Казначейская система исполнения бюджета.
Федеральное Казначейство призвано проводить такую гос бюдж политику, кот обеспечивает: эффект управление доходами и расх в процессе исполнения фед беджета, повышение оперативности в фин-ии гос программ, усиление контроля за поступл, целев и экономным использованием бюдж ср-в.
Принципы казн исп бюдж:
1. Единство кассы – все плат осущ с единого счета фед казначейства.
2. Оптимиз бюдж фин технологии, что дает возможность достигнуть сбалансиров бюдж.
3. Принципы подведомственности:
4. Последоват ведение казнач системы исполнения бюдж.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Федеральное казначейство, созданное в 1992 г., призвано проводить такую государственную бюджетную политику, которая обеспечивает: эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усиление контроля за поступлением, целевым и экономным использованием бюджетных средств.
Основные принципы организации казначейского исполнения бюджетов:
-
«Единство кассы» соответствующих уровней и видов бюджетов.
-
Оптимизация бюджетной финансовой технологии, что дает возможность достигнуть сбалансированности (по доходам и расходам) бюджетов.
3. Принципы подведомственности
Иерархический порядок формирования и утверждения смет расходов, доведения лимитов бюджетных обязательств получателям бюджетных средств и распорядителям бюджетных ассигнований.
Составление и использование единого реестра получателей и распорядителей бюджетных ассигнований.
Исключение возможности выделения получателю и распорядителю бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств от нескольких распорядителей верхнего уровня.
4. Последовательность введения казначейской системы исполнения бюджетов (3 этапа).
Суть принципа «единства кассы»:
-
Все платежи из федерального бюджета осуществляются с единого (главного) счета федерального казначейства.
-
Казначейство освобождает Центральный банк и его систему от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием.
-
Счета, опосредствующие движение средств федерального бюджета, должны быть транзитными, т. е. не иметь переходящих остатков. Это означает закрытие счетов физических бюджетных единиц в банках и открытие их в системе казначейства с последующим перечислением средств непосредственно на расчетные (текущие) счета хозяйствующих субъектов, выполнивших работы или оказавших услуги для бюджетных единиц, финансируемых за счет федерального бюджета.
Оптимизация бюджетной технологии на уровне бюджетной единицы или распорядителя средств бюджета (конечного "потребителя" бюджетных средств) предусматривает:
1. доведение объемов бюджетных назначении до бюджетных единиц;
2. доведение гарантированных лимитов финансирования, и пределах которых бюджетная единица приобретает право принимать на себя финансовые обязательства по выплате денежного содержания персоналу, либо по заключению соглашений и договоров с поставщиками и подрядчиками;
3. наличие объемов фактически заключенных соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам);
4. осуществление авансовых платежей по заключенным договорам;
5. наличие счетов, предъявленных к оплате, и объемы других необходимых выплат (денежное содержание персонала и т. п.);
6. проверка обоснованности предъявленных счетов-фактур, подтверждения оприходования товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ, начисления заработной платы и других видов денежного содержания;
7. фактическое перечисление бюджетных средств со счет (списание по бюджету, адекватное кассовому расходу).
Вся совокупность казначейскою исполнения бюджета может быть представлена четырьмя основными фазами:
I фаза. Доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях. Оно осуществляется по этапам:
-
Доведение Департаментом бюджетной политики МФ РФ утвержденной сводной бюджетной росписи до Главного управления федерального казначейства (ГУФК):
-
Доведение ГУФК до главных распорядителей средств росписи по соответствующему федеральному органу исполнительной власти или иному прямому получателю средств федерального бюджета, составленной по функциональной и экономической классификациям расходов бюджета РФ с поквартальным распределением;
3.Представление главными распорядителями средств в ГУФК, согласованных с соответствующими департаментами отраслевого финансирования Минфина, уведомлений о бюджетных ассигнованиях с поквартальным распределением в разрезе территорий субъектов РФ, распорядителей средств и получателей средств, непосредственно подчиненных главному распорядителю; показателей функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ;
4. Доведение ГУФК уведомлений о бюджетных ассигнованиях до всех распорядителей и получателей средств через территориальные органы федерального казначейства.
На основании полученных уведомлений распорядители и получатели средств составляют сметы расходов и утверждают их у вышестоящего распорядителя средств. Затем сметы с приложением расчетов и обоснований показателей представляются в соответствующий орган федерального казначейства для проверки на соответствие доведенным уведомлениям о бюджетных ассигнованиях. Сметы без обоснований и расчетов к финансированию не принимаются. Главные распорядители средств также представляют сметы расходов на собственное содержание в соответствующий орган федерального казначейства. При отсутствии у бюджетных учреждений после установленного срока утвержденных смет финансирование расходов федерального бюджета по их лицевым счетам федерального казначейства не производится.
-
II фаза. Доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств, формируемых на один месяц на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов, производится в следующем порядке.
1. Департамент бюджетной политики доводит до начала месяца утвержденные Министром финансов РФ лимиты обязательств на следующий месяц в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов РФ до соответствующих главных распорядителей средств через ГУФК;
2. Главные распорядители средств представляют в ГУФК согласованные с департаментами отраслевого финансирования возвратные лимиты бюджетных обязательств в разрезе распорядителей и получателей средств, непосредственно подчиненных главному распорядителю средств, и функциональной классификации расходов бюджетов РФ, в пределах общей суммы лимита, утвержденного на данный месяц главному распорядителю средств;
3. ГУФК до начала соответствующего месяца текущего года доводит утвержденные главными распорядителями средств лимиты обязательств до распорядителей и получателей средств, непосредственно подчиненных главному распорядителю средств, через УФК по субъектам РФ (далее управления федерального казначейства - УФК).
-
УФК доводят лимиты обязательств до соответствующих распорядителей и получателей средств, непосредственно подчиненных главному распорядителю средств;
-
Распорядители средств представляют в УФК распределение лимитов бюджетных обязательств по получателям средств;
-
После проверки правильности распределения лимитов бюджетных обязательств УФК доводят распределение до соответствующих отделений федерального казначейства, которые сообщают их получателям средств.
Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.
III фаза. Принятие обязательств федерального бюджета главными распорядителями средств, распорядителями и получателями средств возможно только на основании уведомлений о выделенных лимитах бюджетных обязательств.
Документы, подтверждающие наличие у получателя средств обязательств федерального бюджета (договоры, соглашения, сметные расчеты и обоснования, инкассовые поручения (исполнительные документы) и др.), представляются в органы федерального казначейства, которые проверяют их соответствие сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных средств.
IV фаза. Финансирование расходов федерального бюджета предусматривает:
-
Разрешение на осуществление платежа (совершение разрешительной надписи);
-
Осуществление платежа.
Процедура разрешения на осуществление платежа состоит из:
-
Проверки органом федерального казначейства соответствия расчетно-платежного документа получателя средств утвержденным и лимитам бюджетных обязательств, с учетом внесенных изменений, зарегистрированным принятым обязательствам федерального бюджета, кассовой заявке, а также правильности составления и оформления расчетно-платежного документа получателем средств;
-
Оформления документов подписями руководителя, главного бухгалтера и оттиском печати органа федерального казначейства.
Процедура осуществления платежей за счет средств федерального бюджета включает 3 этапа:
1. Передачу органами федерального казначейства представленных и надлежаще оформленных владельцами лицевых счетов расчетно-платежных документов (платежные и инкассовые поручения, чеки) в учреждениях банков;
2. Списание сумм платежей со счетов по учету средств федерального бюджета органов федерального казначейства;
3. Отражение этих операций по лицевым счетам. Осуществление платежей производится органами федерального казначейства в течение срока действия доведенных лимитов бюджетных обязательств текущего года по показателям экономической классификации расходов бюджетов РФ в соответствии с поквартальным распределением утвержденных и доведенных бюджетных ассигнований на основании заключенных договоров на закупку товаров, выполнение работ (услуг) для федеральных нужд, начисленных установленных денежных выплат, принятых иных обязательств федерального бюджета. При этом принятые получателем средств обязательства, подлежащие исполнению в данном месяце, не могут превышать доведенные с начала года лимиты бюджетных обязательств с учетом осуществленных платежей по соответствующему показателю экономической классификации расходов бюджета РФ.
В целом, казначейская система исполнения федерального бюджета приводит к существенному изменению всех процедур формирования и использования государственных финансовых ресурсов: сокращаются встречные потоки государственных денежных средств, усиливаете сплошной и непрерывный контроль за федеральными бюджетными средствами, повышаются достоверное и качество информации о состоянии бюджетной системы страны, растет бюджетно-правовая ответственность всех участников формирования и исполнения федерального бюджета. Казначейские органы стати играть активную роль в реализации бюджетного федерализма: они расщепляют налоги между федеральным центром и субъектами РФ, осуществляют все операции по прохождению федеральных ресурсов до бюджетополучателей в регионах.
- Общественные финансы и государственный финансовый менеджмент
- Финансы как стоимостная категория.
- Сущность и развитие финансов.
- Признаки финансов.
- Функции и роль финансов в перераспределении валового национального продукта.
- Финансовые ресурсы: их источники и структура.
- Финансовый баланс государства.
- Финансовая система государства, ее сущность, значение и звенья.
- Государственный бюджет, внебюджетные фонды, финансы хозяйствующих субъектов и домохозяйств, государственный кредит, страховые фонды.
- Финансовая политика, ее сущность и составные компоненты.
- Органы управления финансами в Российской Федерации и их функции.
- Объекты и субъекты управления финансами.
- Функциональные элементы управления финансами.
- Финансовый контроль как важнейшая функция управления финансами.
- Воздействие финансов на социально-экономическое развитие государства.
- Финансовое управление на макро- и микроуровнях.
- Роль финансов в международных экономических отношениях.
- Бюджет государства, его социально-экономическая сущность, роль в социально-экономическом развитии государства.
- Бюджетная система страны, ее виды и участники.
- Принципы бюджетной системы государства.
- Бюджетная политика государства. Основные направления бюджетной политики рф в 2011–2013 годах
- Доходы бюджета, их классификация, разграничение по уровням бюджетной системы.
- Расходы бюджета, их классификация, распределение расходных полномочий между уровнями власти.
- Бюджетная классификация.
- Сбалансированность бюджета, дефицит и профицит бюджета.
- Государственный и муниципальный долг, его классификация, инструменты управления.
- Государственный кредит, его сущность и классификация.
- Государственные ценные бумаги.
- Межбюджетные отношения, вертикальное и горизонтальное, выравнивание.
- Бюджетный федерализм.
- Бюджетный процесс и его основные этапы.
- Казначейская система исполнения бюджета.
- Налоговая система государства.
- Налоги, их экономическая сущность, функции и классификация.
- Концепции, принципы и методы налогообложения.
- Организация налоговой системы государства и структура налогов по уровням управления: федеральные, региональные и местные налоги.
- Основные налоги и сборы в Российской Федерации.
- Прямые и косвенные налоги.
- Механизмы налогообложения субъектов предпринимательской деятельности.
- Налоговая политика и налоговое регулирование государства.
- Налоговое администрирование: цели и методы.
- Формы и методы налогового контроля.
- Бюджетные и внебюджетные фонды государства.
- Государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд рф, Фонд обязательного медицинского страхования рф, Фонд социального страхования рф.
- Бюджетные системы развитых стран.
- Бюджетное устройство унитарных государств
- Бюджетное устройство федеративных государств
- Основные принципы межбюджетных отношений в России
- Реформы межбюджетных отношений в России в 2000-х гг. Этапы и содержание реформ
- Положение бюджетов регионального уровня
- Положение бюджетов муниципального уровня
- Региональные и муниципальные бюджеты рф в период кризиса
- Бюджетирование, ориентированное на результат
- Цели внедрения механизмов бор в субъектах рф и муниципальных образованиях
- Ключевые моменты выбора схемы автоматизации бор
- Состав и функциональные возможности
- Методология внедрения и сопровождения автоматизации бор
- Методологическое обеспечение автоматизации механизмов бор включает в себя:
- Содержание дронДов
- Целеполагание
- Выбор показателей и определение результата
- Распределение доходов
- Текущая ситуация
- Базовые теоретические концепции финансового менеджмента
- Межвременное распределение ресурсов.
- Бюджетная линия.
- Экономическая сущность процентной ставки и ее влияние на бюджетную линию.
- Сбережения, капитал и инвестиции.
- Теорема разделения Фишера.
- Предельная доходность инвестиций и предельные издержки по привлечению капитала.
- Критерии экономической эффективности инвестиций: чистая приведенная стоимость и внутренняя норма доходности.
- Теория агентских отношений и основы корпоративного управления (Corporate Governance).
- Предпринимательская деятельность как процесс создания стоимости.
- Владельцы (shareholders) и заинтересованные участники (stakeholders) корпораций.
- Ограниченная ответственность и акционерный капитал.
- Максимизация стоимости как главная цель корпоративного управления.
- Агентские издержки: формы их осуществления и источники финансирования.
- Принципы построения финансовой отчетности корпораций.
- Финансовый менеджмент в системе управления корпорацией.
- Основные задачи финансовой службы корпорации.
- Казначейская и контрольная функции финансового подразделения. Функции и подразделения фэс компании
- Место финансового директора (cfo) в управленческой иерархии.
- Взаимодействие финансовой службы с другими структурными подразделениями корпорации.
- Финансовое окружение предприятия.
- Отраслевые особенности и их влияние на организацию финансов предприятий и отраслей народного хозяйства.
- Финансы общественных организаций и благотворительных фондов
- Доходность и риск.
- Экономическая сущность и виды доходности.
- Текущая доходность и доходность от прироста стоимости.
- Полная доходность за период владения (доходность к погашению).
- Способы расчета средней доходности за период времени.
- Фактическая доходность портфеля.
- 78. Доходность и инфляция.
- 79. Способы расчета доходности отдельных финансовых инструментов.
- Определение риска в финансах и способы его измерения.
- Концепция премии за риск.
- Диверсификация как один из способов снижения рисков.
- Соотношение ожидаемой доходности и риска портфеля.
- Эффективность портфеля и способы ее измерения.
- Определение уровня риска портфеля.
- Оценка вероятности и влияния риска (качественный анализ)
- Количественный анализ риска
- Статистические методы
- Аналитические методы
- Метод экспертных оценок
- Метод аналогов
- Склонность инвесторов к риску и их кривые безразличия.
- Теория структуры капитала.
- Структура капитала и финансовый леверидж.
- Фактическая, маржинальная и целевая структура капитала.
- Способы оценки капитала по рыночной и по балансовой стоимости.
- Сущность и виды денежных потоков.
- Свободный денежный поток, денежные потоки акционерам, кредиторам и всем инвесторам.
- Налоговая защита по уплаченным процентам.
- Приростные денежные потоки.
- Альтернативные издержки.
- Переменные и постоянные расходы.
- Особенности приростных денежных потоков при обосновании краткосрочных управленческих решений.
- Методика маржинального анализа.
- Операционный леверидж как измеритель систематического риска.
- Расчет учетной (фундаментальной) беты.
- Структура капитала и виды денежных потоков.
- Сущность и виды инвестиций.
- Содержание бизнес-плана инвестиционного проекта.
- Общая финансовая схема реализации проекта.
- Прогнозирование приростных денежных потоков по проекту.
- Влияние амортизационных отчислений на приростные денежные потоки по проекту.
- Расчет основных показателей экономической эффективности инвестиций.
- Систематический и индивидуальные операционные риски проектов.
- Операционные риски проекта и обоснование выбора ставки дисконтирования денежных потоков.
- Анализ чувствительности.
- Сценарный анализ.
- Анализ операционных рисков проекта по методу Монте-Карло.
- Основные источники собственного капитала для частных компаний.
- Краткосрочные источники
- Долгосрочные источники
- Содержание собственных источников финансирования предприятия
- Особенности венчурного финансирования и роль хеджевых фондов.
- Первичное размещение акций на фондовой бирже.
- Организация дополнительных эмиссий обыкновенных акций.
- Сезонные предложения акций.
- Особенности привлечения гибридного финансирования (привилегированные акции).
- Основные формы привлечения заемного капитала.
- Финансовое планирование.
- Информационный блок
- Стратегическое финансовое управление, ориентированное на стоимость.
- 1.1 Сущность и необходимость управления, ориентированного на стоимость
- 1.2 Концепция системы управления, ориентированного на стоимость
- Экономическая добавленная стоимость (eva).
- Система сбалансированных показателей (bsc).
- Оценка работы компании фондовым рынком: p/e, m/b, отраслевые индикаторы.
- Расчёт коэффициента цена/прибыль
- Применение
- Методика определения фондовых индексов
- Методы расчета фондовых индексов
- Корректировка индексов
- Основные фондовые индексы.
- Франция
- Германия
- Великобритания
- Мексика
- Гонконг
- Использование модели компании Дюпон в разработке стратегии развития предприятия.
- Планирование темпов устойчивого роста.
- Собственный оборотный капитал.
- Операционный и финансовый циклы.
- Управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
- Оптимизация уровня запасов.
- Управление денежными средствами и ликвидностью.
- Прогнозирование основных финансовых пропорций по методу процентной зависимости.
- Разработка годового бюджета предприятия.
- Оперативный финансовый контроль.
- Основные формы и способы объединения компаний.
- Главные мотивы слияний и поглощений: вертикальная интеграция, экономия на масштабах производства, диверсификация, улучшение финансовых показателей.
- Три типа
- Вертикальная интеграция назад
- Вертикальная интеграция вперёд
- Сбалансированная вертикальная интеграция
- Реакция рынка на информацию о готовящихся слияниях и поглощениях.
- Порядок осуществления сделок по слияниям и поглощениям.
- Особенности стоимостной оценки объектов сделок по слияниям и поглощения.
- Антикризисное управление.
- Признаки возникновения кризисной ситуации и способы ее выявления и прогнозирования.
- Банкротство и финансовая реструктуризация.
- Правовая, экономическая и финансовая сущность банкротства.
- Процедуры банкротства
- Проблемы российского законодательства о банкротстве.
- Способы и процедуры ликвидации предприятий. Понятие ликвидации юридического лица
- Виды ликвидации юридического лица
- Принудительная ликвидация юридического лица
- Добровольная ликвидация юридического лица
- Принятие решения о ликвидации юридического лица
- Ликвидационная комиссия
- Официальное объявление о ликвидации юридического лица
- Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости
- Уведомление каждого кредитора лично
- Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов
- Выявление дебиторской задолженности
- Составление промежуточного ликвидационного баланса
- Инвентаризация
- Погашение требований кредиторов. Очередность
- Составление ликвидационного баланса
- Основные группы заинтересованных сторон в процессе банкротства: собственники, кредиторы, менеджмент, персонал, государство.
- Финансовая реструктуризация предприятия.
- 150. Понятие денег, их происхождение, необходимость и предпосылки возникновения и применения денег, эволюция денег.
- 151. Сущность и функции денег как меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа.
- Свойства денег.
- Роль и развитие категорий «деньги» в условиях рыночной экономики.
- Особенности функции «мировые деньги» в современных условиях.
- Денежная система государства, ее основные элементы, типы и функции.
- Генезис развития денежной системы страны.
- Денежная система Российской Федерации.
- Бумажные и кредитные деньги, закономерности их обращения.
- Эмиссия денег и организация эмиссионных обращений.
- Денежное обращение и его виды, структура.
- Наличноденежный оборот и денежное обращение.
- Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов.
- Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
- Денежная масса и скорость обращения денег.
- Денежные агрегаты.
- Сущность инфляции, классификация типов инфляции.
- Воздействие инфляции на экономику государства, методы ее регулирования.
- 1. Косвенные методы.
- Методы стабилизации валют.
- Денежные реформы и методы их проведения.
- Денежно-кредитная политика государства.
- Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
- Денежная система России.
- Конвертабельность национальных денег, валютный курс, международные расчетные операции.
- 1. Текущие вал. Операции:
- 2. Валютные операции, связ. С движением капитала:
- Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция.
- Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
- Кредит, его необходимость, сущность и функции.
- Формы и виды кредита.
- Кредит в международных экономических отношениях.
- Рынок ссудных капиталов, его сущность и источники.
- Кредитная и банковская система государства и их основные элементы.
- Ссудный процент и его экономическая роль.
- Основы формирования уровня ссудного процента.
- Границы ссудного проценты и источники его уплаты.
- Операции наращения и дисконтирования.
- Типы банковских систем.
- Виды банков.
- Центральные банки государства и основы их деятельности.
- Функции центральных банков.
- Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги).
- 1. Собственные средства - акционерный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.
- 3. Эмитированные средства банков - есть средства клиентуры, вложенные в ценные бумаги банка (в облигации и векселя).
- Международные финансовые и кредитные институты.
- Финансовый рынок и страхование.
- Теория оценки активов (capm)
- Расчёт коэффициента
- Страхование Экономическая сущность и функции страхования
- Организация страхования Принципы организации страхового дела
- Организационно-правовые формы страхования
- Меры государственного регулирования страховой деятельности
- Классификация страхования Направления, отрасли, подотрасли и виды страхования
- Формы страхования
- Обязательное страхование
- Добровольное страхование
- Правовые основы страховых отношений
- I ступень — Общее гражданское право
- II ступень — Cпециальное законодательство по страховому делу
- III ступень — прочие нормативные акты
- Экономико-финансовые основы страхования