logo
ГОСОЧКИ

4. Издержки производства и их виды. Трансакционные издержки издержки производства и их виды

Постоянные издержки (FC) – это те, которые не зависят от объема производства (отчисления на амортизацию зданий и сооружений, рентные платежи, административно-управленческие расходы и т.д.).

Переменные издержки (VC) – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции (за­траты на сырье, материалы, заработную плату и т.п.). По мере роста объ­ема производства они возрастают.

Общие издержки (ТС) – ТС = FC + VC.

Деление издержек на постоянные и переменные условно и зависит от периода, за который проводится анализ. Так, для длительного пе­риода все издержки являются переменными, ибо за большой срок все оборудование может быть заменено (куплен новый или продан ста­рый завод и т. п.).

Средние постоянные издержки: .

Средние переменные издержки: .

Средние общие издержки: .

АТС = AFC + AVC = (FC+VC) / Q.

Предельные издержки (МС) – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продук­ции по сравнению с данным объемом выпуска наиболее дешевым спо­собом.

,

где: Q = l.

Они важны для определения стратегии фирмы. Так как постоянные издержки неизменны, то предельные издержки равны приросту пере­менных издержек.

Условие равновесия фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде можно сформулировать следующим образом: МС = MR. Любая фирма, добивающаяся прибыли, стремится установить такой объем производства, при котором соблюдает­ся это условие равновесия. На рынке совершенной конкуренции предель­ный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия фирмы приоб­ретает вид МС = Р.

ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КОРОТКОМ И ДЛИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДАХ

Для многих фирм деление издержек на постоянные и переменные за­висит от временного интервала. К примеру, компания, выпускающая автомобили, не может за несколько месяцев изменить число автомо­бильных заводов или их мощность. Единственный способ, с помощью которого компания может увеличить производство машин, – наем дополнительных рабочих на уже существующие предприятия. Таким образом, издержки, связанные с производственными мощностями предприятий, являются постоянными. Но автомобильная фирма име­ет возможность в течение нескольких лет построить новые заводы или, наоборот, закрыть старые. Поэтому издержки, связанные с про­изводственными мощностями предприятий, в долгосрочном периоде являются переменными.

Поскольку многие издержки являются постоянными в краткосроч­ном периоде, но переменными в долгосрочном, кривые издержек фир­мы в долгосрочном периоде отличаются от кривых издержек в крат­косрочном периоде.

На рис. изображены три кривые средних издержек в краткосроч­ном периоде – для малого, среднего и большого предприятия, а также кривая средних издержек в долгосрочном периоде, которая называется оберточной кривой. При движении по ней мощности предприятий фир­мы изменяются соответственно объему выпуска продукции.

Кривая средних совокупных издержек в долгосрочном периоде имеет более плоскую U-образную форму, чем кривые средних издер­жек в краткосрочном периоде. Кроме того, она лежит ниже всех кри­вых краткосрочных издержек, что объясняется большей гибкостью фирм в долгосрочном периоде. Например, если фирма решила увели­чить объем производства с 1000 до 1200 машин в день, в краткосроч­ном периоде она обладает единственной возможностью – нанять до­полнительных рабочих на уже существующие предприятия. Средние издержки возрастут с $10 тыс. до $12 тыс. на автомобиль. Однако в долгосрочном периоде фирма имеет возможность одновременно как расширить предприятия, так и увеличить число рабочих, при этом средние издержки останутся равными $10 тыс. Когда средние издерж­ки в долгосрочном периоде убывают при возрастании объема произ­водства, говорят, что присутствует экономия, обусловленная ростом масштабов производства (экономия от масштаба). Когда с ростом объема производства средние издержки в долгосрочном периоде воз­растают, говорят, что имеет место увеличение затрат, обусловленное масштабом производства (затраты, связанные с увеличением масштаба). Если же средние издержки в долгосрочном периоде остаются неизменными, вне зависимости от объема производства имеет место постоянная отдача от масштаба.

ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ

Охватывают:

– издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников;

– издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами;

– издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности.

Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие:

– неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур;

– неэффективных реакций на изменившиеся условия;

– неэффективной защиты соглашений.

Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

Одна из важнейших особенностей трансакционных издержек состоит в том, что они допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.

Виды трансакционных издержек:

1. Издержки поиска информации. Поиск может вестись на обеих сторонах рынка – как продавцами, так и покупателями.

2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга – это комплекс характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

5. Издержки оппортунистического поведения. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру.

6. Издержки «политизации». Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций.