logo search
ГОСОЧКИ

13. Госфинансы. Государственный долг и дефицит госбюджета. Фискальная (налогово-бюджетная) политика. Кривая Лаффера

ГОСФИНАНСЫ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ И ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА

Финансы – это система отношений но поводу распределения и использования фондов денежных средств финансо­вых ресурсов через особые фонды и учреждения.

Государственные финансы формируют сложную структурную часть финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства выс­тупает государственный бюджет доходов и расходов. Полнота, струк­тура и наполняемость доходной части бюджета – показатель эко­номических возможностей и устойчивости государства. Используя бюджет, государство оказывает влияние на формирование межот­раслевых, территориальных и социальных пропорций, осуществ­ляет распределение и перераспределение ВВП, экономически обес­печивает выполнение целевых комплексных программ НТП и на­циональных планов экономического роста.

Главным звеном финансовой системы является государствен­ный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, вы­платы социальных пособий.

Государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и со­вокупность бюджетов всех уровней государственных и администра­тивно-территориальных властей (губерний, субъектов Фе­дерации, земель и т.д.).

К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. Это пен­сионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета.

В любом государственном образовании выделяется внутренняя структура бюджета по доходам и расходам.

Доходы: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины, гербовый сбор и др.; доходы от государственной собственности, государственных предприятий, торговли и др.; поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов; прочие доходы.

Расходы: расходы на здравоохранение, образование, пособия, субсидии региональным властям на эти цели; расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост: инвестиции в инфраструктуру, дотации фирмам, расходы на развитие аграрного сектора экономики, осуществление целевых программ и планов; расходы на оборону; расходы на материальное обеспечение внешней политики, содержание дипломатических служб, займы иностранным государствам; содержание аппарата государства, милиции (полиции), юстиции и др; платежи по государственному долгу.

Если расходы равны доходам, то имеет место баланс государственного бюджета.

Превышение расходов государства над его доходами об­разует бюджетный дефицит.

Превышение доходов государства над его расходами об­разует бюджетный избыток.

Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Переход от финансирования к кредитованию.

2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

3. Снижение расходов на управление государством.

4. Изменение системы налогообложения.

5. Повышение роли местных бюджетов.

Существуют 4 традиционных способа покрытия дефицита бюд­жета:

1) выпуск госзаймов;

2) ужесточение налогообложения;

3) секвестр, т.е. пропорциональное снижение государственных рас­ходов по всем статьям;

4) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Одна­ко в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покры­тия дефицита бюджета.

Выделяют:

первичный дефицит – раз­ность между величиной общего (фактического) дефицита и суммой процентных выплат по долгу;

структурный дефицит – превыше­ние государственных расходов над налогами в условиях пол­ной занятости;

циклический дефицит – разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом. Он возникает в результате циклического падения производства.

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов (ми­нус бюджетные излишки).

Различают:

внешний долг – задолженность государства гражда­нам и организациям других стран;

внутренней долг – задолженность государства граж­данам и организациям своей страны.

Бюджетный дефицит и государственный долг взаимосвя­заны. При оценке размера бюджетного дефицита возникает целый ряд проблем:

1. Первая проблема возникает при оценке реального де­фицита госбюджета.

Реальный дефицит бюджета – это:

Номинальный дефицит бюджета –

– Величина госдолга на начало года  Темп инфляции.

2. При расчете бюджета необходимо проводить процеду­ру бюджетирования капитала, т. е. учитывать как активы, так и обязательства.

3. Бюджет должен включать неучтенные обязатель­ства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в теку­щем году.

Наличие государственного долга имеет реальные негативные по­следствия:

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населе­нию увеличивает неравенство доходов разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств скон­центрирована у наиболее состоятельной части населения. Следо­вательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государ­ственному долгу или их снижение могут подорвать действие эко­номических стимулов развития производства.

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда прави­тельство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны.

4. Наличие государственного долга создает психологическое на­пряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активно­сти экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.

Внешний долг более опасен для экономики, так как нуж­но расплачиваться ресурсами страны.

Соотношение (Долг/ВВП) характеризует бремя долга, его вели­чина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

ФИСКАЛЬНАЯ (НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ) ПОЛИТИКА

Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения госрасходов и налогообложения (пошлин, сборов, налогов и других платежей)1.

Налогово-бюджетная политика влияет на уровень национального дохода и, следовательно, на уровень объема производства и занятости, а также на уровень цен; она направлена против нежелательных изменений экономической коньюктуры, связанных как с безработицей, так и с инфляцией.

Основным источником доходов государства являются нало­ги.

Налог – это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяй­ствующего субъекта.

Налогообложение – это способ регулирования доходов и источ­ников пополнения государственных средств.

Современные налоговые системы используют целый ряд принципов:

– всеобщность – охват всех экономических субъектов, получа­ющих доходы;

– стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ста­вок во времени;

– равнонапряженность – взимание налогов по идентичным для всех налогоплательщиков ставкам;

– обязательность принудительность налога, неизбежность его выплаты, самостоятельность субъекта в исчислении и уплате налога;

– социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низ­кодоходные предприятия и группы населения.

Налоговая система базируется на законодательных актах государ­ства, которыми устанавливаются элементы налога. К ним относятся:

– субъект налога (налогоплательщик) – лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юриди­ческое или физическое лицо;

– объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.);

– источник налога это независимо от объекта налогообложения чистый доход общества;

– ставка налога – это важный элемент налога, определяющий ве­личину налога на единицу обложения.

По признаку соотношения между ставкой налога и дохо­дом налоги делятся на:

– прогрессивный – средняя ставка2 повышается по мере возрастания дохода;

– регрессивный – средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;

– пропорциональный – средняя ставка остается неиз­менной независимо от размеров дохода.

По механизму формирования налоги делятся на:

– прямые налоги – взимаются непосредственно с владельцев имуще­ства, получателей доходов (подоходный с населения, на прибыль корпораций, на прирост капитала, с наследства и дарений, поимущественный налог);

– косвенные налоги – взимаются в сфере реализации или потребления. товаров и услуг, т. е. в конечном итоге перекладываются на потребите­лей продукции (налог с оборота, НДС, акцизы, таможенные пошлины).

На­логи в России разделены на три группы:

– федеральные налоги – устанавливаются парламентом и в обязатель­ном порядке взимаются на всей территории России;

– республиканские налоги – тоже общеобязательны. При этом сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в бюджет республи­ки и в бюджет города или района, где расположен налогоплательщик;

– местные налоги – лишь частично являются общеобязательными. Часть налогов может устанавливаться по решению местных властей.

КРИВАЯ ЛАФФЕРА

Последователи Кейнса ориентированы на «экономику спроса». Они считают, что высокий уровень налога снижает покупательную способ­ность общества, т. е. совокупный спрос. Значит, цены снижаются, инф­ляция затухает. Напротив, сокращение налогов способствует росту со­вокупного спроса, увеличению цен и ускорению темпа инфляции.

Сторонники «экономики предложения» убеждены в противополож­ном: они считают, что высокие налоги увеличивают издержки предпри­нимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. Они – за снижение налогов.

Однозначного ответа на вопрос о том, кто прав, экономическая на­ука пока не нашла. Но сделана попытка установить связь между ставкой налога и деловой активностью. Американский профессор А. Лаффер (сторонник теории предложения) доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая актив­ность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгод­ной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбере­жениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется на­логовая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила на­звание «кривая Лаффера».

Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государство ничего не получит. Если налоговая ставкаr1 = 100%, то никто не будет заинте­ресован работать и государство тоже ничего не получит. При какой-то ставке (скажем, r0 = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подо­ходного налога, достигнет максимума R1 (точка М). Попытки повы­сить налоговые ставки приведут к снижению R0 (точка N). Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос, при какой ставке налогов поступ­ления налогов максимальны.

Смысл «эффекта Лаффера» состоит в том, что уменьше­ние налоговых ставок вызовет сокращение доходов государст­ва, но это сокращение будет иметь кратковременный харак­тер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.