logo
ГОСОЧКИ

3. Теория потребительского выбора. Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности. Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Кривые Энгеля

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Полезность – это то состояние удовлетворенности, которое испытывает человек и которое желает продлить, либо это состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он пытается выйти. Полезность меняется в зависимости от ситуации, однако она имеет очень важное экономическое значение, т.к. именно полезность является критерием при выборе товаров и услуг, а наличие такого критерия говорит о том, что товары можно сравнить не только по затратам на их производство, но и по их воздействию на состояние потребителя. Все блага, потребляемые в товарных наборах, называются потребительским множеством.

Предельная полезность – это полезность, извлекаемая при потреблении дополнительной единицы блага.

Общая полезность – это сумма предельных полезностей.

Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потреб­ление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага.

На рис. показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба очень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каж­дый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QВ дополнительной полезности.

Принцип (закон) убывающей полезности нередко называ­ют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), сформулировавшего его в 1854 г.

Данный закон заключает в себе два положения:

1) в одном непрерывном акте потребления полезность каждой единицы потребляемого блага убывает, начиная с некоторого момента;

2) при повторных актах потребления полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага убывает по сравнению с предыдущим актом потребления.

На основе второго закона Госсена выводится условие равновесия потребителя, оно показывает взаимосвязь между предельной полезностью и ценой разных благ.

Потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что:

1) для всех реально покупаемых им товаров А, В, C, …, N имеет место:

,

где: λ – предельная полезность денег.

2) для всех непокупаемых им товаров Z … Y имеет место: .

Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.