logo
ГОСОЧКИ

2. Равновесие рынка в мгновенном, коротком и длительном периоде. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование путем введения налогов, дотаций и фиксированных цен

РАВНОВЕСИЕ РЫНКА В МГНОВЕННОМ, КОРОТКОМ И ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Вусловиях мгновенного рыночного периода все факторы производства постоянны, и повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. (а)).

В усло­виях короткого периода некоторые факторы являются переменными (сырье, рабочая сила и др.), повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. (б)).

В условиях длительного периода все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.), увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повыше­нии цен (см. рис. (в)).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ПУТЕМ ВВЕДЕНИЯ НАЛОГОВ, ДОТАЦИЙ И ФИКСИРОВАННЫХ ЦЕН

1. Налоги. Наиболее цивилизованным инструментом государствен­ного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Налог уплачивают продавцы. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, a линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж – Ql.

Врезультате введения налога произойдет сдвиг линии пред­ложениявверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т руб. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равно­весие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, цена для покупателей повысится с Р до Р+. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоуголь­ника Р+АВР. Налог, согласно условию этого варианта, упла­чивают продавцы, но бремя налога распределяется между про­давцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP, а взнос покупателей – P+ACP1.

Налог уплачивают покупатели. Акцизный налог вносят в госбюджет по­купатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем бла­га, если его цена без налога будет на Т руб. ниже. В таком слу­чае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т. Новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Сле­довательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосред­ственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. мы видим, что и пропорции в распределении нало­гового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спро­са и предложения. Чем больше наклон, линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть нало­гового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. (а)). Из рис. (а) видно, что взнос покупа­телей равен площади прямоугольникаP+ACP1, а взнос про­давцов – P1CBP. На рис. (б) иллюстрируется противопо­ложное положение, когда большая часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.

2. Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вна­чале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равно­весный объем продаж был равен Q1, а равновесная цена – P1.

Допустим, что введена дотация из госбюджета произво­дителям данного блага размером V руб. на каждую едини­цу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V руб., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V руб. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р, цена, получаемая произ­водителями, повышается до Р+.

Как и при налогообложении, полученная дотация не пол­ностью поступает в распоряжение производителей. Им до­станется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V руб. линии спроса, а не линии предложения.

3. Фиксированные цены. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «со­циально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих по­требителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефици­ту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем са­мым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела цен, т. е. цен выше равновесного уровня. Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной под­держки некоторых отраслей экономики (например, сельско­го хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле.