logo
ГОСОЧКИ

Анализ фонда заработной платы

С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты.

Приступая к анализу использования фонда з/п (ФЗП), в 1-ю очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от плановой.

Абсолютное отклонение (ФЗПабс) определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда (ФЗПф) с плановым фондом з/п (ФЗПпл) в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников:

.

Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой з/п и плановым фондом, скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству продукции. При этом корректируется только переменная часть фонда з/п, которая изменяется пропорционально объему производства продукции.

Переменная часть ФЗП зависит от объема производства продукции, его структуры, удельной трудоемкости и уровня среднечасовой оплаты труда.

Следует проанализировать причины изменения постоянной части фонда оплаты труда, куда входит з/п рабочих-повременщиков, служащих, работников детских садов, клубов, санаториев-профилакториев, а также все виды доплат. ФЗП этих категорий работников зависит от среднесписочной их численности (KР) и среднего заработка за соответствующий период времени (ГЗП):

.

Среднегодовая з/п зависит от количества отработанных дней одним рабочим за год (Д), продолжительности рабочей смены (П) и среднечасовой з/п (ЧЗП):

.

Для получения необходимой прибыли и рентабельности нужно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты. Если этот принцип не соблюдается, то происходит перерасход ФЗП, повышение себестоимости продукции, и, соответственно, уменьшение суммы прибыли.

Изменение среднего заработка работающих за тот или иной отрезок времени (год, месяц и т.д.) характеризуется его индексом Iсз, который определяется отношением средней з/п за отчетный период (СЗ1) к средней з/п в базисном периоде (СЗ0).

Аналогично рассчитывается индекс производительности труда (Iгв).

, .

77. Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают следующие показатели качества продукции:

Обобщающие показателихарактеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

д) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

е) удельный вес сертифицированной продукции;

ж) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

з) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показателикачества продукции характеризуют одно из ее свойств:

а) полезность (жирность молока, зольность угля, содержание желе­за в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

г) эстетичность изделий.

Косвенные показатели:

а) штрафы за некачественную продук­цию;

б) объем и удельный вес забракованной продукции;

в) удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей;

г) потери от брака и др.

Первая задача анализа –изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку работы предприятия по достигнутому уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается доля продукции каждого сорта в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

1) отношением количества продукции Iсорта к общему количеству;

2) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта:

.

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

, .

Вторая задача анализа –определение влияния качества продук­ции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товар­ной продукции (ВП), выручку от реализации продукции (В) и при­быль (П). Расчет производится следующим образом:

;

;

,

где Ц0и Ц1–соответственно цена изделия до и после изменения качества; С0и С1 –соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;VВП1–объем произведенной продукции повышенного качества;VРП1–объем реализации продукции повышенного каче­ства.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на: