14. Спрос и предложение на деньги. Современная банковская система. Цб и его функции. Монетарная политика
СПРОС НА ДЕНЬГИ
Спрос на деньги (MD) – желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств, которое фирмы и население намерены держать у себя в данный момент; общая потребность рынка в денежных средствах.
Спрос на деньги определяет ту часть активов, которую фирмы и домохозяйства хотят иметь в виде наличности, а не в виде акций, облигаций, недвижимости, производственного оборудования и т. д. Это реальный спрос на деньги.
Спрос на деньги вытекает из двух функций денег – быть средством обращения и средством сохранения богатства.
Существуют различные теоретические модели спроса на деньги:
– кейнсианская теория спроса на деньги;
– классическая количественная теория спроса на деньги;
– монетаристская теория спроса на деньги.
Кейнсианская теория спроса на деньги
Дж. М. Кейнс выделил три мотива, порождающие спрос на деньги:
1. Трансакционный мотив (спрос на деньги для сделок) – спрос для осуществления запланированных покупок и платежей.
2. Мотив предосторожности – желание хранить деньги для обеспечения в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег; это желание хранить наличные деньги для непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастные случаи, колебания цен на рынке, возможность совершить очень выгодную покупку и т. д.). В сущности этот мотив является разновидностью трансакционного спроса – деньги нужны для сделок.
Мотив предосторожности противоречив: с одной стороны, индивид может потерять возможность иметь выгоду от совершения сделок, если он не сможет быстро получить наличные деньги, а с другой – чем больше он хранит денег на случай непредвиденных обстоятельств, тем больший процент он теряет, не вкладывая деньги в ценные бумаги, приносящие процент.
3. Спекулятивный мотив (спрос на деньги как на имущество) – часть общего спроса на деньги, определяется желанием людей сохранить свое имущество или накопить его.
Спекулятивный мотив зависит от ставки процента: чем выше процент, тем больше вложения в ценные бумаги и ниже спекулятивный спрос на ликвидность. Этот вид спроса на деньги связан с их функцией сохранения богатства, а не с функцией средства платежа. Следовательно, данный мотив хранения денег исходит из желания избежать потерь капитала, вызываемых хранением активов в виде облигаций в периоды ожидаемого роста нормы ссудного процента.
Итак, общий спрос на деньги MD представляет собой сумму трансакционного спроса, спроса по мотиву предосторожности и спекулятивного спроса на деньги и зависит от дохода и процентной ставки:
MD = L (Y, i),
где: L – функция предпочтения ликвидности.
Классическая количественная теория спроса на деньги
Основана на трех постулатах:
а) причинности (цены зависят от массы денег);
б) пропорциональности (цены изменяются пропорционально количеству денег);
в) универсальности (изменение количества денег одинаково влияет на цены всех товаров).
Значительный вклад в эту теорию внес Ирвинг Фишер, его формула уравнения обмена используется классиками для определения спроса на деньги:
M V = P Y,
где: М – количество денег в обращении; V – скорость обращения денег; Р – уровень цен (индекс цен); Y – объем выпуска.
Преобразуя уравнение, получим
MD = (P Y) / V.
Развитие кредитного обращения сблизило денежную массу с финансовыми активами. Поэтому .экономисты Кембриджского университета преобразовали традиционную теоретическую модель? определяя массу денег через величину конечного продукта посредством показателя ликвидности:
M = k R P,
где: М – количество денежных единиц; R – общественная величина производства в физическом выражении в единицу времени; Р – цена произведенной продукции; k – коэффициент, обратный скорости обращения денег, т. е. k = 1 / V.
Тогда в общем виде функцию спроса на реальные кассовые остатки (РКО) можно представить:
или
Из формулы видно, что трансакционный спрос на деньги определяется:
а) величиной дохода;
б) скоростью обращения, денег.
Монетаристская теория спроса на деньги
Монетаризм – экономическая теория, выдвигающая деньги, находящиеся в обращении, в качестве определяющего фактора в макроэкономической теории, политике и практике.
Спрос на деньги монетаристы объясняют в рамках общей теории оптимизации имущества (активов) экономических субъектов, когда те формируют портфель активов разной степени доходности и рисков для обеспечения желаемого уровня доходности.
С точки зрения современных монетаристов, спрос на деньги – функция следующих параметров:
L = f (rs, rв, e, W),
где: rs – предполагаемый реальный доход акции;. гв – предполагаемый реальный доход облигации; e – ожидаемая инфляция; W – совокупное богатство.
Скорость обращения денег – эндогенный параметр, зависящий от вида функции, т. е. структуры портфеля: ,
где: V – скорость обращения денег, обратная самой функции.
С ростом инфляции уменьшается спрос на деньги, так как индивид предпочтет приобретение реальных активов.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ
Предложение денег (MS) – количество денег, находящихся в обращении, за пределами банковской системы.
Предложение денег во всех странах регулируется центральными и коммерческими банками.
MS включает в себя наличные деньги (С) и депозиты до востребования (Д):
MS = С + Д.
Центральный банк регулирует прежде всего денежную базу, т. е. активы, от величины которых зависит денежная масса в стране. Если денежную базу примем MB, а банковские резервы R, тогда
MВ = С + R.
В модель предложения денег включены три экзогенные переменные.
1. Денежная база (MB).
2. Норма резервирования депозитов (rr), т. е. доля банковских вкладов, помещенных в резервы.
3. Коэффициент депонирования денег (cr), который отражает предпочтения населения в распределении денежной массы между наличными и депозитами.
Данная модель показывает зависимость предложения денег от денежной базы, нормы резервирования депозитов и коэффициента депонирования. С ее помощью познается, как влияет на предложение денег политика ЦБ, коммерческих банков и частных лиц.
Более общая модель предложения денег включает и такую переменную, как денежный мультипликатор, под которым понимается отношение предложения денег к денежной базе:
.
Следовательно, MS = m MB.
Таким образом, количество денег в стране увеличивается в том случае, если:
а) растет денежная база;
б) снижается норма минимального резервного покрытия;
в) уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков;
г) снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств населения.
СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Банковская система – совокупность банковских учреждений, функционирующих на территории данной страны во взаимосвязи.
Банковская система имеет два уровня. На первом уровне находится Центральный (эмиссионный) банк. На втором уровне расположены банки коммерческие (депозитные) и специализированные (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, внешнеторговые и др.).
Банковская система выполняет следующие основные функции:
а) аккумуляция временно свободных денежных средств;
б) предоставление свободных денежных средств во временное распоряжение;
в) создание кредитных денег;
г) кредитное регулирование;
д) денежная эмиссия;
е) эмитирование (выпуск) ценных бумаг.
Важнейшим звеном банковской системы является Центральный банк.
ЦБ И ЕГО ФУНКЦИИ
ЦБ – главное звено банковской системы, обеспечивающее равновесие денежного рынка; посредник правительства в его заемных и кредитных операциях.
Основные функции ЦБ:
а) осуществляет эмиссию денег и организацию их обращения;
б) аккумулирует и хранит кассовые резервы других кредитных учреждений;
в) обеспечивает кредитование коммерческих банков и осуществляет контроль за их деятельностью;
г) хранит официальные золото-валютные резервы;
д) является агентом правительства при обслуживании государственного бюджета.
В целях осуществления своих функций БЦ использует следующие основные инструменты:
а) устанавливает норму обязательных резервов для коммерческих банков (минимальную долю депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде резервов – беспроцентных вкладов – в ЦБ);
б) проводит операции на открытом рынке (купля или продажа государственных ценных бумаг);
в) устанавливает учетную ставку (ставку рефинансирования, т. е. ставку, по которой ЦБ кредитует коммерческие банки).
ЦБ не может полностью контролировать предложение денег, ибо коммерческие банки сами определяют величину избыточных резервов, что влияет на норму банковских резервов и соответственно на мультипликатор. ЦБ не может точно спрогнозировать объем кредитов, который будет выдан коммерческим банкам.
МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других микроэкономических показателей.
Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада – в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, – в ограничении предложения денег для ограничения расходов.
Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке. Центральный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.
Различают:
–жесткую монетарную политику – цены увеличиваются в результате скорости обращения;
–гибкую монетарную политику – высокая инфляция.
- 1. Анализ спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения спрос и предложение
- 2. Равновесие рынка в мгновенном, коротком и длительном периоде. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование путем введения налогов, дотаций и фиксированных цен
- 3. Теория потребительского выбора. Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности. Реакция потребителя на изменение цены и дохода. Кривые Энгеля
- Кадиналисткий и ординалисткий подходы к анализу полезности
- Реакция потребителя на изменение цены
- 4. Издержки производства и их виды. Трансакционные издержки издержки производства и их виды
- 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии
- 6. Теория производства и предельных продуктов. Закон убывающей предельной производительности факторов производства. Эффект масштаба
- 7. Оптимум фирмы
- 8. Спрос фирмы на ресурсы
- 9. Основные макроэкономические показатели
- 10. Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель ad–as совокупный спрос
- Совокупное предложение
- 11. Безработица и инфляция. Кривая Филлипса
- 12. Кейнсианская революция. Кейнсианский крест. Модель is-lm (модель Хикса)
- 13. Госфинансы. Государственный долг и дефицит госбюджета. Фискальная (налогово-бюджетная) политика. Кривая Лаффера
- 14. Спрос и предложение на деньги. Современная банковская система. Цб и его функции. Монетарная политика
- 15. Общественные товары. Внешние эффекты общественные блага
- Внешние эффекты
- 16. Инвестирование. Основные понятия и определение. Планирование инвестиций в реальные активы и ценные бумаги
- Оценка проектов по сроку окупаемости
- Дисконтированный период окупаемости
- 18. Методы оценки инвестиционных проектов в условиях полной определенности. Метод оценки проектов по npv. Индекс доходности инвестиций (pi). Метод расчета бухгалтерской нормы доходности (arr)
- 19. Методы оценки инвестиционных проектов в условиях полной определенности. Метод оценки проектов по irr. Модифицированная внутренняя норма доходности
- 20. Денежные потоки, связанные с инвестициями. Классификация потоков реальных денег. Налоговый щит амортизации. Альтернативные затраты, невозвратные издержки, понятие ликвидационной стоимости
- Налоговый щит амортизации
- 21. Инвестиции в условиях риска. Понятие неопределенности и риска. Риски инвестиционных проектов в реальные активы
- 22. Методы анализа инвестиционных проектов с учетом риска
- 23. Инвестирование в ценные бумаги. Риски на рынке ценных бумаг
- 24. Понятие эффективности портфеля и оптимального портфеля инвестора. Модель сарм
- 25. Линия рынка капитала. Рыночная линия ценной бумаги
- 26. Дисконтирование и компаундирование. Простые и сложные проценты. Аннуитет. Понятие эффективной ставки процента. Расчет текущей и будущей стоимости потоков пренумерандо и постнумерандо
- 27. Средневзвешенная стоимость капитала
- 28. Операционный (производственный) и финансовый леверидж операционный (производственный) леверидж
- 29. Сущность и область применения дисперсионного анализа
- 30. Использование индексного метода в анализе экономической информации
- 31. Корреляционно-регрессионный анализ в изучении связи показателей
- 1. Определение объекта.
- 2. Набор факторов, влияющих на результативный.
- 3. Логический отбор факторов.
- 4. Первичная статистическая обработка.
- 10. Прогноз с доверит интервалом.
- 11. Непараметрические методы оценки связи.
- 32. Выборочный метод наблюдения для изучения социально-экономических явлений жизни общества
- 33. Прогнозирование социально-экономических явлений на основе рядов динамики
- 34. Использование статистических методов в анализе результатов финансовой деятельности анализ общей рентабельности, рентабельности активов
- Анализ рентабельности продукции
- 35. Концепция устойчивого развития общества. Парадигма экологической экономики
- Основные принципы неоклассической парадигмы:
- 36. Проблемы обеспеченности планеты Земля ресурсами. Окружающая среда как дефицитный ресурс
- 37. Необходимость применения, сущности и виды оценки воздействия на окружающую среду (овос)
- Методы, основанные на использовании рыночных цен
- 1. Анализ изменений в производительности выпуска продукции и ее стоимости
- 2. Оценка стоимости потерь трудоспособности из-за заболеваний
- 3. Оценка стоимости альтернативных замещающих вариантов
- Балансовый отчет
- Раздел I. Внеоборотные активы:
- Раздел II. Оборотные активы:
- Раздел III. Капитал и резервы:
- Раздел IV. Долгосрочные обязательства:
- Раздел V. Краткосрочные обязательства:
- Отчет о нераспределенной прибыли
- 37. Анализ финансовых коэффициентов, характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость. Анализ коэффициентов ликвидности коэффициенты платежеспособности и структуры капитала
- Коэффициенты ликвидности
- 38. Анализ деловой активности. Производственный и финансовый цикл анализ деловой активности
- 39. Эффективность использования активов. Показатели рентабельности. Формулы Du Pont System
- 40. Состав оборотных средств. Понятие собственных оборотных средств. Принципы управления оборотным капиталом предприятия
- 41. Понятие потока денежных средств (пдс). Пдс от основной, инвестиционной и финансовой деятельности
- 42. Прямой и косвенный метод построения отчета о движении денежных средств
- Идеальная модель управления
- Эта наиболее реальная модель.
- 44. Модели управления денежными средствами предприятия. Модели Баумоля, Миллера-Орра, Стоуна
- 1. Модель Баумоля
- 47. Внешняя и внутренняя среды организации: составляющие, значение и роль
- 48. Типы менеджеров в организации (линейные и функциональные; менеджеры высшего, среднего и низового уровня) и их задачи. Роли менеджеров по Минцбергу
- 49. Состав и взаимосвязь функций менеджмента. Распределение их по уровням управления
- 50. Цикл процесса управления: содержание и этапы
- 1. Планирование
- 2. Организация
- 3. Мотивация
- 4. Контроль
- 51. Планирование как функция менеджмента: содержание, назначение, взаимосвязь с другими функциями
- 52. Понятие, элементы и характеристики организационной структуры
- 52 Прод. Виды структур управления организацией (линейные, функциональные, линейно-штабные, дивизионные, проектные, матричные, бригадные) и условия их эффективного использования
- Дивизиональная структура управления
- 53. Делегирование в менеджменте: содержание и значение. Принципы делегирования. Виды полномочий
- 54. Мотивация как функция менеджмента: содержание, роль, взаимосвязь с другими функциями. Теории мотивации
- 58. Понятие и сущность коммуникаций в менеджменте. Цели коммуникаций
- 1. Географический принцип
- 2. Демографический принцип
- 3. Психографический принцип
- 4. Поведенческий принцип
- Принципы сегментирования промышленных рынков
- 57. Понятие товара. Основные виды товаров. Жизненный цикл товара понятие товара
- Основные виды товаров
- Жизненный цикл товара
- 1. Этап внедрения товара на рынок
- 2. Этап роста
- 3. Этап зрелости
- 4. Этап упадка
- Функции канала распределения
- 59. Выбор целевых сегментов рынка. Позиционирование товара на рынке выбор целевых сегментов рынка
- 1. Три варианта охвата рынка
- 2. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка
- Позиционирование товара на рынке (на примере снегоходов)
- 60. Стратегия разработки новых товаров
- 61. Понятие маркетинговой коммуникации. Этапы разработки эффективной коммуникации понятие маркетинговой коммуникации
- Этапы разработки эффективной коммуникации
- 1. «Средние издержки плюс прибыль».
- Культурная среда
- Природа и основные характеристики услуги
- 63. Маршрутизация транспортных потоков
- 64. Модель производственного заказа
- Определение размера заказа
- Определение точки заказа
- 65. Метод оптимального периода регулирования запасов
- 66. Метод оптимальной поставки регулирования запасов
- 67. Алгоритмы решения прикладных логистических задач
- 68. Производные системы регулирования запасов
- 1) Иерархическое построение
- 71. Попроцесная калькуляция затрат на производство. Оценка незавершенного производства на начало периода попроцесная калькуляция затрат на производство
- 78. Калькуляция себестоимости с полным распределением затрат и по переменным издержкам
- 73?. Понятие релевантных издержек, их использование для принятия решений
- 74. Учет накладных расходов: по ставкам накладных расходов и по методу авс
- 75. Калькуляция себестоимости по нормативным затратам. Гибкие бюджеты. Анализ отклонений от бюджета
- 1. Отклонения затрат прямых материалов
- 2. Отклонение прямых трудовых затрат
- 3. Отклонение общепроизводственных расходов
- 76. Анализ эффективности использования основного капитала
- Анализ использования технологического оборудования
- Анализ использования производственной мощности предприятия (пмп)
- 77. Способы измерения влияния факторов в детерминированном факторном анализе, (способ цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексный метод)
- Способ цепной подстановки
- Индексный метод
- Способ относительных разниц
- 78. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- Количество уволившихся работников по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины
- Анализ использования фонда рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
- Анализ трудоемкости продукции
- 79. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ ассортимента продукции
- Анализ структуры продукции
- Анализ качества произведенной продукции
- Анализ ритмичности работы предприятия
- 80. Структура задач оптимизации норм обслуживания и численности.
- 81. Методика установления норм времени и выработки.
- 82. Методы исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени.
- Анализ фонда заработной платы
- Анализ ритмичности работы предприятия
- 84. Строительный комплекс и его организационная структура. Подрядный и хозяйственный способ выполнения строительно-монтажных работ. Генеральные подрядчики и субподрядчики организации.
- 88. Учет требований по охране окружающей среды при строительстве.