logo
ГОСОЧКИ

51. Планирование как функция менеджмента: содержание, назначение, взаимосвязь с другими функциями

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим способом воздействия на управляемый объект.

Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование – прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства.

Поэтому процесс управления выступает как объективно преодоленная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Содержание планирования заключается в определении основных направлений и пропорций развития организации с учетом материальных и иных источников его обеспечения и влияния внешней среды.

Планирование включает в себя определение:

1) целей развития всей фирмы и конкретных подразделений на определенный период;

2) хозяйственных задач, сроков и последовательности их реализации;

3) средств и способов решения задач;

4) материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения задач.

Назначение планирования:

– заблаговременный учет по возможности всех внутренних и внешних факторов, обеспечивающих благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы;

– оптимальное использование всех видов ресурсов;

– предотвращение ошибочных действий и повышение эффективности системы контроля.

ВИДЫ (ФОРМЫ) ПЛАНИРОВАНИЯ

1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

– директивное – процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования;

– индикативное – является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер.

2. В зависимости от срока, на который составляется план:

– краткосрочное (текущее) – до года (полугодие, квартал, месяц, неделя, сутки);

– среднесрочное – от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим;

– долгосрочное (перспективное) – более 5 лет.

3. По содержанию плановых решений:

– стратегическое – процесс определения стратегических целей фирмы и их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов;

– оперативное – разработка детальных оперативных планов для компании в целом и отдельных подразделений, касающихся распределения ресурсов для достижения стратегических целей;

– тактическое – процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей. Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды;

– бизнес-планирование – предназначено для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.

4. По степени охвата:

– общее – охватывающее все аспекты проблемы;

– частичное – охватывающее только определенные области и параметры.

5. По объектам планирования:

– целевое – относящееся к определению стратегических и тактических целей;

– средств – относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);

– программное – относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;

– действий – например, специальных продаж, наем кадров.

6. По сферам планирования:

– сбыта – цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта;

– производства – производственной программы, подготовки производства, хода производства;

– персонала – потребности, найма, переподготовки, увольнения;

– приобретений – потребности, закупок, реализации излишних запасов;

– инвестиций, финансов и т.д.

7. По глубине планирования:

– агрегированное – ограниченно заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;

– детальное – например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта.

8. По координации частных планов во времени:

– последовательное – при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;

– одновременное – при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования.

9. По учету изменения данных:

– жесткое;

– гибкое;

10. По очередности во времени:

– упорядоченное (текущее) – при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим);

– скользящее – при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;

– внеочередное (эвентуальное) – при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.

11. По степени неопределенности в планировании:

– детерминированное;

– стохастическое.

12. По временной ориентации идей:

– реактивное;

– инактивное;

– преактивное;

– интерактивное.