logo search
ГОСОЧКИ

Реакция потребителя на изменение цены

Кривая «цена – потребление». Рассматривая кривую «доход – потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход.

Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену одного из благ, например, блага Х. Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. РХ1 > РХ2 > РХ3 > РХ4 и т.д. Например, 1 ед. блага Х стоила 100 руб., а теперь она стоит 50 руб. Это значит, что за 100 руб. покупатель может купить 2 ед. блага Х.

Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NX2 в положение NX3.

Дальнейшее снижение цены соответственно отражают прямые NX4, NX5 и т.д. Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4, с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую «цена – потребление». На базе этой кривой может быть легко построена кривая спроса, в этом случае на оси ординат откладывается цена товара Х(РХ), а на оси абсцисс – количество блага Х.

Эффект дохода и эффект замещения. Допустим, цена блага Х снижается с РХ1 до РХ2, а цена на благо Y остается неизменной (РY = const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (Y) другим (Х).

Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Е0 в точку Е1.

Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделенных на покупку товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

Некачественные блага. Парадокс Гиффена.Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом (кривая долговременного спроса имеет не отрицательный, а положительный наклон). Впервые на них обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен.

Малоценный или низкокачественный товар – благо, спрос на которое растет при росте цен и падает при их снижении.

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.