48. Типы менеджеров в организации (линейные и функциональные; менеджеры высшего, среднего и низового уровня) и их задачи. Роли менеджеров по Минцбергу
ТИПЫ МЕНЕДЖЕРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ЗАДАЧИ
Английский термин «manager» подразумевает наемных профессиональных управляющих. Основная задача менеджеров состоит в создании окружающих условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой вклад в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами.
Менеджер – профессиональный специалист в области организации и управления, занимающий управленческую должность и несущий определенную административно-хозяйственную ответственность.
Типы менеджеров:
Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней в управлении, которые и определяют содержание труда менеджера на том или ином уровне:
– руководители высшего звена (в бизнесе – председатель совета корпорации, в армии – генерал, в университете – ректор) – они определяют миссию организации, ее цели, политику, ценности и основные стандарты деятельности, структуру и систему управления;
– руководители среднего звена (в бизнесе – начальник отдела, в армии – от лейтенанта до полковника, в университете – декан) – они координируют и контролируют работу руководителей низового звена. Кроме того, они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена;
– руководители низового звена (в бизнесе – мастер, в армии – сержант, в университете – заведующий кафедрой) – они в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий рабочими и другими работниками. Составляют большую часть корпуса руководителей.
Горизонтальное разделение труда в менеджменте позволяет выделить:
– линейные руководители – менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня. Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации;
– функциональные руководители – это менеджеры, возглавляющие отделы или службы в иерархической структуре организации, обеспечивающие возможность принятия решений линейным руководителям. Уровень функционального специалиста определяется иерархическим уровнем линейных руководителей подразделения, работу которых он обеспечивает.
В зависимости от общего влияния на организацию:
– активный преобразователь – активно воздействует на все процессы управления и стремится преобразовать их в целях повышения эффективности организации на основе новых методов и технологий управления, применения инновационных нестандартных подходов;
– исполнитель – ограничивает все свои действия точным следованием указаниям, поступающим от вышестоящих руководителей; любая инициатива подчиненных, с его точки зрения, потенциально опасна;
– конформист – безоговорочно признает и выполняет все указания своего руководства (или микрогруппы, имеющей наибольшее влияние в организации), не способен высказать и отстоять свое мнение в интересах компании, изменяет точку зрения в зависимости от чужого мнения;
– разрушитель – в силу своей неподготовленности или субъективных интересов разрушает сложившуюся культуру и систему управления, ухудшая ее положение и ускоряя банкротство.
Сущность деятельности менеджера состоит в реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля.
РОЛИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО МИНЦБЕРГУ
Менеджеры выполняют разнообразные роли. Роль – это ожидаемый набор действий или поведения, определяющихся работой. Их классификацию и описание впервые дал Г. Минцберг. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.
1. Межличностные роли:
– главный руководитель – символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера;
– лидер – ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности;
– связующее звено – обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые представляют информацию и оказывают услуги.
2. Информационные роли:
– приемник информации – разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию;
– распространитель информации – передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации;
– представитель – передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.
3. Роли по принятию решений:
– предприниматель – изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку отдельных проектов;
– устраняющий нарушения – отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений;
– распределитель ресурсов – ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации;
– ведущий переговоры – ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах.
Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не ее содержание. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого.
- 1. Анализ спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения спрос и предложение
- 2. Равновесие рынка в мгновенном, коротком и длительном периоде. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование путем введения налогов, дотаций и фиксированных цен
- 3. Теория потребительского выбора. Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности. Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Кривые Энгеля
- Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности
- Реакция потребителя на изменение цены
- 4. Издержки производства и их виды. Трансакционные издержки издержки производства и их виды
- 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии
- 6. Теория производства и предельных продуктов. Закон убывающей предельной производительности факторов производства. Эффект масштаба
- 7. Оптимум фирмы
- 8. Спрос фирмы на ресурсы
- 9. Основные макроэкономические показатели
- 10. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель ad–as совокупный спрос
- Совокупное предложение
- 11. Безработица и инфляция. Кривая Филлипса
- 12. Кейнсианская революция. Кейнсианский крест. Модель is-lm (модель Хикса)
- 13. Госфинансы. Государственный долг и дефицит госбюджета. Фискальная (налогово-бюджетная) политика. Кривая Лаффера
- 14. Спрос и предложение на деньги. Современная банковская система. Цб и его функции. Монетарная политика
- 15. Общественные товары. Внешние эффекты общественные блага
- Внешние эффекты
- 16. Инвестирование. Основные понятия и определение. Планирование инвестиций в реальные активы и ценные бумаги
- Оценка проектов по сроку окупаемости
- Дисконтированный период окупаемости
- 18. Методы оценки инвестиционных проектов в условиях полной определенности. Метод оценки проектов по npv. Индекс доходности инвестиций (pi). Метод расчета бухгалтерской нормы доходности (arr)
- 19. Методы оценки инвестиционных проектов в условиях полной определенности. Метод оценки проектов по irr. Модифицированная внутренняя норма доходности
- 20. Денежные потоки, связанные с инвестициями. Классификация потоков реальных денег. Налоговый щит амортизации. Альтернативные затраты, невозвратные издержки, понятие ликвидационной стоимости
- Налоговый щит амортизации
- 21. Инвестиции в условиях риска. Понятие неопределенности и риска. Риски инвестиционных проектов в реальные активы
- 22. Методы анализа инвестиционных проектов с учетом риска
- 23. Инвестирование в ценные бумаги. Риски на рынке ценных бумаг
- 24. Понятие эффективности портфеля и оптимального портфеля инвестора. Модель сарм
- 25. Линия рынка капитала. Рыночная линия ценной бумаги
- 26. Дисконтирование и компаундирование. Простые и сложные проценты. Аннуитет. Понятие эффективной ставки процента. Расчет текущей и будущей стоимости потоков пренумерандо и постнумерандо
- 27. Средневзвешенная стоимость капитала
- 28. Операционный (производственный) и финансовый леверидж операционный (производственный) леверидж
- 29. Сущность и область применения дисперсионного анализа
- 30. Использование индексного метода в анализе экономической информации
- 31. Корреляционно-регрессионный анализ в изучении связи показателей
- 1. Определение объекта.
- 2. Набор факторов, влияющих на результативный.
- 3. Логический отбор факторов.
- 4. Первичная статистическая обработка.
- 10. Прогноз с доверит интервалом.
- 11. Непараметрические методы оценки связи.
- 32. Выборочный метод наблюдения для изучения социально-экономических явлений жизни общества
- 33. Прогнозирование социально-экономических явлений на основе рядов динамики
- 34. Использование статистических методов в анализе результатов финансовой деятельности анализ общей рентабельности, рентабельности активов
- Анализ рентабельности продукции
- 35. Концепция устойчивого развития общества. Парадигма экологической экономики
- Основные принципы неоклассической парадигмы:
- 36. Проблемы обеспеченности планеты Земля ресурсами. Окружающая среда как дефицитный ресурс
- 37. Необходимость применения, сущности и виды оценки воздействия на окружающую среду (овос)
- Методы, основанные на использовании рыночных цен
- 1. Анализ изменений в производительности выпуска продукции и ее стоимости
- 2. Оценка стоимости потерь трудоспособности из-за заболеваний
- 3. Оценка стоимости альтернативных замещающих вариантов
- Балансовый отчет
- Раздел I. Внеоборотные активы:
- Раздел II. Оборотные активы:
- Раздел III. Капитал и резервы:
- Раздел IV. Долгосрочные обязательства:
- Раздел V. Краткосрочные обязательства:
- Отчет о нераспределенной прибыли
- 37. Анализ финансовых коэффициентов, характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость. Анализ коэффициентов ликвидности коэффициенты платежеспособности и структуры капитала
- Коэффициенты ликвидности
- 38. Анализ деловой активности. Производственный и финансовый цикл анализ деловой активности
- 39. Эффективность использования активов. Показатели рентабельности. Формулы Du Pont System
- 40. Состав оборотных средств. Понятие собственных оборотных средств. Принципы управления оборотным капиталом предприятия
- 41. Понятие потока денежных средств (пдс). Пдс от основной, инвестиционной и финансовой деятельности
- 42. Прямой и косвенный метод построения отчета о движении денежных средств
- Идеальная модель управления
- Эта наиболее реальная модель.
- 44. Модели управления денежными средствами предприятия. Модели Баумоля, Миллера-Орра, Стоуна
- 1. Модель Баумоля
- 47. Внешняя и внутренняя среды организации: составляющие, значение и роль
- 48. Типы менеджеров в организации (линейные и функциональные; менеджеры высшего, среднего и низового уровня) и их задачи. Роли менеджеров по Минцбергу
- 49. Состав и взаимосвязь функций менеджмента. Распределение их по уровням управления
- 50. Цикл процесса управления: содержание и этапы
- 1. Планирование
- 2. Организация
- 3. Мотивация
- 4. Контроль
- 51. Планирование как функция менеджмента: содержание, назначение, взаимосвязь с другими функциями
- 52. Понятие, элементы и характеристики организационной структуры
- 52 Прод. Виды структур управления организацией (линейные, функциональные, линейно-штабные, дивизионные, проектные, матричные, бригадные) и условия их эффективного использования
- Дивизиональная структура управления
- 53. Делегирование в менеджменте: содержание и значение. Принципы делегирования. Виды полномочий
- 54. Мотивация как функция менеджмента: содержание, роль, взаимосвязь с другими функциями. Теории мотивации
- 58. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте. Цели коммуникаций
- 1. Географический принцип
- 2. Демографический принцип
- 3. Психографический принцип
- 4. Поведенческий принцип
- Принципы сегментирования промышленных рынков
- 57. Понятие товара. Основные виды товаров. Жизненный цикл товара понятие товара
- Основные виды товаров
- Жизненный цикл товара
- 1. Этап внедрения товара на рынок
- 2. Этап роста
- 3. Этап зрелости
- 4. Этап упадка
- Функции канала распределения
- 59. Выбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке выбор целевых сегментов рынка
- 1. Три варианта охвата рынка
- 2. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка
- Позиционирование товара на рынке (на примере снегоходов)
- 60. Стратегия разработки новых товаров
- 61. Понятие маркетинговой коммуникации. Этапы разработки эффективной коммуникации понятие маркетинговой коммуникации
- Этапы разработки эффективной коммуникации
- 1. «Средние издержки плюс прибыль».
- Культурная среда
- Природа и основные характеристики услуги
- 63. Маршрутизация транспортных потоков
- 64. Модель производственного заказа
- Определение размера заказа
- Определение точки заказа
- 65. Метод оптимального периода регулирования запасов
- 66. Метод оптимальной поставки регулирования запасов
- 67. Алгоритмы решения прикладных логистических задач
- 68. Производные системы регулирования запасов
- 1) Иерархическое построение
- 71. Попроцесная калькуляция затрат на производство. Оценка незавершенного производства на начало периода попроцесная калькуляция затрат на производство
- 78. Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам
- 73?. Понятие релевантных издержек, их использование для принятия решений
- 74. Учет накладных расходов: по ставкам накладных расходов и по методу авс
- 75. Калькуляция себестоимости по нормативным затратам. Гибкие бюджеты. Анализ отклонений от бюджета
- 1. Отклонения затрат прямых материалов
- 2. Отклонение прямых трудовых затрат
- 3. Отклонение общепроизводственных расходов
- 76. Анализ эффективности использования основного капитала
- Анализ использования технологического оборудования
- Анализ использования производственной мощности предприятия (пмп)
- 77. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе, (способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексный метод)
- Способ цепной подстановки
- Индексный метод
- Способ относительных разниц
- 78. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины
- Анализ использования фонда рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
- Анализ трудоемкости продукции
- 79. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ ассортимента продукции
- Анализ структуры продукции
- Анализ качества произведенной продукции
- Анализ ритмичности работы предприятия
- 80. Структура задач оптимизации норм обслуживания и численности.
- 81. Методика установления норм времени и выработки.
- 82. Методы исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени.
- Анализ фонда заработной платы
- Анализ ритмичности работы предприятия
- 84. Строительный комплекс и его организационная структура. Подрядный и хозяйственный способ выполнения строительно-монтажных работ. Генеральные подрядчики и субподрядчики организации.
- 88. Учет требований по охране окружающей среды при строительстве.