является то, что спрос на факторы производства является производным от спроса на потребительские товары. В основе спрос на факторы производства лежит доход, который стремится получить продавец.
2. Спрос на факторы производства является взаимозависимым (фирма предъявляет спрос на труд, землю).
Спрос на факторы производства принято называть производным спросом. Это – первое и весьма существенное отличие спроса на рынках факторов производства от спроса на рынках конечных товаров и услуг.
Фирма, которая предъявляет спрос на факторы производства сталкивается с задачей:
1. Оптимального сочетания факторов производства.
2. Минимизации издержек факторов производства, при каждом заданном объеме выпуска.
3. Определение такого объема выпуска, при котором прибыль фирмы – max.
В основе спроса на факторы производства лежат:
1. Цены на сами ресурсы.
2. Производительность факторов производства.
3. Цены на продукцию, производимую с помощью факторов.
Производительность факторов может измеряться как в физических величинах, так и в денежных единицах. Стоимостным показателем производительности фактора является предельный продукт фактора производства в денежном выражении (предельный доход от продукта).
MRQФП – предельный продукт переменного фактора производства в денежном выражении.
MRQФП = MQФП MRQ – предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции
MRQФП показывает прирост дохода в результате использования дополнительной единицы переменного фактора производства.
MQФП – предельный продукт переменного фактора производства в физическом выражении.
В условиях совершенной конкуренции, когда фирма является ценополучателем, доход (MR) от продажи дополнительной единицы продукции будет равняться цене этой продукции, =>,
MRQФП = MQФП P.
Для того, чтобы определить, какое количество факторов производства следует покупать фирме, необходимо знать ту величину, на которую увеличится доход от использования дополнительной единицы ресурса. А также нужно знать издержки, который понесет фирма от использования дополнительной единицы ресурса.
Издержки или затраты фирмы на приобретение дополнительной единицы фактора производства называются предельными издержками ресурсов (MRC).
Нужно сравнить величину дохода (MRQФП) и величину издержек, затраченных фирмой на приобретение дополнительной единицы ПФ.
Если MRQФП > MRC – то фирма увеличивает использование переменного фактора.
Если MRQФП < MRC – сокращает использование переменного фактора.
Оптимум возникает тогда, когда MRQФП = MRC.
MRCФП = P – цена дополнительного фактора.
Принцип установления земельной ренты, или арендной платы как равновесной цены на рынке земельных ресурсов таков же, как и в случае других рынков факторов производства.
W= C + V + m,
где: m – прибавочная стоимость; с – стоимость средств производства – постоянный капитал; v – переменный капитал-зарплата; w – стоимость.
Теория человеческого капитала: зарплата рассматривается как % на человеческий капитал. В ЭТ человеческий капитал – это запас человеческих качеств, формирующихся в течение всей жизни индивида.
Теория предельных продуктов: зарплата – это доход такого фактора производства как труд. Определяется она предельным продуктом труда.
Фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, будет нанимать работников до тех пор пока предельный продукт труда работника не сравняется со ставкой зарплаты.
Особенности рынка труда:
1. Большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя.
2. На рынке труда большую роль играют не денежные факторы (прибыльность работы, условия труда).
3. На рынок труда значительное влияние оказывают различные институциональные структуры.
Различают зарплату:
1. Номинальная и реальная.
2. Повременная и сдельная.
Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство. Субъектами предложения на рынке труда выступают домохозяйства.
Существует узкая трактовка капитала и трактовка в широком смысле слова:
1. Под капиталом понимается физический капитал. К капитальным благам относят:
– здания, сооруженные станки, машины, оборудование инфраструктура;
– товарно-материальные запасы;
– жилые здания.
2. Капитал – ценность, приносящая поток дохода. Капиталом можно назвать и коммерческое благо и землю, и ценные бумаги, и депозит в банке, человеческий капитал.
Рынок капитала – это рынок, состоящий из 3 элементов:
1. Рынок капитального блага
2. Рынок услуг капитала – рынок, где могут быть сданы на прокат за определенную плату, т.е. капитальные блага сдаются в аренду
3. Рынок ссудного капитала, когда предприниматель берет заемные средства для того, чтобы приобрести капитальные блага.
Спрос на услуги капитала определяется предельными издержками продукции капитала в денежном выражении:
MRQK = R,
где: R – рентная оценка, сложившаяся в данный момент.
Эконом рента – это доход, получаемый собственником ресурсов, предложение которого естественно или искусственно ограничено со спросом
Земельная рента – плата собственнику земли за использование его земельного участка.
Все земельные участки делятся на лучшие, средние и худшие. Делятся они в соответствии с 2 критериями:
1. По плодородию.
2. По местоположению (относительно рынков сбыта).
Рента существует не только в виде земельной ренты, но существует рента со строительных участков (имеют ввиду не плодородие, а геолого-механические характеристики данного участка земли).
Земля может покупаться и продаваться, следовательно существует цена земли – минимальная сумма, за которую собственник продает ее.
Pз = R / j,
где: j – %, получаемый в результате альтернативных вложений денег (либо положить деньги в банк, либо купить облигации).
- 1. Анализ спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения спрос и предложение
- 2. Равновесие рынка в мгновенном, коротком и длительном периоде. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование путем введения налогов, дотаций и фиксированных цен
- 3. Теория потребительского выбора. Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности. Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Кривые Энгеля
- Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности
- Реакция потребителя на изменение цены
- 4. Издержки производства и их виды. Трансакционные издержки издержки производства и их виды
- 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии
- 6. Теория производства и предельных продуктов. Закон убывающей предельной производительности факторов производства. Эффект масштаба
- 7. Оптимум фирмы
- 8. Спрос фирмы на ресурсы
- 9. Основные макроэкономические показатели
- 10. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель ad–as совокупный спрос
- Совокупное предложение
- 11. Безработица и инфляция. Кривая Филлипса
- 12. Кейнсианская революция. Кейнсианский крест. Модель is-lm (модель Хикса)
- 13. Госфинансы. Государственный долг и дефицит госбюджета. Фискальная (налогово-бюджетная) политика. Кривая Лаффера
- 14. Спрос и предложение на деньги. Современная банковская система. Цб и его функции. Монетарная политика
- 15. Общественные товары. Внешние эффекты общественные блага
- Внешние эффекты
- 16. Инвестирование. Основные понятия и определение. Планирование инвестиций в реальные активы и ценные бумаги
- Оценка проектов по сроку окупаемости
- Дисконтированный период окупаемости
- 18. Методы оценки инвестиционных проектов в условиях полной определенности. Метод оценки проектов по npv. Индекс доходности инвестиций (pi). Метод расчета бухгалтерской нормы доходности (arr)
- 19. Методы оценки инвестиционных проектов в условиях полной определенности. Метод оценки проектов по irr. Модифицированная внутренняя норма доходности
- 20. Денежные потоки, связанные с инвестициями. Классификация потоков реальных денег. Налоговый щит амортизации. Альтернативные затраты, невозвратные издержки, понятие ликвидационной стоимости
- Налоговый щит амортизации
- 21. Инвестиции в условиях риска. Понятие неопределенности и риска. Риски инвестиционных проектов в реальные активы
- 22. Методы анализа инвестиционных проектов с учетом риска
- 23. Инвестирование в ценные бумаги. Риски на рынке ценных бумаг
- 24. Понятие эффективности портфеля и оптимального портфеля инвестора. Модель сарм
- 25. Линия рынка капитала. Рыночная линия ценной бумаги
- 26. Дисконтирование и компаундирование. Простые и сложные проценты. Аннуитет. Понятие эффективной ставки процента. Расчет текущей и будущей стоимости потоков пренумерандо и постнумерандо
- 27. Средневзвешенная стоимость капитала
- 28. Операционный (производственный) и финансовый леверидж операционный (производственный) леверидж
- 29. Сущность и область применения дисперсионного анализа
- 30. Использование индексного метода в анализе экономической информации
- 31. Корреляционно-регрессионный анализ в изучении связи показателей
- 1. Определение объекта.
- 2. Набор факторов, влияющих на результативный.
- 3. Логический отбор факторов.
- 4. Первичная статистическая обработка.
- 10. Прогноз с доверит интервалом.
- 11. Непараметрические методы оценки связи.
- 32. Выборочный метод наблюдения для изучения социально-экономических явлений жизни общества
- 33. Прогнозирование социально-экономических явлений на основе рядов динамики
- 34. Использование статистических методов в анализе результатов финансовой деятельности анализ общей рентабельности, рентабельности активов
- Анализ рентабельности продукции
- 35. Концепция устойчивого развития общества. Парадигма экологической экономики
- Основные принципы неоклассической парадигмы:
- 36. Проблемы обеспеченности планеты Земля ресурсами. Окружающая среда как дефицитный ресурс
- 37. Необходимость применения, сущности и виды оценки воздействия на окружающую среду (овос)
- Методы, основанные на использовании рыночных цен
- 1. Анализ изменений в производительности выпуска продукции и ее стоимости
- 2. Оценка стоимости потерь трудоспособности из-за заболеваний
- 3. Оценка стоимости альтернативных замещающих вариантов
- Балансовый отчет
- Раздел I. Внеоборотные активы:
- Раздел II. Оборотные активы:
- Раздел III. Капитал и резервы:
- Раздел IV. Долгосрочные обязательства:
- Раздел V. Краткосрочные обязательства:
- Отчет о нераспределенной прибыли
- 37. Анализ финансовых коэффициентов, характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость. Анализ коэффициентов ликвидности коэффициенты платежеспособности и структуры капитала
- Коэффициенты ликвидности
- 38. Анализ деловой активности. Производственный и финансовый цикл анализ деловой активности
- 39. Эффективность использования активов. Показатели рентабельности. Формулы Du Pont System
- 40. Состав оборотных средств. Понятие собственных оборотных средств. Принципы управления оборотным капиталом предприятия
- 41. Понятие потока денежных средств (пдс). Пдс от основной, инвестиционной и финансовой деятельности
- 42. Прямой и косвенный метод построения отчета о движении денежных средств
- Идеальная модель управления
- Эта наиболее реальная модель.
- 44. Модели управления денежными средствами предприятия. Модели Баумоля, Миллера-Орра, Стоуна
- 1. Модель Баумоля
- 47. Внешняя и внутренняя среды организации: составляющие, значение и роль
- 48. Типы менеджеров в организации (линейные и функциональные; менеджеры высшего, среднего и низового уровня) и их задачи. Роли менеджеров по Минцбергу
- 49. Состав и взаимосвязь функций менеджмента. Распределение их по уровням управления
- 50. Цикл процесса управления: содержание и этапы
- 1. Планирование
- 2. Организация
- 3. Мотивация
- 4. Контроль
- 51. Планирование как функция менеджмента: содержание, назначение, взаимосвязь с другими функциями
- 52. Понятие, элементы и характеристики организационной структуры
- 52 Прод. Виды структур управления организацией (линейные, функциональные, линейно-штабные, дивизионные, проектные, матричные, бригадные) и условия их эффективного использования
- Дивизиональная структура управления
- 53. Делегирование в менеджменте: содержание и значение. Принципы делегирования. Виды полномочий
- 54. Мотивация как функция менеджмента: содержание, роль, взаимосвязь с другими функциями. Теории мотивации
- 58. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте. Цели коммуникаций
- 1. Географический принцип
- 2. Демографический принцип
- 3. Психографический принцип
- 4. Поведенческий принцип
- Принципы сегментирования промышленных рынков
- 57. Понятие товара. Основные виды товаров. Жизненный цикл товара понятие товара
- Основные виды товаров
- Жизненный цикл товара
- 1. Этап внедрения товара на рынок
- 2. Этап роста
- 3. Этап зрелости
- 4. Этап упадка
- Функции канала распределения
- 59. Выбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке выбор целевых сегментов рынка
- 1. Три варианта охвата рынка
- 2. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка
- Позиционирование товара на рынке (на примере снегоходов)
- 60. Стратегия разработки новых товаров
- 61. Понятие маркетинговой коммуникации. Этапы разработки эффективной коммуникации понятие маркетинговой коммуникации
- Этапы разработки эффективной коммуникации
- 1. «Средние издержки плюс прибыль».
- Культурная среда
- Природа и основные характеристики услуги
- 63. Маршрутизация транспортных потоков
- 64. Модель производственного заказа
- Определение размера заказа
- Определение точки заказа
- 65. Метод оптимального периода регулирования запасов
- 66. Метод оптимальной поставки регулирования запасов
- 67. Алгоритмы решения прикладных логистических задач
- 68. Производные системы регулирования запасов
- 1) Иерархическое построение
- 71. Попроцесная калькуляция затрат на производство. Оценка незавершенного производства на начало периода попроцесная калькуляция затрат на производство
- 78. Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам
- 73?. Понятие релевантных издержек, их использование для принятия решений
- 74. Учет накладных расходов: по ставкам накладных расходов и по методу авс
- 75. Калькуляция себестоимости по нормативным затратам. Гибкие бюджеты. Анализ отклонений от бюджета
- 1. Отклонения затрат прямых материалов
- 2. Отклонение прямых трудовых затрат
- 3. Отклонение общепроизводственных расходов
- 76. Анализ эффективности использования основного капитала
- Анализ использования технологического оборудования
- Анализ использования производственной мощности предприятия (пмп)
- 77. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе, (способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексный метод)
- Способ цепной подстановки
- Индексный метод
- Способ относительных разниц
- 78. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины
- Анализ использования фонда рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
- Анализ трудоемкости продукции
- 79. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ ассортимента продукции
- Анализ структуры продукции
- Анализ качества произведенной продукции
- Анализ ритмичности работы предприятия
- 80. Структура задач оптимизации норм обслуживания и численности.
- 81. Методика установления норм времени и выработки.
- 82. Методы исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени.
- Анализ фонда заработной платы
- Анализ ритмичности работы предприятия
- 84. Строительный комплекс и его организационная структура. Подрядный и хозяйственный способ выполнения строительно-монтажных работ. Генеральные подрядчики и субподрядчики организации.
- 88. Учет требований по охране окружающей среды при строительстве.